Мадамаров Владимир Дмитриевич
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Тема: Развитие патриотического воспитания учеников 4 класса в процессе реализации сетевого сотрудничества.
Аннотация: в статье «Развитие патриотического воспитания учеников 4 класса в процессе реализации сетевого сотрудничества» представлена информация, которая основана на ФГОС НОО, на Конвенции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Важным являются результаты диагностик о уровне сформированности патриотического воспитания у младших школьников. Таким образом, в представленной статье раскрывается сущность проблемы привития патриотических качеств младшим школьникам.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, сетевое сотрудничество.
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию высокого патриотического сознания. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования определены результаты воспитания, одними из которых являются чувство гражданской идентичности, патриотизм. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обеспечивает личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное, включая становление их российской гражданской идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей. [1, c. 1]
Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время в обществе постепенно происходит смена культурных норм, нравственных ориентиров и ценностей, забываются традиции общества. У современных детей и подростков недостаточно сформированы качества гражданина-патриота. В обществе утрачиваются чувство долга и ответственности перед семьей, учителями, классным коллективом, Отечеством, государством. Социальное расслоение общества, обесценивание духовных ценностей оказало негативное влияние на общественное сознание большинства возрастных групп населения страны, резко снизило воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Появилась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Довольно часто приходилось слышать или читать в некоторых средствах информации, что наша армия похожа на места заключения, её сделали предметом насмешек, нагнетания нездоровых эмоций среди молодёжи, особенно призывного возраста. И как отметил в своём выступление на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи президент РФ В.В. Путин: «…У нас действительно 20 лет этим никто не занимается. А что произошло? В советское время этим занимались идеологические подразделения КПСС, и они пронизывали всю государственную структуру сверху донизу, и это было одно из определяющих направлений деятельности партии. Сегодня у нас нет монополии на идеологию, но у нас вместе с водой и ребёнка выплеснули: у нас вообще перестали заниматься патриотизмом. Просто совсем никто этого не делает. … И результат: никто, по сути, системно этим не занимается. И это самая главная проблема, потому что людей, настроенных патриотически, понимающих важность этой работы, много, но она у нас не структурирована. Вот в этом самая главная проблема». [2]
Всё это имело негативные последствия, которые привели к итогу, когда:
• происходит обесценивание духовных ценностей;
• усилилась тенденция уклонения граждан от призыва на воинскую службу;
• среди призывной молодёжи наблюдается рост наркомании, алкоголизма, которые обусловлены социальными причинами;
• произошло снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования на подрастающее поколение.
Данная тема является одним из рычагов решения актуальной задачи в нашей стране – формирование у учащихся школы высокого патриотического сознания, верности Отечеству. Ведь именно школа является фундаментом для формирования гражданского самосознания и причастности к родным истокам. Поэтому воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое предков очень важно в наше время.
Особенностью патриотического воспитания в начальной школе является то, что у младших школьников формируются лишь основы патриотизма. Исходя из требований ФГОС НОО к личностным результатам образования и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать вывод, что результаты патриотического воспитания должны отражать:
1) формирование основ гражданской идентичности; осознание учащимися понятия «Родина»;
2) уважение к культурному и историческому прошлому России;
3) ценностное отношение к старшему поколению;
4) знание и уважение государственной символики Российской Федерации;
5) уважительное отношение к истории и культуре других народов. [3, с. 5]
Это позволяет приступить к разработке программы мероприятий для повышения уровня сформированности патриотического сознания у детей младшего школьного возраста.
Так же, для более эффективного усвоения, для повышения мотивации и заинтересованности, будут привлекаться разные сетевые партнёры (библиотеки, музеи, детские центры).
Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность образовательных учреждений (организаций), направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Сетевое взаимодействие даёт возможность повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования, оптимизирует образовательное пространство.
Исходя из ФГОС НОО, в котором указаны следующие личностные результаты: - изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; - сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда были запланированы следующие мероприятия:
«Живая связь времён» - классный час, на котором будет оговариваться важность изучения родословной, семейных ценностей и реликвий (+ создание родословного древа).
«Моя семья в судьбе России» - мероприятие, на котором каждый ребёнок сможет рассказать о своих предках, которые внесли вклад в нашу страну, в наш город.
«Русский солдат – мой герой» - знакомство с памятниками, которые созданы в честь русских солдат (+ поход к такому памятнику в нашем городе).
«Ветераны живут рядом» - комплекс мероприятий, на которых ученики разучат стихотворения и после пойдут поздравлять детей войны.
«Мы – патриоты!» - спортивное мероприятие с привлечением работников военно-спортивного центра Патриот
«Поход в историю» - экскурсия в музей «Мемориал Победы», Музей красноярской авиации.
«Моя страна - Россия» - конкурс рисунков от детского центра «Академия талантов».
Участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Окно победы».
Запланированный комплекс мероприятий по воспитанию патриотизма у младших школьников построен с учётом следующих педагогических условий:
- активизация эмоциональной сферы (воспитание чувства любви к родным людям, городу, уважению к истории);
- формирование представлений о своей стране.
Используемая литература
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 1 с.
Выступление В. В. Путина на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.