Особенности организации работы на уроках по математике в первом классе.
В первом классе уроки по математике проводятся ежедневно, начиная с сентября. Продолжительность уроков 40 минут. На каждом уроке идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного.
В первом классе необходимо ограничиться работой только над одной- двумя программными задачами. В отдельных случаях можно попутно закреплять ранее пройденный материал, если его повторение составляет ограниченную часть работы над новым материалом и способствует его лучшему усвоению.
Внимание семилетних детей, как и шестилетних, еще неустойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие является элементарным математическим действием: «Найди столько же!», «Разложи по порядку!» и др.
В конце урока могут проводиться подвижные игры, включающие ходьбу и бег: «Найди свой домик!», «Автомобили и гаражи». Они дают детям двигательную разрядку.
На занятиях используют наглядно-действенные приемы обучения: показ педагогом образцов и способов действия, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление соответствия между совокупностями предметов, счет и др.).
На седьмом - восьмом году жизни у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям. В связи с этим их побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов.
Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. (Почему круг катится, а квадрат не катится?). Он подсказывает, а если требуется, - показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ: «Обведите квадрат пальцем! Посмотрите, что у этой фигуры есть».
Дети приобретают знания опытным путем и отражают в речи то, что непосредственно наблюдали. Тем самым удается отрыв словесной формы высказывания от выраженного в нем содержания, т.е. устранить формальное усвоение знаний. Это особенно важно. Дети данного возраста легко запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с конкретными предметами, их свойствами. С первых уроков перед детьми данного возраста ставят познавательные задачи, либо в форме задания («Сегодня вы будете учиться считать»), либо оформляют их в содержании действия – практического, игрового («Найди свой автобус!», «Угости всех белочек!»). Постановка задач придает действиям детей целенаправленных характер.
Место и характер использования наглядных (образец, показ) и словесных (указания, пояснения, вопросы и др.) приемов обучения определяются уровнем усвоения детьми изучаемого материала. Когда дети знакомятся с новыми видами деятельности (счетом, отсчетом, сопоставлением предметов по размерам), необходимы полный, развернутый показ и объяснение всех приемов действий, их характера и последовательности, детальное и последовательное рассматривание образца. Указания побуждают детей следить за действиями педагога или вызванного к его парте ребенка, знакомят их с точным словесным обозначением данных действий. Пояснения должны отличаться краткостью и четкостью. Недопустимо употребление непонятных детям слов и выражений.
В ходе объяснения нового материала детей привлекают к совместным с педагогом действиям. Они, например, могут показывать, какой длины предмет, все вместе (хором) сосчитать предметы и т.п. Новые знания для детей данного возраста лишь постепенно приобретают обобщенный смысл. В первом классе, необходим неоднократный показ для детей действий, при этом меняются наглядные пособия, незначительно варьируются задания, приемы работы. Так обеспечивается проявление детьми активности и самостоятельности в усвоении новых способов действий. Чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем более сознательно они усваивают знания.
Педагог ставит вопросы так, чтобы новые знания нашли отражение в точном слове. Детей постоянно учат пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что получилось в результате. Учитель терпеливо выслушивает ответы детей, не спешит с подсказкой, не договаривает за них. При необходимости дает образец ответа, ставит дополнительные вопросы, в отдельных случаях начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Исправляя ошибки в речи, педагог предлагает повторить слова, выражения, побуждает детей опираться на наглядный материал («Посмотри, какая полоска короче!»). По мере усвоения соответствующего словаря, раскрытия смыслового значения слов, дети перестают нуждаться в полном, развернутом показе.
На последующих уроках они действуют в основном по словесной инструкции. Педагог показывает лишь некоторые приемы. Посредством ответов на вопросы ребенок повторяет инструкцию, например говорит, какого размера полоску нужно положить сначала, какую после. Дети учатся связно рассказывать о выполненном задании. В дальнейшем они действуют лишь на основе словесных упражнений. Однако, если дети затрудняются, педагог прибегает и к образцу и к показу, и к дополнительным вопросам. Все ошибки исправляют в процессе действия с дидактическим материалом. Постепенно увеличивают объем заданий до 2-3 звеньев, например, сосчитать кружки на картотеке и отсчитать столько же предметов.
Усвоение детьми программного материала в большей мере определяется работой, направленной на формирование навыков учебной деятельности. Важно с первых уроков развивать у ребят умение заниматься, систематически приучать к внимательному наблюдению за действиями педагога и одновременному слушанию его указаний. Наиболее трудно приучать детей данного возраста выслушивать задание до конца. «Положите фигурки на место, я еще не все сказала!» – останавливает педагог детей, не разрешая им действовать раньше времени.
Учитель постоянно побуждает детей внимательно слушать и запоминать задание, охотно и точно его выполнять, соблюдая определенную последовательность действий. Дети должны научиться одновременно начинать и одновременно заканчивать работу, действовать самостоятельно, не мешать друг другу, доводить дело до конца.
На вопросы, обращенные ко всем детям, они учатся отвечать по одному. «Я буду задавать вопросы всем, а отвечать будет тот, кого я вызову» - формирует данное требование педагог. Однако в определенных случаях для активизации детей он прибегает к хоровым ответам: «Давайте все вместе назовем (сосчитаем)!». Дети учатся адресовать ответы товарищам. («Расскажи громко, чтобы все слышали!»).
Особой заботы требует развитие умения внимательно следить за действиями и ответами товарищей. Детям предлагают помочь товарищу: уточнить, исправить, дополнить ответ. При этом у них поддерживается доброжелательное отношение друг к другу.
Постоянно оценивая результаты работы детей, педагог приучает их контролировать свои действия, сопоставлять итог, что сделали, с тем, что надо было сделать (соответственно образцу), замечать неточности, ошибки, стремиться их исправить.
Большое внимание в первом классе продолжают уделять воспитанию бережного обращения с пособиями и умения ими правильно пользоваться (поддерживать порядок в ходе работы, убирать пособия на место).
На первых занятиях раздаточный материал дают в индивидуальных наборах, а позднее (во 2 и 3 квартале) – на общих подносах. Ребята учатся совместно пользоваться пособиями, брать счетный материал с общего подноса, обмениваться им в ходе работы.
Педагог постоянно поддерживает у детей интерес к занятиям. Хорошее воздействие оказывает на детей поощрение, поддержка словом, показ достижений, положительная оценка, что позволяет первоклассникам почувствовать удовлетворение от своих достижений. У них развивается вкус к приобретению знаний.
4