«Труд красит человека»
(Воспитательское мероприятие, 5 класс)
Автор: Братерская Надежда Александровна г. Бутурлиновка, Воронежская область, воспитатель 5 группы КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Цель:
- воспитание уважения к людям труда.
Задачи:
- развивать фантазию, мышление, речь;
- подвести детей к пониманию и осознанию того, что руки человеку даны для труда.
Оборудование: текст сказки, пословицы.
Ход мероприятия.
1. Оргмомент.
2. Проблемная ситуация. «Два плуга»
Воспитатель. Тема нашего занятия – «труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
(Воспитатель читает рассказ).
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.
Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был лучше, чем в то время, как он вышел из мастерской, плуг же , пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый,- отвечал плуг.
- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был. То потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Воспитатель.
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего воспитательского мероприятия.
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?
(Потому что, он трудился)
- Что случилось с плугом. который пролежал без дела?
(Потемнел, покрылся ржавчиной)
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?
(Труженика и лентяя)
- Какой вывод делаем, прослушав рассказ?
(Ответы детей).
- Труд красит человека, а безделье его уродует.
- Без труда человек заржавеет и может заболеть.
3. Мини- лекция «Что труд даёт человеку»
Издавна люди придавали огромное значение труду. Многие древние авторы рассматривали труд, как нравственный подвиг, как высокий дом человека.. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится. Что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью, излишествами. И в наше время человек ценится по труду.
Труд – это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют своими руками, и как несчастны и бесполезны те, которые ничему не научились.
4. Игра «Окончание пословицы».
Воспитатель.
В русском народе с самого раннего детства детей приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.
Знаете ли вы пословицы и поговорки?
Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это с вами проверим. ЯЯ читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Воспитатель читает, дети хором отвечают.
1). Деревья смотри в плодах, ..(а людей смотри в делах).
2). Терпенье и труд…(всё перетрут).
3). Под лежачий камень…(и вода не течёт).
4). Маленькое дело…(лучше большого безделья).
5). Горька работа,…(да сладок хлеб).
6). Не везде сила: где уменье, ,.. (а где и терпенье).
7). Не сиди сложа руки -…(не будет и скуки).
8). Не спеши языком - …(спеши делом).
9). Любишь кататься -…(люби и саночки возить).
10). Делу время,…(потехе час).
11). Ищи невесту не в хороводе, …(а в огороде).
5. Игра «Ринг профессий».
Воспитатель.
Незаметно пролетят года, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли вы знаете профессий. Мы поиграем в игру «ринг профессий». В игре участвуют две команды. По моему сигналу вы должны ответить на мои вопросы, если затрудняетесь, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд (раз, два, три), она выбывает из игры. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто остался на ринге.
Внимание – начали!
Дети по очереди называют профессии, проигравшие выбывают и садятся на свои места.
Игра закончилась. Победил (1 ряд).
Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.
Победитель садится на место.
6. Блиц-интервью «Моя любимая профессия».
Воспитатель.
- А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представитель прессы. Я приглашаю его сюда.
Репортёр.
- Меня интересует, каким профессиям отдают симпатии пятиклассники.
- У меня ко всем 2 вопроса.
1). Какая профессия вам больше нравится?
2). Чем она вас привлекает?
(Репортёр подходит к каждому ученику, дети отвечают).
7. Устные рассказы «Профессии наших родителей».
Воспитатель. Многие ребята, мечтая о взрослой жизни. Ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирая человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звёзды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят – делают всё то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе?
(Дети рассказывают о профессии родителей)
8. Заключительное слово.
В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которые может подарить труд.
9. Подведение итогов.
Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти?
Какие мысли запомнились?
Над чем хочется задуматься?
- Запомнилась сказка о двух плугах, потому что говорит о людях.
- Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде.
- Заставила задуматься о будущей профессии.