Дугарова Сэсэгма Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кижингинская СОШ им. Х.Намсараева»
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
( ЕГЭ: Задание части «С»)
Подготовка к выполнению блока «С»– одна из трудных: ученики плохо вчитываются в текст (этому надо учить), недостаточно четко определяют проблемы текста (этому надо учить),слабо их комментируют (этому надо учить),почти совсем не умеют аргументировать свою точку зрения, так как очень мало читают, а потому не умеют «связывать «и « протягивать ниточки» от одних произведений к другим, не видят общности проблем, к примеру – проблема отчего дома , проблема человека и природы, проблема чести и совести, проблема человеческого достоинства и т. д. – у разных писателей (этому тоже надо учить). С чего же начинать?
Во –первых, я считаю, что нужно вернуть списывание текста на урок. Сегодня наши школьники почти разучились и читать, и писать. Только частое списывание даст положительный результат. Списывать необходимо, и чем больше будет списывать ученик, тем очевиднее будет успех. Успех же зависит от того, что списывать, сколько списывать и, главное, как работать со списанным материалом.
Но самое главное условие подготовки к выполнению части С – учить читать так, чтобы для ученика стала понятной мысль текста, его основная мысль, и чтобы он умел читать между строк.
Тексты нужно тщательно отбирать, ведь подготовка к ЕГЭ начинается с 5 класса! Текст должен быть высокохудожественным, эмоциональным, воздействующим на чувства, на ум и сердце.
Тексты должны быть разными «по настрою»: нравственные, философские, патриотические, лирические, юмористические.
При подготовке к выполнению части «С» важно знать, понимает ли ученик текст, его тему и проблемы. Поэтому в конце каждого урока письменная работа на 15-20 минут. Примерные задания:
Определение темы, проблемы, позиции автора текста.
Воспроизведение только что проведенного на уроке анализа текста: идея, тема, изобразительно-выразительного средства.
Списывание небольшого текста с последующим нахождением и анализом орфограмм и пунктограмм.
Мини-сочинения.
Эссе
Репортажи
При работе с текстом должны возникать ассоциации, воспоминания о прочитанном, которые станут доказательством при выполнении задания части «С».
Например, при анализе стихотворения в прозе В.Г. Короленко «Огоньки»
сначала вспомним переносные значения слова «огонь»: глаза, полные огня, конь-огонь,глаза горят огнем, сердце пылает огнем.
Затем «собираем »фразеологизмы со словами « огонь»:между двух огней, из огня да в полымя; бояться как огня, огнем и мечом, пройти огонь, воду и медные трубы, днем с огнем не найдешь, подливать масла в огонь.
Затем работаем с паронимами: огневой-огненный
Работа со сложными словами, начинающимися на огне-: огнедышащий, огнеопасный, огнестойкий
Работа с крылатым выражением «прометеев огонь»; смысл выражения прометеев огонь – священный огонь, горящий в душе человека, стремление к достижению великих целей.
Собираем синонимы: Огонь – пламя, огненная стихия, пламень, полымя; огонь – свет, сияние, свечение, сверкание, мерцание; огонь- стрельба, пальба; огонь- страсть, пыл, пылкость
Самые употребляемые эпитеты к слову огонь: буйный, веселый, дрожащий, багровый
Составляем словообразовательное гнездо: Огонь –огонек
-огниво
-огневой- огневик
-огненный
-огн-е-мет-огнемет-н-ый
-огнеопасный- огнеопасно-огнеопасность
- огнестойкий-огнестойко
После этого самый трудный этап: работа с текстами писателей, которые рассказывают об огне, огоньках. Ученики должны увидеть, чем может стать для человека «огонек»:
Стихотворение В. Г. Рубцова «Русский огонёк»
Отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»
Отрывок из рассказа Ю. Казакова «Свечечка» (конец рассказа)
Отрывок из рассказа В. Астафьева «Солдат и мать»
Отрывок из рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки»
Так выглядит подготовка к непосредственной работе со стихотворением в прозе «Огоньки В. Г. Короленко»
Ученики пишут сочинение-рассуждение после небольшой беседы, в которой скажем о том , что современники называли В.Г. Короленко «совестью зпохи», «солнцем России». «Огоньки»- это философские раздумья писателя о жизни. Скажем, что «Огоньки» – аллегория, не случайно автор употребляет слово «огоньки» девять раз», «огоньки – это символ. Это произведение построено на антитезе тьмы и света. Скажем о теме и проблеме, о позиции автора, об изобразительно-выразительных средствах. В тексте всего восемнадцать предложений, из них в девяти однородные члены. Указываем на многоточия, двоеточие, о лексических повторах, обособленные члены предложения. Все они к месту и нужны.
Итак, подготовка к выполнению задания части «С» требует особого внимания. Работы хоть отбавляй!
Литература :
Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка «Русский язык в школе» №8 ., с. 11.,
Соколова Г.П. О подготовке к ЕГЭ. Русский язык в школе» №9, с 7