СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме: Подготовка современного урока.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассказывает о подготовке урока с использованием ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: Подготовка современного урока.»

Новоселицкая МОУ СОШ№1







Подготовка урока физики с использованием ИКТ







Учитель физики - Е.Н.Ольховская







2010 г




В настоящее время, когда компьютеризация охватывает все новые и новые сферы жизни, идет интенсивный процесс внедрения компьютерных технологий в процесс образования. Применение компьютеров дает возможность выйти за рамки традиционного образования, открывая новые возможности в методике обучения. В связи с этим актуальной является задача эффективного использования новых информационных технологий для развития интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей.

Урок был и остаётся основной формой взаимовоздействия учителя и ученика. К современному уроку предъявляются самые высокие требования: использование различных приёмов обучения, в том числе дифференцированного и проблемного, дидактических материалов.

При подготовке, организации и проведении уроков по физики с использованием ИТ учитель выполняет следующий алгоритм действий:

- анализирует программу по физике, определяет, какие ЗУН надо сформировать по данному разделу физики, какое время отводится для этого и определяет тематику уроков;

- анализирует содержание изучаемого материала по выбранной тематике в учебниках и электронных учебных пособиях;

- проводит тематическое планирование учебного процесса; при планировании каждого урока детально продумывает форму его проведения, необходимые приборы и материалы для демонстрационного физического эксперимента, объем заданий для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и при подготовке домашнего задания, обеспечение урока дидактическими материалам;.

- предусматривает возможность использования информационных технологий, ТСО, наглядных пособий, практических работ, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся.

Этапы конструирования урока с использованием ИКТ:

1. Концептуальный. На данном этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов.

2. Выбор методического назначения образовательных ресурсов.

3. Технологический. Отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока: урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т.п.

4. Выделение основных структурных элементов урока.

5. Операциональный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и электронным ресурсом и обучающим с другой; осуществляется поэтапное планирование урока. Для каждого из этапов определяется:

а) цель;

б) длительность этапа;

в) форма организации деятельности учащихся;

г) функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе;

д) форма промежуточного контроля и т.п.,

Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет.

На первом этапе преподаватель проводит беседу, в процессе которой, например, вводит новые понятия. После этого для определения исходной готовности учащихся к самостоятельной работе с ресурсом осуществляется промежуточный контроль, на основании которого и с учетом сформированности общеучебных навыков выдается индивидуальное задание и план-график его выполнения. Этот этап может включать демонстрацию специфики работы с электронным ресурсом.

На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством педагога, после чего приступают к реализации индивидуального плана. Методическое значение, которого трудно переоценить. Целью этапа может быть освоение или закрепление материала, объясненного учителем, проверка усвоения полученного знания или операционного навыка. Роль учителя на данном этапе — осуществление промежуточного контроля и корректировка индивидуального плана-графика, образовательного маршрута (принцип индивидуализации).

Третий этап может включать работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Им могут быть предложена проблемная ситуация или логическая задача, решение которых поможет достижению целей урока.

В зависимости от конкретного урока этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с электронным ресурсом, а сама работа с электронным ресурсом станет уже кульминацией урока.

Таким образом, конструирование урока с использованием информационных технологий и ресурсов Интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, а именно (и, прежде всего) информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки и организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель любой школьной дисциплины умеет:

1.обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

2. создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;

3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

4. организовать работу с электронным учебником на уроке;

5.применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

6.осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

7. организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

8. работать на уроке с материалами web-сайтов;

9. создавать web-страницы по интересующему вопросу учебного материала;

10. разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

Создавая презентацию, учитель на экран компьютера выносит основные физические понятия, формулы, выводы по данному уроку, рисунки, таблицы, схемы, различные видеофрагменты физических явлений и демонстраций, необходимых для восприятия темы урока. В презентацию можно включить вопросы и задания на повторение и закрепление учебного материала. Учитель создает презентацию в соответствии с собственным видением темы урока.

Разрабатывая урок с использованием информационных технологий, учитель продумывает мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, методику постановки проблемной ситуации и способы контроля. Учитель прогнозирует возможный ход урока, пытается предвидеть трудности реализации плана урока.

