СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы по данной теме, методы работы на уроках русского языка и литературы, некоторые виды заданий.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы"»

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». 
Л.Н. Толстой.



Введение.

Важным документом, определяющим стратегическое направление развития современного образования, является ФГОС. В нём сделан акцент на усиление практической составляющей новой модели образования. Современному школьнику необходимо получить не только глубокие теоретические знания, но и практические умения, в результате которых будут сформированы универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности учащегося к самосовершенствованию и саморазвитию, которые позволят не просто реализоваться в жизни, а сделать его успешным. Задача учителя – способствовать социализации личности.

Требовательность такого учителя — это прежде всего требовательность к себе, самокритичность, а также всегда справедливая требовательность к другим.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы».

Выбор темы опыта определён несколькими условиями. Прежде всего, это инновационные процессы, протекающие в современном образовании и диктующие принципиально новые подходы к его содержанию.

Актуальность опыта. Преподавание русского языка и литературы в современных условиях неизбежно сталкивается с целым рядом противоречий. Во-первых, это отсутствие у учащихся личностного мотива деятельности, связанное с активным развитием интернет-технологий и восприятием предметов гуманитарного цикла (особенно литературы) как оторванных от практической деятельности. Следствием этого становится следующая проблема - непрочность практических навыков устной и письменной речи. Традиционные педагогические приёмы, методы и средства обучения в этих условиях недостаточно эффективны. Данные затруднения позволяет преодолеть системно-деятельностный подход, превращающий ученика из объекта в субъект самостоятельной познавательной деятельности. Работа над данной темой становится особенно актуальной в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты, в основе содержания которых лежит системно-деятельносттный подход.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а получает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности называется деятельностным методом. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно-деятельностный.

Ведущая педагогическая идея опыта. Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.

Теоретическая база опыта. Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина.

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

- Принцип диалога.

- Принцип сотрудничества.

- Принцип сотворчества.

- Принцип личного примера.

Человек воспринимает мир через призму собственного я, он имеет право на собственное суждение. А суждение возникает только в результате размышлений. А чтобы «был организован» поток рассуждений, должен возникнуть какой - то вопрос, какое - то затруднение, сомнение, проблема.

Л.С. Выготский говорил: «…В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания».

Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека в широком смысле этого слова.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно - деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Согласно ФГОС успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, здоровый и безопасный образ жизни. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении и воспитании. 

Как сделать каждый урок радостным и интересным? Как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать всё больше и больше? Вот основные вопросы, на которые я стараюсь ответить в своей работе. В течение всей педагогической деятельности стремлюсь к постоянному творческому поиску.

Технология опыта

Цель данного опыта - изучение и использование приёмов, форм и методов системно-деятельностного подхода в обучении учащихся как средства повышения продуктивности современного урока.

Методические задачи работы в данном направлении:

  • повышение мотивации учащихся в процессе обучения;

  • формирование лингвистической и литературоведческой компетенций;

  • формирование общеучебных навыков;

  • развитие навыков творческой и исследовательской деятельности.

Педагогические задачи работы:

  • создание условий для реализации деятельностного подхода в обучении;

  • использование и апробация опыта;

  • формирование банка методических разработок по теме проекта;

  • оценка результативности данных приемов и методов

Решение данных задач должно помочь преодолеть те затруднения, с которыми сталкивается в своей педагогической практике едва ли не каждый учитель русского языка и литературы: отсутствие у учащихся личностного мотива познавательной деятельности и восприятие предметов гуманитарного цикла (особенно литературы) как оторванных от практической деятельности, а также непрочность практических навыков устной и письменной речи, снижение общего уровня речевой культуры.

Возникает вопрос: как же я реализую принципы системно-деятельностного подхода? Без сомнения, качественно новые принципы обучения определяют и новую организацию учебного процесса, особые педагогические технологии, особые приёмы и средства, используемые в учебном процессе. В то же время преимущество деятельностного подхода в том, что он применим при работе по любой из действующих программ, прекрасно сочетается с другими современными образовательными технологиями и методами:

- с игровой технологией (интерактивные игры «Карусель», «Иду в гости»);

- технологией развития критического мышления (чтение Инсерт, «чистая доска», кластеры и т.д.)

- методом проекта;

- информационно-коммуникативными технологиями;

- здоровьесберегающими технологиями.

Хочется отметить, что системно-деятельностный подход заставляет отказаться от объяснительно-иллюстративного метода обучения в пользу частично-поискового, исследовательского и проектного методов. Точно так же фронтальная работа уступает место индивидуальной, а также работе в группах и парах. То есть наиболее оптимальными становятся такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем.

Таким образом, основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые понятия не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель же грамотно направляет эту деятельность. В процессе урока учащиеся

- работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную информацию, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Деятельность учителя в этих условиях чаще всего носит направляющий или консультативный характер.

