СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Разнообразие педагогических технологий и методов как средство повышения эффективности урока."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Разнообразие педагогических технологий и методов как средство повышения эффективности урока."»



Тема: Разнообразие педагогических технологий и методов как средство повышения эффективности урока.

В современных условиях трудно удивить детей информацией, источники которой весьма разнообразны, особенно в период бурного развития информационных технологий, интернета. Поэтому, на мой взгляд, главное на уроке - это, прежде всего, мотивация учащихся. Путь к ней лежит через разнообразие форм, технологий и методов, используемых на уроке. Среди них я бы выделил следующие методы и технологии.

Технология проблемного обучения. Применяется на этапах изучения и закрепления нового материала. Учащимся предлагается отождествить себя с какой-либо исторической личностью и ответить на вопросы:

  • Как бы вы поступили на месте этого деятеля?

  • Была ли альтернатива его действиям?

Может быть использован приём драматизации (учитель выступает в роли «журналиста» и берёт «интервью» у учащихся, которые выступают в роли представителей различных слоёв населения). Например, при изучении причин Крестовых походов учащиеся выступают от имени рыцарей, крестьян, представителей духовенства, рассуждая о целях своего участия в этих событиях.

На этапе закрепления нового материала можно предложить учащимся высказать свое отношение к историческому явлению от имени представителей разных слоёв населения (например, к польской Конституции 1815 года от имени польского шляхтича, российского дворянина и императора Александра-I).

На этапе изучения и закрепления нового материала практикуется составление схем, таблиц (например, сравнительных, причём критерии для сравнения может предложить как учитель, так и сами дети).

На этапе закрепления нового материала используются задания в формате ОГЭ на выявление черт сходства и различия(например, можно сравнить развитие двух государств в один период времени).

Элементы проектной деятельности. На повторительно - обобщающих уроках или при изучении тем, посвящённых изучению быта, можно предложить написать письмо от имени участника событий или историческое сочинение « Один день из жизни…»
На этапе закрепления нового материала применяется метод составления кластера (учащиеся могут составлять его самостоятельно или на основе терминов, предложенных учителем).

Ещё одним методом эффективного урока является самостоятельное составление детьми заданий и задач:

  • правовых задач по обществознанию,

  • при изучении терминологии учащимся предлагается незаконченное задание на установление соответствия, которое они должны дополнить и решить,

  • составление тестов: даются варианты ответа, нужно составить тест, чтобы один из этих вариантов оказался правильным. Этот вид работы может проводиться в парах с последующим решением тестов, составленных соседом, и взаимопроверкой.

Работа в группах и в парах проводится в основном на этапе закрепления нового материала или при работе с историческими источниками (нормативно-правовыми актами на уроках обществознания). Каждая группа может выполнить задание по определённым статьям документа, а к остальным статьям составить задания и передать их для выполнения другим группам . Таким образом, весь документ будет изучен каждой группой.

На этапе закрепления нового материала используется метод «найди ошибку» (фронтально или в парах с последующей взаимопроверкой), взаимоопрос по цепочке.

Важным средством мотивации школьников является использование игровых методов, особенно при работе в среднем звене. На уроке учитель может моделировать игровые ситуации (давать задание от имени сказочного героя, проводить взаимоопрос в форме «исторической дуэли» и т. д.). С этой же целью используются такие формы уроков как урок-КВН, урок-путешествие, урок-«брейн-ринг».

Таким образом, данные формы работы позволяют вовлечь в рабочий процесс весь класс, что позволяет добиться большей эффективности урока.