Основные компоненты формирования методической культуры учителя иностранного языка
Бабцева Н. В., учитель немецкого языка
МОУ „УВК „ГАРМОНИЯ“ Г. ДОНЕЦКА“ 2018
Методическая культура учителя, его умение передавать свои знания, организовывать весь процесс обучения, создавать надлежащие условия для полноценного общения - являются необходимой основой для организации современного эффективного урока.
Многие методисты представляют свои компоненты методической культуры учителя. Рассмотрим несколько вариантов. Один из первых, что нами рассмотрен - это состав за Т. Бережной. Он включает сочетание таких компонентов как целевой, мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, личностно-творческий и рефлексивный. Следует указать, что компоненты методической культуры педагога могут включать в себя: научное мировоззрение; общенаучную и профессиональную мышления; потребность к самосовершенствованию.эрудицию; глубокие мышление психолого-педагогические знания; глубокие знания в области преподавания учебного предмета, методики воспитание; ощущение нового; творческое; конструктивные способности и склонность к аналитико-синтетической интеллектуальной деятельности; критичность
Высокий уровень методической культуры означает, что педагог:
- овладевает содержанием программ и методике их реализации в учебно-воспитательном процессе;
- проявляет желания к внедрению нового, передового, вооружает учащихся глубокими знаниями, повышает качество преподавания предмета не только на основе своего жизненного и профессионального опыта, но и путем познания общих закономерностей учебного процесса, усвоения достижений психолого-педагогической науки, внедрения их в практику педагогической деятельности;
- умеет диагностировать, моделировать и прогнозировать систему педагогической деятельности;
- владеет методикой педагогических исследований и умеет ее реализовать в учебном процессе; совершенствует профессиональную деятельность, прогнозирует перспективы собственной труда с учетом самоанализа достигнутого;
- принимает активное участие в различных формах методической работы, обнаруживает заинтересованное отношение к инновации; умеет обобщать личный опыт работы, имеет печатные работы, пропагандирует среди коллег свои творческие достижения; развивает творческие способности учеников и в совершенстве владеет современными техническими средствами обучения.
Необходимо отметить так же, что в рамках методической культуры можно выделить определенные профессиональные компетенции, характеризующие каждый из перечисленных компонентов.
В связи с этим, согласно первому компоненту сформулирован иерархически упорядоченный перечень целей (стратегическая, тактические и оперативные) и задач.
Мотивационный (А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и т.д.) и ценностный компоненты (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.) выступают как системообразующие в подготовке педагога и выражающие осознанное побуждение к овладению и развитию методического аспекта педагогической деятельности.
Потребность в самореализации, самоутверждении, любовь к своему "делу", стремление к общественному признанию являются мощным мотиватором любой деятельности.
Когнитивный компонент определяет степень теоретической готовности будущего педагога, представляется нам как синтез профессионально-методических компетенций соответствующих иерархической системе направлений:
1) методологическое направление;
2) психолого-педагогическое направление;
3) частно-предметное направлений .
Методологическая направленность когнитивного компонента методической культуры выражается в способности педагога реализовать комплексный подход к проектированию и внедрению инноваций в системе образования.
Развитие личности как определенной когнитивной парадигмы, формирующейся на базе существующих культурных образовательных парадигм, при которой мировоззрение и поведение определяются характером восприятия, понимания и усвоением полученной профессионально-педагогической информации.
Опора на когнитивно-синергетическое понимание при изучении иностранного языка обозначает, что знания становятся личностной категорией учащихся посредством реализации частно-предметного направления когнитивного компонента методической культуры учителя иностранного языка.
Третий компонент методической культуры - операционно-деятельностный. Компетенции, входящие в его состав, предполагают освоение современных, прежде всего активных форм обучения и методов обучения с использованием новейших технических средств. Владение информационными компетенциями является необходимым условием для реализации операционно-деятельностного компонента и предполагает, что при помощи реальных объектов и информационных технологий, формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Рефлексивный компонент методической культуры представлен пониманием рефлексии как процесса осмысления учителем основ своей деятельности, в ходе которого осуществляется оценка и переоценка своих собственных способностей, планирование и корректировка действий, формирование культурных умений.
