Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Автор: Ильясова Б.А.- преподаватель русского языка и литературы
«Патриотизм – единственный из важных, постоянных ценностей, характерных совершенно всем сферам существования сообщества и государства, является значимым внутренним достоянием личности, устанавливает высочайшую степень ее развития и проявляется в ее активной самореализации в пользу Отечества».
«Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — высоконравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Отчизны, желание беречь её характер и культурные особенности и идентификация себя с иными членами народа, стремление оберегать интересы Родины и своего народа». Патриотизм начинается с любви и почтения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и большой культурой. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного сообщества. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию подлинного гражданина.
Патриотическое воспитание – наиглавнейшее направление работы по формированию нравственно-политических качеств студента. Формированию чувства патриотизма у студентов помогают беседы, чтение книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с участниками боевых действий, с бывшими фронтовиками.
Перед нами, филологами, проблема духовно-высоконравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения иному, совет помирающего старика юноше, начинающему жить, указ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». Система работы (которая помогает мне выявить знания, умения и навыки студентов), научить их творчески мыслить и углублять полученные знания, включает в себя:
- обычный урок русского языка или литературы;
- уроки - презентации;
- проектные уроки;
- групповую и парную работы;
- многообразные формы внеклассной работы;
- самостоятельную работу самого студента;
- коррекцию своей деятельности.
В содержании предмета «Русский язык» есть два типа учебного материала, которые можно использовать для решения проблемы патриотического воспитания: во-первых, это теоретические сведения, например, «Общие сведения о языке», во-вторых, дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, диктанты, изложения, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.
Дидактический материал обязан быть наглядным и доступным. Поэтому я привлекаю и самих студентов к сбору материала на патриотические темы: мы сочиняем тематические тексты, выбираем художественные и публицистические тексты - это всё используется в последующем на уроках при составлении предложений и написании сочинений, изложений.
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые я использую при изучении разных тем в процессе всего обучения русскому языку, например:
1.При изучении темы: “Тире между подлежащим и сказуемым”:
Родная сторона - мать, чужая – мачеха;
Родина - мать, умей за неё постоят
Жить — родине служить.
Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Дружно за мир стоять — войне не бывать
Человек без Родины – что соловей без песни;
Чужбина - калина, родина - малина;
2.Тема: “Прилагательные полные и краткие”:
Своя земля и в горести мила;
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
На чужой сторонушке рад своей воронушке;
Где выросла сосна, там она и красна.
Таким образом, русский язык — учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин...
И , когда мы говорим на уроках о проявлении патриотизма через любовь и интерес к истории своей семьи, к тому, как история страны преломилась в судьбах родных и близких людей, в воображении студентов включаются эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству)
Патриотическое воспитание на уроках литературы.
Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести встревоженный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о трудной доле героев произведений, о бездуховности, о потере высоконравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Ежедневная работа на уроках литературы над главными видами устных и письменных работ великолепно сочетается с исполнением задач патриотического воспитания. Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат творения устного народного творчества: пословицы, присказки, загадки, песни, былины.
Изучая поэзию 19-20 веков А.С. Пушкина (стихотворение «Зимнее утро»), М.Ю. Лермонтова «Утес», С. Есенина «Пороша», Н.М.Рубцова - поэзию больших мастеров, мы учим видеть великолепие , красу родной природы. Поэты также часто обращаются в своих творениях к описанию картин природы и не только по тому, что это вызывает их чувства, эмоции, но и по тому, что очень часто пейзаж оказывается созвучным настроению человека. С особой теплотой относятся студенты к теме родной природы, ее красе и неповторимости. Образцы описания русской природы мы обретаем в разделах, в которые включены произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений об Отчизне, родной природе дают возможность студентам прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.
Безусловно, постичь, осознать и ощутить человека, явление всегда проще через искусство. Таким образом, к примеру, участь родины и судьба человека слиты в одно целое в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Стойкость, атмосфера товарищества, верность отечеству – эти качества уже давно существовали в русском солдате. В случае Андрея Соколова мы видим и прочие особенности героев Великой Отечественной войны – надежную высоконравственную мощь, редкостную смелость. Лейтмотивом произведения считаются фразы самого главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». При анализе текста студенты получают задания отыскать данные проявления мужества и героизма русских людей в добавочной литературе; анализируя эти ,либо другие действия наших граждан, они отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Данные вопросы вызывают ощущение вовлеченности каждого студента к действиям давно минувших лет и событиям того или иного времени действий, что делает такого рода занятие личностно направленным. Кроме того, развитию патриотических качеств личности содействует присутствие в заданиях креативных задач: изобразить картину к многознаменательному событию, составить кроссворд, озвучить разговор исторических деятелей, предоставить характеристику историческому герою, устное рисование. А применение музыкальных фрагментов дает возможность сформировать особенный чувствительный настрой урока, что в большей степени обеспечивает успех урока.
Духовно-патриотическое развитие находит продолжение и в внеурочное время . В собственной работе я следую теоретическими утверждениями крупнейшего педагога В.А. Сухомлинского, который говорил, что «воспитывать чувство патриотизма - значит добиться, чтобы жизнь постоянно выходила за рамки интересов семьи, родного очага, родного города». Однако непосредственно для этого приступать к изучению мира необходимо с того, что ближе - с семьи, судьбы деда и прадеда. Любовь к Родине начинается с влюбленности к собственной семье: отцу с матерью, братьям, сестрам, близким людям.
Развитие патриотизма – это постоянная работа по формированию у студентов чувства гордости за свою Родину и свой народ, почтение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и значимость русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить. Мною проводятся разные мероприятия, воспитывающие в студентах любовь и уважение к взрослым. В настоящее время мы со студентами готовимся к проведению праздника, посвященного Дню Матери. Студенты будут читать стихи собственного сочинения, петь песни, выступать с танцевальными номерами, выражая благодарность своим мамам. Особенность нашей деятельности такая, что мы сеем семена интеллекта и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. В некоторых случаях, к нашей общей печали, не прорастают совершенно.
Патриотическое воспитание, представляясь составной частью единого воспитательного процесса, предполагает собой регулярную и направленную работу организаций государственной власти и социальных учреждений по развитию у людей высочайшего патриотического сознания. Однако, в случае если уже после наших уроков студенты будут хоть немного чище, добросердечнее душой друг к другу и находящимся вокруг людям, если понятия долг, честь, обязанность, честность никак не останутся для многих фразой из книги, в таком случае я могу считать свою задачу выполненной, пускай и не целиком. И полагаю, что следует оберегать и совершенствовать язык, улучшать и поднимать его как способ общения, орудие мысли. В таком случае возвысится и степень культуры, и станет скапливаться богатство благих взаимоотношений между людьми, будут усиливаться высоконравственные традиции жизни.