СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме самообразования "Развитие мышления и интеллекта при решении задач по физике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья является результатом моей педагогической деятельности и служит моей темой самообразования. Она поможет ученику научиться решать задачи по алгоритму или найти альтернативное решение задачи.  Направлена на ученическую и педагогическую аудиторию. 

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме самообразования "Развитие мышления и интеллекта при решении задач по физике"»

Статья по теме самообразования «Развитие мышления и интеллекта при решении физических задач»

Доклад учителя физики Хабабюк Р.Я. на заседании районного методического объединения учителей физики и астрономии Симферопольского района

Дата проведения – 5 мая 2023

Место проведения МБОУ «Николаевская школа»

Данная тема является актуальной на уроках физики, так как практически на каждом уроке педагог обращается к методике, которая может привести к повышению интеллекта и мышления у учащихся на уроках физики. Решение физических задач наиболее часто применима практически по любой теме курса физики – для 7-11 классов. Различием является лишь степень сложности той или иной задачи.

Решение задач – это достаточно сложный процесс и предполагает несколько последовательных шагов. На каждом из данных шагов у учащихся происходит процесс осмысления, понимания, достижения положительного результата в изучении данной темы при решении задачи поэтапно. Но, несомненно, чтобы решить задачу необходимо наличие опорных знаний, полученных учащимся ранее на уроках физики. Данные опорные знания являются важным условием достижения положительного результата. Задачей педагога является научить ученика применению алгоритма решения задач. Внимательное прочтение условия задачи и деление ее на элементы (известные и неизвестные величины) развивает навыки мышления и интеллекта. Краткая запись задачи помогает конкретизировать условия, приведенная схема или рисунок переводит текст задачи в образы, где задача «оживает». Именно на этом этапе зарисовки приходит понимание как решать задачу. Дальнейшая подборка формул связывает данные условия задачи воедино, что является важным фактором положительного успеха. Дальнейшее представление формул в уравнение – следующий этап, где учащийся актуализирует и систематизирует материал. Физика – это наука тесным образом, связанная с математикой. При решении физических задач учащийся работает с алгебраическими уравнениями, геометрическими соотношениями, применение которых позволяет ученику повторять правила выполнения алгебраических уравнений и нахождение решения задачи. На данном этапе, если у учащегося есть опыт решения подобных задач в классе, то он сможет дифференцировать и находить для решения нужное выражение или формулу. Этап проверки результата решенной задачи является важным фактором, который воспитывает у учащихся ответственность, уверенность в своих силах и оптимизм в стремлении научится правильно решать физические задачи.

Для примера представим решение задачи в 7 классе на тему: «Плавление и кристаллизация». Целью предполагается научить школьника решать задачи на расчет количества теплоты, выделившегося или поглощающегося из одного агрегатного состояния в другое. Целью также является уметь читать графики зависимости температуры тела от времени его нагревания, температур плавления и кипения разных веществ. Для решения данной задачи необходимо знать ранее изученную величину – удельную теплоту плавления (кристаллизация) – ƛ – это отношение количества теплоты Q, необходимое для превращения кристаллического тела в жидкость при температуре плавления к массе m тела: ƛ = Q/ m, [Дж/кг].

Задача: какое количество теплоты выделится при кристаллизации 6 кг олова, взятого при температуре плавления? Удельная теплота плавления олова – 60 000 Дж/кг.

Дано: Решение:

Q= ƛ*m

Q= 60 000 Дж/кг* 6 кг= 360 000 Дж



Ответ: 360 000 Дж

m=6 кг

ƛ = 60 000 Дж/кг

Q - ?