Проанализировав общие структурные компоненты методической культуры, выделим те, которые наиболее характеризируют методическую культуру учителя иностранного языка:
1. Профессиональные знания всех компонентов процесса обучения иностранного языка, а именно: цели, средств, подходов к обучению иностранного языка, структуры учебно-воспитательного процесса с иностранного языка, методов, приемов работы учителя иностранного языка, специфических особенностей планирования обучения иностранного языка как конкретного урока, его места в системе уроков, так и всего курса изучения иностранного языка (когнитивный уровень);
2. Умение использовать приемы собственной педагогической деятельности, основывается на опыте работы, то есть конструктивные способности, которые предусматривают применение методических приемов в зависимости от различных условий обучения иностранного языка;
3. Научное мировоззрение, креативность, критичность мышления, постоянное самосовершенствования, фасилитаторськие способности, ценностная обусловленность профессионального самоопределения, предусматривающего преобразование имеющихся методических знаний и сформированных иностранных умений на систему собственных жизненных ценностей (личностно-мотивационный уровень). Формирование иноязычной методической культуры будущего учителя.
Это фундамент для развития психологической, педагогической культуры, совершенного уровня владения иностранным языком, что в сочетании составляют профессиональную культуру педагога и способствуют его профессиональному росту.
Что же касается таких элементов методической культуры как: педагогическая направленность; профессиональные знания; педагогические способности - то их охарактеризуем следующим образом. Педагогическая направленность в нашем случае - это преподавание иностранного языка. Содержание профессиональных знаний составляет знание предмета, который преподается, его методики, педагогики и психологии. А педагогические способности включают в себя: дидактические; организаторские; коммуникативные; перфективные; научно-познавательные; эмоциональная устойчивость и оптимальное прогнозирования.
При обсуждении вопроса о сущностных признаках методической культуры современного педагога-воспитателя своеобразным эталоном может стать профессия методиста. Методист - это специалист по методам и формам работы в конкретной области педагогической действительности, в том числе и в сфере воспитательной работы с учащимися. Методист - это специалист, обладающий профессиональным видением широкого спектра возможностей для практического решения типичных и инновационных проблем и задач. Воспитательная сфера профессиональной педагогической деятельности не является здесь исключением. Кроме того, каждый педагог является и методистом-практиком, накопившим определенный опыт учебной и воспитательной работы, опыт теоретического и практического решения различных педагогических задач. Воспитательная составляющая такого опыта, на наш взгляд, может быть отнесена к феномену профессиональной культуры только в том случае, если педагог-практик имеет развернутое представление об опыте своих предшественников и современников, правильно использует такой опыт на практике, в соответствии с требованиями реальной ситуации, творчески обогащает воспитательные традиции в силу закономерного характера непрерывного изменения, модификации педагогических идей и воспитательных традиций как культурного феномена. К сожалению, педагогику часто отделяют от культуры, чем наносят ей непоправимый вред. Педагоги-исследователи также не особо уделяют свое внимание методической составляющей профессиональной культуры педагога.
Что же касается опытных методистов-практиков - то они уверены, что методическая культура учителя должна состоять из следующих трех базовых компонента: компетентностный, включающий в основном знаниевую часть, осведомленность педагога в общих и частных вопросах теории и методики учебной работы; деятельностный, характеризующийся развернутым умением на практике осуществлять учебную деятельность в непрерывно расширяющихся социокультурных границах целостного учебного процесса, с учетом актуальных ситуативных задач, освоенного содержания и приобретенного уровня психолого-педагогической и методической компетентности; креативный, в рамках которого педагог может, с учетом специфики складывающейся воспитательной ситуации и своего индивидуального творческого потенциала обогащать, совершенствовать конкретную систему учебной работы, в пространстве которой он реализует свои жизненные и профессиональные намерения.
Иноязычная методическая культура, прежде всего, предполагает сформированность профессионально-методических умений учителя использовать современные технологии в обучении иностранного языка, методы и приемы обучения иностранного языка; рационально планировать и реализовывать различные формы организации учебно-воспитательного процесса с иностранного языка как в урочное, так и внеурочное время; оценивать уровень сформированности всех компонентов.
Методическая культура учителя иностранного языка является необходимым компонентом профессионального методического мастерства будущего учителя иностранного языка, его конкурентоспособности на рынке труда.
Это означает, что учитель иностранного языка способен достичь эффективности в процессе своей педагогической деятельности только при условии осведомленности в вопросах теоретических и прикладных основ обучения иностранного языка; наличии соответствующих профессионально-личностных качеств, жизненных ценностей; рационального и методически целесообразного использования этих знаний на практике, а также их адаптации в зависимости от условий обучения.
город Горловка 2015, научно- практическая конференция по проблеме внедрения инновационных технологий на современном уроке иностранного языка. Методическая культура учителя, его умение передавать свои знания не только обучающимся ,но и своим коллегам , умение организовывать весь процесс обучения, создавать надлежа
щие условия для полноценного общения являются необходимой основой для организации современного эффективного урока. См. выше- игровой момент с мячом
РАБОТА С ОПОРНЫМ КОНСПЕКТОМ
РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Игровой момент урока: наряжаем елку, повторяем лексику
7