Основная часть урока – сотворчество всех участников или же самостоятельная поисковая или исследовательская деятельность учащихся, направляемая учителем. Сделать познавательную деятельность творческой помогают такие формы учебных занятий, как урок-открытие, урок-рассуждение, урок-путешествие, урок-сказка, урок-конкурс, урок-диалог, урок-викторина. Элемент творчества даже в самый обычный урок вносят деловые игры, театрализации, составление кластера, эвристические задачи, ролевые дискуссии.

В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Старюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся.

В обучении следует учитывать принцип личностного подхода, чтобы содержание, форма и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальным особенностям обучаемых: особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамента, характера, интересы учащегося.

Особо хочу сказать о таком виде заданий, как ситуативные задачи, в которых учащимся предлагается осмыслить реальную ситуацию, отражающую практическую проблему и актуализирующую накопленный багаж знаний и умений, компетенций.

Использование системно-деятельностного подхода открывает новые перспективы и в системе оценивания знаний и умений учащихся, системе, которая остаётся несовершенной и в современной школе. Поэтому задачей учителя является формирование у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний.

Нередко использую листы самооценки, когда ребёнок сам оценивает свою деятельность в течение всего урока. Так у ребёнка исчезает страх перед неудовлетворительной оценкой, повышается мотивация к учебной деятельности, а в классе постепенно рождается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе, синквейн, метод незаконченного предложения, свободное высказывание, цветовой индекс, смайлики и т.д.

Деятельностный подход диктует новый подход и к организации домашней работы учащихся. Домашние задания не ограничиваются выполнением упражнений в учебнике, часто тоже носят творческий или исследовательский характер (подготовь вопросы по теме, составь задание сам, сочини грамматическую сказку или зарифмуй правило, нарисуй рисунок, составь опорный конспект по теме или кроссворд, создай свой мини-проект и т.д.).

Говоря о системно - деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведёт к достижениям.

Заключение.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развития самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.

На своих уроках стараюсь добиваться высокого уровня познавательной деятельности. Мои ребята принимают участие в конкурсах, пишут стихи, повышают свой кругозор. Учащиеся с отличающимися возможностями занимаются дополнительно, причем, чаще по собственной инициативе: пишут доклады, сообщения, сочинения на конкурс, стихи, готовят к урокам новые материалы, используя внепрограммные источники. Таким детям на уроках даю задания повышенной трудности.

Для развития познавательного интереса большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая, умело сочетаясь с учебной работой, ведет к общей цели. Такая работа создает условия для формирования творческих умений, необходимых знаний. Я провожу игры, викторины, тесты и различные познавательные мероприятия для всестороннего развития личности. Готовлю учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.

Очень точно выражена цель работы учителя в словах средневекового мыслителя: «Ребёнок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь».

Я люблю свою работу, своих учеников и они отвечают мне взаимностью. И это, считаю, самое главное!

Я хочу пожелать вам: «Пусть каждый, прожив со всеми вместе в коллективе, чувствует себя человеком, без которого чего-то в школе не получилось бы». 


Приложение 1.


Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.

Создание проблемных ситуаций помогает мне поддерживать стойкий интерес учеников к русскому языку и литературе. Какие бы приёмы ни использовала в своей работе, непременным этапом любого урока является беседа с учениками, где стараюсь вести их к поиску истины совместными усилиями. Ученики спорят, мыслят, сравнивают, доказывают, делают выводы. При этом очень важна доверительная атмосфера, так как без атмосферы психологического комфорта на уроке учебный процесс никогда не принесёт желаемых результатов.

Таким образом, реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.          

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», можно предложить  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

Основным источником приобретения коммуникативной деятельности является текст. Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка и литературы. 

Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы. 

Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как общее развитие школьника, где определяющим является речевое развитие; развитие логического мышления; формирование компетенций учащихся, где актуализирована коммуникативная компетенция.

Реализация текстоориентированного подхода обусловлена направленностью современного процесса обучения на формирование метапредметных умений учащихся. Текст является основой интеллектуального развития и саморазвития личности, успешной деятельности человека в любой профессиональной области:

- умение поиска информации (в каталогах, справочниках, ресурсах Интернета, СМИ);

- понимание основной, дополнительной, подтекстовой информации из разных видов текстов (рисунка, таблицы, карты);

- умение перерабатывать информацию (анализ, синтез, обобщение);

- умение передавать, использовать информацию разными способами (план, конспект, тезисы, выписки, сообщения).

Именно на уроках русского языка и литературы мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову. 

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

  Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.  

Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, синквейн.

Систематически на уроках русского языка и литературы в 5-6-х классах целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.

