Маркина Элина Рустемовна, учитель
Статья на тему:
Память как психический процесс. Виды и процессы памяти.
Память как психический познавательный процесс — это процесс организации и сохранения прошлого опыта, который делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память как психический процесс занимает центральное место в структуре высших психических функций, играя ключевую роль в речевой деятельности и ее восстановлении при нарушениях. Согласно исследованиям А.Р. Лурии, память представляет собой сложную систему, обеспечивающую запоминание, хранение и воспроизведение информации, что тесно связано с работой различных зон коры головного мозга.
В работе «Высшие корковые функции человека» Лурия подчеркивает, что память не является локальной функцией, а опирается на взаимодействие трёх основных блоков мозга: энергетического (ретикулярная формация и лимбическая система), приёма и переработки информации (задние отделы коры) и программирования действий (лобные доли)
Виды памяти можно классифицировать по нескольким параметрам:
По органам чувств:
Зрительная. Примерно у 60% людей зрение — главный способ получения и запоминания информации.
Звуковая. Аудиалы отлично воспринимают всё на слух, им очень легко запомнить что-то новое из подкастов и аудиолекций.
Сенсорная (тактильная). Это память тела. Можно прикоснуться к какой-либо вещи и вспомнить, при каких обстоятельствах уже касался её когда-то.
Обонятельная. Память на запахи — одна из самых мощных.
Вкусовая. Обладатели хорошей памяти на вкусы могут, попробовав блюдо в ресторане, точно определить, какие специи были использованы.
Эмоциональная. Это память о событиях, явлениях, впечатлениях, имевших яркую эмоциональную окраску.
По длительности хранения:
Мгновенная. Что-то остаётся с человеком на несколько мгновений и пропадает.
Кратковременная. Как только что-то увидели, услышали или почувствовали, можно воспроизвести информацию об этом довольно подробно.
Долговременная. Отвечает за практически вечное хранение информации в голове, не зависит от объёма или способа запоминания, но зависит от того, пользуются ли этой информацией хоть изредка.
По цели запоминания:
Непроизвольная. Не прилагали усилий, чтобы что-то запомнить, но оно осталось в памяти.
Намеренная. Приложили усилия, чтобы запомнить что-то, повторяли, ставили себе цель — это запомнить.
По осознанности:
Эксплицитная. Вспоминаем что-либо намеренно, осознанно.
Имплицитная. Вспоминаем что-то или повторяем какое-то действие без усилия, неосознанно.
Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание — избирательное закрепление образов в памяти. Лучше всего запоминается то, что связано со значимыми целями, мотивами и способами деятельности данного человека. Процесс запоминания может быть произвольным и непроизвольным (в зависимости от наличия или отсутствия цели при запоминании), кратковременным, оперативным и долговременным (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память).
Сохранение информации — сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Мозг производит статистический анализ поступающей информации, в результате которого становится возможной оценка вероятности соответствующих событий и, следовательно, планирование поведения.
Воспроизведение — восстановление ранее отражённого в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия.
Забывание также является одним из важнейших процессов памяти. С процессом забывания связано такое явление, как реминисценция — улучшенное отсроченное воспроизведение информации.
Все виды памяти функционируют взаимосвязано, работают как целостная система. Развитие одних видов памяти человека может оказывать влияние на развитие других видов памяти. Например, увеличение объёма кратковременной памяти обычно ведёт к улучшению оперативной памяти, а совершенствование оперативной памяти порождает улучшение долговременной памяти.
Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Человек, полностью лишённый способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестаёт быть личностью.
Работа «Язык и сознание» раскрывает связь памяти с речевой деятельностью. Лурия отмечает, что вербальная память опирается на левополушарные механизмы, включая фонематический анализ и синтаксическое структурирование. Нарушения в зоне Вернике провоцируют дефекты слухоречевой памяти, а поражения префронтальной коры — трудности программирования речевого высказывания. Эти данные актуальны для коррекции афазий, где восстановление памяти на слова и их смысловых связей становится основой реабилитации.
Практические аспекты применения этих теорий в логопедии освещены в трудах Л.С. Цветковой. Она подчеркивает, что методы нейропсихологической реабилитации должны включать упражнения на активизацию неповрежденных звеньев памяти через ассоциативные связи, мнемотехники и семантическое группирование материала.
Таким образом, память как системный процесс обеспечивает не только хранение информации, но и её интеграцию в речевую деятельность. Понимание её мозговых механизмов позволяет разрабатывать адресные методы коррекции, направленные на восстановление как отдельных компонентов памяти, так и их взаимодействия в структуре высших психических функций.