Исходя из анализа проведенных уроков, можно считать, что критериями эффективности уроков с использованием информационных технологий являются:

- активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса;

- вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;

- развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;

- формирование у учащихся современных представлений о целостности природы;

- формирование системного мышления и глубокого осознания усвоенных понятий.

Одно из обязательных и основных требований к уроку с использованием информационных технологий – повышение роли самостоятельности учащихся, так как информационные технологии расширяют объем изучаемого материала, создают необходимость самостоятельного отбора и анализа актуальной информации.

Современный учитель физики имеет возможность использовать ресурсы глобальной сети следующим образом:

1. при подготовке к урокам, т. е. подбирать необходимые материалы и затем использовать их на уроках в режиме online

2. скачивать из сети компьютерные обучающие или моделирующие программы для последующего использования на уроках

3. проводить уроки с использованием ресурсов сети в режиме online

4. использовать ресурсы во внеклассной работе с учащимися, например, в проектной деятельности

5. адресовать учащихся к образовательным ресурсам сети для выполнения домашних заданий

6. использовать ресурсы глобальной сети для повышения своего профессионального уровня, путем участия в различных телеконференциях и педсоветах, а также путем изучения многочисленных методических материалов, размещенных на сайтах методических объединений и общения с коллегами в чатах и по электронной почте.

Материалов в глобальной сети, которыми может воспользоваться учитель физики, уже достаточно много. В результате не так - то просто быстро подобрать оптимальный материал при изучении конкретной темы. Для решения этой проблемы учителю необходимо иметь тематические и поурочные планы с указанием названий компьютерных программ и компакт дисков и их соответствующих разделов, а также адресов Интернет-ресурсов.

На уроках физики с использованием информационных технологий учитель может следующее:

1)Организовать индивидуальное интерактивное обучение учащихся.
2) Проводить компьютерные лабораторные работы с использованием компьютерных моделей или виртуальных лабораторий. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет подготовить и провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы. Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не менее, при выполнении компьютерных лабораторных работ у школьников формируются навыки, которые пригодятся им и для реальных экспериментов – выбор условий экспериментов, установка параметров опытов и т.д. Все это стимулирует развитие творческого мышления учащихся, повышает их интерес к физике.

3) Организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся.

4) Проводить контроль знаний учащихся с использованием компьютерных программ или технологий дистанционного обучения.

5) Использовать электронные ресурсы, особенно анимации, апплеты, компьютерные модели (модели–конструкторы, модели установок, модели физических явлений) и виртуальные лаборатории, для демонстраций.

 Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.

Учителя, применяющие в своей профессиональной деятельности информационные технологии, с уверенностью говорят о необходимости дальнейшего развития этого процесса. Использование информационных технологий не только значительно повышает мотивацию учащихся к обучению, но и способствует развитию их умения осуществлять поиск информации в образовательной сети Интернет, а также классифицировать, сопоставлять и критически оценивать полученную информацию. В целом, это повышает информационную культуру учащихся и помогает превращать учебу в творческий процесс.

 Компьютер – простой инструмент, который призван освободить учителя от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в его работу новые творческие возможности, удобство и комфорт.

Использование информационных технологий в преподавании физики дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполнить невозможно. Обучение на основе ИКТ создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс.


Литература и Интернет - адреса:

Кавтрев А.Ф. «Обзор Интернет-ресурсов и методика их использования на уроках физики и естествознания» http://www.school.edu.ru/default.asp

2.Ямалдинова З.Н. Использованпе информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе школы

3.Прохорова В.И.ИКТ на уроках физикиhttp://www.21415s07.edusite.ru/sites/prohorov/p10aa1.html

4.ГалиевИ.Х.Использование ИКТ на уроках физики. http://edu.ksu.ru/russian/journal/

5. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий. http://www.buryatia.fio.ru/work/17/Goncharova/konstruirovanie.htm#pr

6.Компьютерная физика: новый подход к физическим соревнованиям.// Физика в школе №6 2006г.7. Винницкий Ю.А., Нурмухамедов Г.М.Компьютерный эксперимент в курсе физики средней школы.//Физика в школе .№6 2006г.

8