Как уже отмечалось, качество педагогической деятельности – категория многоплановая, включающая ряд целей и задач, обусловливающих качество образовательного процесса. Главным результатом работы по формированию образовательных компетенций обучающихся считаю положительные результаты итоговой аттестации, показывающие хороший уровень сформированности у выпускников жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования.

Провожу уроки с применением компьютерных презентаций. Мною созданы презентации по биографии и творчеству многих русских писателей-классиков: Н.В. Гоголя, А.А. Блока, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, С.А. Есенина, И.С. Тургенева. Более того, учащиеся старших классов сами создают такие презентации в качестве зачётных итоговых работ по литературе.

Я также не забываю и о внеклассной работе по предмету: конкурсы чтецов, выставки иллюстраций к литературным произведениям, различные викторины. Очень интересно, эмоционально, чувственно проходят занятия-литературные гостиные, конкурс чтецов, конкурс рисунков.

В качестве методического обеспечения, наряду с имеющимися учебно -методическими пособиями, я использую собственные разработки. Созданы тематические папки с заданиями для контроля, тестами, раздаточным материалом.

Ведущим средством обучения считаю учебники по русскому языку и литературе, а также методические рекомендации авторов-составителей учебников. Помимо этого важным для меня средством обучения является устная речь, поскольку именно она помогает передавать знания, обмениваться информацией, управлять познавательно-практической деятельностью обучающихся, регулировать взаимоотношения между ними. «Я сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса», – писал А. С. Макаренко. Нельзя не согласиться с тем, что владение устной речью является одним из основных профессиональных умений учителя вообще, учителя-словесника особенно.

Кроме того я использую в своей работе дидактические материалы, материалы из опыта работы других учителей, справочники, словари, различные наглядные пособия, технические средства обучения.

Дидактические игры при правильном использовании, грамотном включении в

учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их»,- писал К. Д. Ушинский. Как же развить и совершенствовать детские способности на уроках такого непростого школьного предмета, как русский язык? Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.). Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по–русски правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, как разнообразить задания: «Составь текст и озвучь его»; «Пригласи на обед»; «В эфире-новости»; «Конкурс дикторов». Лексико-фразеологические игры: «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»; «Собери пословицу»; «Акростих»; «Переводчик»; «Кто быстрее?»; «Найди пару»; «Объясни значение»; «Прямое и переносное»; «Аукцион»; «Замени фразеологизмом»; «Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собственные»; «Кто больше»; «Закончи фразеологизм»; «Угадай профессию»; «Догадайся»; «Переводчики»; «Любопытный». Лингвистические «Угадайки». Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм: кроссворды, чайнворды, ребусы как на уроках русского языка, литературы, ОБЖ логическое мышление детей. Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Это такие головоломки и кроссворды, как «Знаете ли вы пословицы»; «Слова на шипящий согласный звук»; «Словесные тесты»; «Раз — рас»… Чайнворды: «Местоимение»; «Имя существительное», «Острова»и «Материки» Игры со словами на досуге. «Пары слов»; «Телеграмма»; «Наборщик»; «Палиндромы»; «Собираем родственников»; «Алфавит»; «Соберем букет» и др.
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины (см. приложение).

Пример  чайнворда на тему «Местоимение»

Почти все слова в этом чайнворде – местоимения. Отгадайте, какие это слова.

1. Личное местоимение 3-го лица мужского рода. (Он.)

2. Личное местоимение 1-го лица множественного числа в дательном падеже. (Нам.)

3. Назовите часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного или числительного. (Местоимение.)

4. Личное местоимение 3-го лица единственного числа мужского рода родительного падежа. (Его.)

5. Местоимение, которое изменяется по родам. (Он.)

6. Личное местоимение 1-го лица множественного числа родительного падежа. (Нас.)

7. Указательное местоимение с количественным значением. (Столько.)

8. Название разряда местоимений, сходных с вопросительным в дательном падеже единственного числа мужского рода. (Относительному.)

9. Название разряда местоимений, к которому относится местоимение «тот» в творительном падеже множественного числа. (Указательные.)

«Эстафета восторга»  Хорошо подходит при изучении глагола. Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения.

Занимательные диктанты.

Не секрет, что дети боятся одного только слова «диктант». Для них оно часто связано с проверкой, контролем. А можно сделать занимательным и нестрашным и этот вид работы. Например, использовать диктант-шутку.  

В небольшом тексте нужно использовать трудные для запоминания слова, особенно исключения. (По улицам небольшой деревеньки шёл цыган со своими детьми. Вдруг на дорогу выбежал испуганный цыплёнок. Он от страха громко запищал. Грозный цыган сказал ему: «Цыц». И цыганята тоже зацыкали на него. Цыплёнок встал на цыпочки и быстро побежал прочь.)  

Возможно, теперь эти слова запомнятся ученикам. Такие диктанты-шутки ребята с охотой составляют сами, развивая при этом и навыки связной речи.

