СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Организационно-управленческие условия работы педагогов с одарёнными детьми в образовательной организации"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организационно-управленческие условия работы педагогов с одарёнными детьми в образовательной организации"»

УДК 330 Дойникова Юлия Павловна
Организационно-управленческие условия работы педагогов с одарёнными детьми в образовательной организации


Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы организации работы педагогов с одарёнными детьми в системе образования. Предложены организационно-управленческие условия работы педагогов с одарёнными детьми, которые, позволят раскрыть таланты и одарённость учащихся.


Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, образовательная среда, педагог, педагогическая деятельность, организационно-управленческие условия.


В настоящее время государство ставит перед педагогическими работниками такие задачи, как развитие творческих и лидерских качеств личности обучающихся, поскольку качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно мыслить, решать задачи и принимать вызовы времени и общества, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.

На социальном уровне актуальность исследования обусловлена тем, что для современного образования одной из задач является сохранение и развитие творческого потенциала молодых талантов, совершенствование организации работы с одаренными и высокомотивированными детьми, непрерывное их сопровождение в условиях массовой школы.

В России существует различные программы и меры поддержки одаренных детей. Это включает специальные образовательные проекты, конкурсы, стипендии, исследовательские центры и олимпиады. Тем не менее, эффективность и охват этих мер могут требовать усовершенствования и увеличения финансирования.

Обучение одаренных детей требует индивидуального подхода и специальных программ, разработанных для развития их умственных способностей. Это может включать разнообразные задачи, проекты и возможности для творчества. Важно учесть интересы и потребности каждого ребенка, чтобы обеспечить наиболее эффективное обучение.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в России предусматривают учет потребностей одаренных детей. Однако, некоторые критики указывают на то, что ФГОС не всегда достаточно учитывают индивидуальные особенности и потребности этой группы учащихся, что может затруднить их полноценное развитие и обучение.

Одаренность — это своеобразный набор индивидуальных способностей и талантов, которые выходят за рамки средних возможностей человека в определенной области, такой как интеллект, творчество, спортивные навыки или музыкальный талант. Данные способности могут проявиться естественно или развиваться через усиленное обучение и практику.

Одаренные дети — это термин, используемый для обозначения детей с выдающимися способностями или талантами в определенных областях. Эти дети имеют потенциал для достижения высоких успехов в учебе, искусстве, спорте или других сферах. Одаренные дети могут иметь разнообразные способности, включая высокий интеллект, творческий потенциал, лидерские качества и другие специфические таланты. Важно обеспечить им поддержку, стимулирование и адекватное образование, учитывая их особенности и потребности. Особое внимание в системе образования придается сегодня развитию детской одаренности, так как ориентир ставится не знания, а на личность и ее особенности.

В этих условиях актуальным представляется изучение организационно-управленческие условия работы педагогов с одарёнными детьми в образовательной организации.

Целями данного вопроса исследования является анализ организационно-управленческих условий работы педагогов с одарёнными детьми в образовательной организации. Развитие личности ребенка, его способностей и таланта происходит, только в организованном образовательном процессе.

Эффективность и результативность будет достигаться тогда, когда осуществляется правильная системная, поэтапная и целенаправленная подготовка школьников к олимпиадам.

Работа с одаренными детьми в школе требует индивидуального подхода и поддержки, включая:

- идентификацию одаренных учеников: определение их специфических талантов, способностей и потребностей;

- индивидуальные образовательные программы: разработка учебных планов, учитывающих потребности каждого одаренного ребенка;

- расширенная учебная программа: предложение более сложных и интересных задач, расширяющих знания и навыки;

- стимулирование интересов: поддержка увлечений и развитие учебного интереса через проекты, исследования и дополнительные занятия;

- создание групп для обмена опытом: содействие в формировании групп для обсуждения проектов, анализа задач и совместного творчества;

- психологическая поддержка: работа с психологами для развития социальных навыков, управления стрессом и эмоциональной поддержки;

- сотрудничество с семьями: регулярное информирование родителей о прогрессе и потребностях их ребенка, вовлечение их в образовательный процесс;

- поддержка менторства: предоставление возможности для взаимодействия с опытными наставниками или учеными;

- обучение саморегуляции и метапознания: помощь в развитии навыков управления своими учебными процессами и целями;

- развитие критического мышления и творческих способностей: поддержка в развитии критического мышления, креативности и самовыражения.

Важно создать благоприятное образовательное окружение, где одаренные дети будут чувствовать себя важными и поддержанными в своих учебных усилиях.

Для эффективного обучения одаренных детей важно принимать во внимание их специфические потребности, предоставлять дополнительные образовательные возможности, стимулировать творческий потенциал и индивидуальные таланты. Это может потребовать адаптации учебных программ и методик, а также обучение педагогов для работы с одаренными детьми.

Принято считать, что основными методами при работе с высокомотивированными обучающимися являются: метод педагогического наблюдения, анкетирование, формы педагогической диагностики, анализ качества знании и освоение предметных результатов, мониторинг качества результатов участия в олимпиадах и конкурсах [2, с.186].

По итогам анализа обучающиеся, которые добьются определенных успехов в обучении, могут претендовать попасть в банк высокомотивированных обучающихся, а также будут получать особую поддержку в подготовке к интеллектуальным состязаниям.

Вторым этапом является сам процесс системной подготовки школьников, который осуществляется в рамках: предметного обучения, внеурочной деятельности, дистанционная работа с использованием ЦОР и платформ, самоподготовка школьника с учетом ИОМ и ИОТ.

Необходимость условий развития успешной и эффективной организации одаренных детей диктует нам использовать более эффективные формы организации подготовки к олимпиадам и предметному обучению, например, индивидуализация и дифференциация обучения, а также задания творческого и поискового характера, которые будут нацелены на нестандартные подходы в решении.

Анализ опыта организации подготовки в российских общеобразовательных школах показал, что чаще всего используются групповые формы организации работы с одаренными детьми, а также создание профильных классов для углубленного изучения отдельных предметов, организация межклассных секций для обучения межвозрастных групп, объеденных одним общим предметом или тематикой, также используются формы организации подготовки к олимпиадам по виду способностей детей, обучение осуществляется по ИОМ и ИОП, также возможно создание «школы выходного дня».

Во многих общеобразовательных создаются специализированные структурные подразделения: ресурсные центры, исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские, профильные лагеря ( смены), научные школы и сообщества.

Таким образом, при подготовке одаренных детей педагогам стоит учитывать следующие условия:

Во - первых, важно использовать интересные и разнообразные задания, они должны быть ориентированы на содержание общеобразовательной программы и специфику деятельности общеобразовательной организации.

Во - вторых, схема обучения одаренных детей должна быть четко обозначена с учетом технических и иных особенностей.

Работа с одаренными детьми требует индивидуального подхода, разностороннего развития, стимулирования творчества и поддержки их уникальных способностей. Это включает задания, развивающие критическое мышление и предоставление возможностей для самовыражения.





Список литературы

1. Каунова К. Ю. Структурные компоненты формирования готовности педагога к взаимодействию с одаренными детьми// Вестник Воронежского государственного университета. – 2018. –№ 4. – С. 52-56.

2. Орешкина А.К. Одаренность в условиях цифровизации образования// Профессиональное образование и общество. – 2019. – № 1. – С. 186 -194.



Дойникова Юлия Павловна – магистрант, Северный (Арктический) Федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.


Научный руководитель: Поляшова Наталья – кандидат биологических наук, доцент, Северный (Арктический) Федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.