Разновидностью игровых диктантов являются цифровые диктанты или блицопросы, используемые для получения быстрой обратной связи (приложение 23) .

Вопросов должно быть немного. Они должны быть кратки и ясны каждому ученику.

Например, в 8-ом классе в конце урока на тему «Определённо-личные предложения» даётся задание: ответить да-1, не- 0 на следующие вопросы:

1) Определённо-личные – это двусоставные предложения?

2) Это односоставные предложения?

3) Можно ли в них восстановить подлежащее?

4) Нужно ли им подлежащее?

В тетрадях детей появится запись:0110.

Урок ошибок.

    Одним из самых трудных и неинтересных для детей видом деятельности на уроках русского языка является работа над ошибками. А если попробовать и эту работу сделать необычной, интересной. Предложим ребятам прочитать  рассказ о том, как один мальчик провёл лето, и в письме рассказал об этом своей сестре.  

«Здравствуй, Оля! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Вася меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. И ещё я здесь обижал лиса. Сейчас я спишу за грибами».

Сестра послала брату письмо обратно и попросила ответить на несколько вопросов.

«Как же ты, Ваня, будешь развеваться? Ведь ты не флаг?    Конечно, ты пошутил, когда написал, что заколешься. А почему ты поворачиваешься с бачка на бачок? Ведь очень неудобно лежать на бачке. И почему Вася будет ловить рыбу, а ты не разве не будешь? Я совсем расстроилась, когда прочитал, что ты поседел во время рыбалки. Да, зачем ты обидел лису?  Ты же всегда выступал в защиту животных.

Вот сколько у меня возникло вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма. Я буду учиться в 10 классе и хорошо знаю правила русского языка. А вот знаешь ли их ты?»

  Ваня взял письмо и решил разобраться в том, почему его не поняла сестра.  Просим ребят помочь ему. В чём же ошибки Вани?

 Следует также предложить учащимся вспомнить слова одинакового звучания, но различного написания и значения.

  На ошибках можно учиться фантазировать. Орфографические ошибки могут стать поводом для создания многих забавных историй, которые придумают сами дети. Можно даже отмечать рекордсменов по ошибкам: награждать грамотами, вручать смешные медали… Едва ли им это понравится. Надо заставить детей задуматься над истоками безграмотности,  заняться исследованием ошибок, описок, ляпсусов. Нужно показать им, что в русском языке перемена одной только буквы ведёт к изменению значения всего слова: зайка - майка – гайка… А кто не помнит поучительную историю с запятой из сказки «В стране невыученных уроков». От места запятой в предложении зависела судьба героя.  «Казнить нельзя помиловать». Пусть дети сами придумывают запутанные истории, развивая воображение и закрепляя навыки грамотного письма.

( Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм, а также способствующие изучению тем в разделе «Морфология» даны в приложении 24).

Невозможно перечислить всего богатства и разнообразия элементов игровых технологий, применяемых на уроках русского языка. Одно бесспорно: использование их позволяет углубить знания учащихся, полученные на уроках, выработать навыки пользования богатством русского языка, привить любовь к нему и возбуждает интерес к дальнейшему его изучению.

Проблемное обучение

Русский язык 5 класс. Тема «Буквы Ы-И после Ц» На доске – слова с пропусками: синиц..н, ц..рк, у акац..и, белолиц..й, ц..фры, полиц..я, ц..трусовые. Задание: Произнесите записанные слова. Какой звук слышится после Ц? Почему? Можем ли мы на слух определить, какую букву нужно писать после Ц в этих словах? Почему? Давайте посмотрим, в какой морфеме или морфемах пропущены эти буквы. Сгруппируйте слова по общим признакам.

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба», 7 класс На экране – репродукция картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Е. Репина. (Название и автор скрыты?) Вопросы: Знакома ли вам репродукция этой картины? Кто её автор? Что изображено? Как вы думаете, имеет эта картина отношение к сегодняшнему уроку? Как вы это определили? Какое настроение рождает картина? А какое настроение возникло у вас после прочтения «Тараса Бульбы»? Есть ли у Репина и Гоголя что-то общее? Сформулируйте 1) в пяти прилагательных, 2) в пяти существительных 6 В соответствии со своим настроением и ощущениями продолжите предложение: Повесть Н.В.Гоголя – это повесть о …. (жестокости, любви, борьбе, Запорожской Сечи, Тарасе Бульбе…) Далее задание – выбрать из текста цитаты, относящиеся только к Тарасу Бульбе. В каждой цитате найти ключевое слова (можно сформулировать самим). Охарактеризуйте Т.Бульбу, используя только выражения Н.В.Гоголя. Работа в парах: составить кластер на тему «Тарас Бульба»



































Литература:

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения// Педагогика - 2009 – №4.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

5. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников - Уфа,2004.