Специфика построения образовательного процесса в условиях дистанционного формата обучения
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы реализации дистанционного обучения в СПО – проблемы и пути их решения. Вопросы взаимодействие педагога и студентов в новых условиях. В статье выделены преимущества и недостатки дистанционного обучения в СПО.
Весной 2020 года система образования Российской Федерации столкнулась с трудностями, неизвестными до этого. Образование оказалось на «первой линии фронта». В условиях недопущения распространения пандемии коронавируса (COVID-19) учебным заведениям Министерство образования рекомендовало перейти на дистанционный формат. 6 апреля 2020 студенты и школьники сели за дистанционные «парты». В связи с этим, в настоящее время и среднее профессиональное образование претерпевает множество изменений. Одним из таких изменений является активное внедрение дистанционного обучения. Дистанционное обучение – это совокупность технологий, обеспечивающих получение студентом основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [1, с.42].
Дистанционный формат образования рассматривается как пространство самообразования человека и в корне отличается от традиционной системы обучения. Использование в процессе обучения компьютерных технологий положительно влияет на степень восприятия информации человеком и улучшает его когнитивные функции. Общение с преподавателем в удалённом формате полностью меняет стандартные роли обоих, позиционируя обучающегося как «координатора знаний», тогда как преподаватель выступает в роли «интерпретатора знаний». Из этого вытекает, что дистанционное обучение имеет ряд преимуществ:
- возможность овладения навыками работы за компьютером;
- возможность изучения и выполнения заданий в индивидуальном режиме;
- возможность перехода от вербальных методов обучения к методам частично-поисковой, исследовательской и творческой деятельности обучающихся;
- доступ к различным видам источников получения информации, разнообразным по объему и содержанию;
- возможность передачи информации на любые расстояния любого объема и содержания;
- равные возможности для всех участников условия образовательного процесса;
- обучение по месту жительства при наличии информационных технологий и интернета;
- асинхронность;
- возможность обучения инвалидов и людей с ОВЗ;
- свободный доступ слушателя к комплекту необходимых нормативно-правовых документов, учебно-методических, наглядных материалов и ресурсов в современном электронном виде непосредственно из программ обучающей среды, что нивелирует необходимость работы с бумажными носителями;
- возможность совмещения учебной деятельности с работой.
Профессиональные образовательные организации активно применяют элементы дистанционного образования в обучении, курсах повышения квалификации при концепции непрерывного профессионального образования. Студент СПО при применении дистанционных образовательных технологий приобретает ИКТ компетентность; учится осуществлять поиск, анализ и оценку информации; формирует у них навыки критического мышления и навыки профессионального общения; учит студентов принимать взвешенные и обоснованные решения [2, с. 35].
Что же представляет собой дистанционное обучение? Термин «дистанционное обучение» включает в себя два понятия: дистанционное и обучение. «Дистанционное» трактуется в словаре как совершаемое на расстоянии. Обучение – процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, в результате которого у обучаемого формируются знания, умения, навыки (ЗУН). Задача современной системы образования состоит не столько в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, сколько в том, чтобы научить обучающихся добывать эти знания самостоятельно.
Теперь рассмотрим основные недостатки и проблемы дистанционного обучения:
- нехватка практических занятий, очень важных для студентов СПО;
- отсутствие очного взаимодействия между преподавателем и студентами, поэтому исключаются все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, а также нет эмоциональной окраски процесса образования;
- дистанционное обучение базируется на самодисциплине студента, что невозможно без самостоятельности и сознательности обучающихся;
- необходимость постоянного доступа к источникам информации, к сожалению, есть студенты, желающие обучаться дистанционно, но не имеющие выхода в интернет;
- отсутствие мотивации заниматься у студентов - очень часто родители не могут следить за обучающимся во время дистанционного обучения, и он, понимая, что преподавателя рядом нет, или игнорирует занятия, или списывает всё, не думая, , поэтому преподавателям важно придумывать какие-либо системы стимулирования студентов при дистанционном обучении в профессиональном образовании.
- юношеский возраст студентов, т.к. в этом возрасте для обучающихся важно непосредственное общение, у них увеличивается сфера познавательных интересов, необходимость в новом опыте, за счет общения и взаимодействия с преподавателем. А при дистанционном обучении студент будет ощущать острую нехватку личного общения с преподавателем и недостаток практических занятий .
- контроль знаний, умений и навыков студентов
Гораздо сложнее обстоит ситуация с текущим контролем знаний студентов. Дистанционное обучение вносит свои коррективы в контрольно – оценочную деятельность. Главная проблема оценивания при такой форме обучения – необъективность. Студенты за период дистанционного обучения не столько успешно освоили навыки самостоятельной учебной работы и усвоение даваемой информации, сколько освоили и развили навыки скачивания нужных ответов с Интернета, а также взаимопомощь в различных «Беседах группы №...», обмениваясь уже готовыми ответами внутри учебной группы и даже между учебными группами.
В результате преподаватель начинает получать текущие ответы студентов, практически идентичные друг другу. В подобной ситуации, с точки зрения докладчика, следует объявить студентом правило, запрещающее копировать чужие работы полностью или частично под угрозой снижения оценки или же не засчитывания ответа, и твердо придерживаться этой линии. Данная дисциплинарная мера, ввиду отсутствия компьютерных программ-помощников типа «Антиплагиат», является явно необходимой.
При этом преподавателю придется отслеживать, кто первый выслал тот ответ, который потом откопирует почти вся учебная группа, и возможно, оповещать обучающихся о причинах занижения оценки или же ее отсутствия.
Для решения выделенных проблем важно принять ряд действий:
- улучшить подготовку педагогов, которые вовлечены в инновационный процесс;
- вести подготовку специалистов, понимающих сущность и дидактические особенности дистанционного обучения, способных помочь студентам преодолевать психологический барьер, связанный с трудностями процесса сетевого обучения;
- расширять интерактивные возможности дистанционного обучения в СПО;
- мотивировать студентов к самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, нельзя отрицать то, что дистанционное обучение очень удобно и полезно в наше время. Оно может стать хорошим дополнением к очному образованию, при этом они не исключают друг друга, а тесно взаимодействуют. Дистанционное обучение должно способствовать развитию студента и его стремлению приобретать знания. Ключевая задача как традиционного, так и дистанционного обучения в учреждении СПО одна и та же: научить будущего специалиста учиться, чтобы стать настоящим профессионалом.
Дистанционное обучение позволяет организовать совместную образовательную деятельность профессионального образования, находящимся в удалении друг от друга обучающимися с целью освоения необходимых им знаний и реализации индивидуального образовательного маршрута. Основным преимуществом дистанционного образования является то, что оно позволяет создать для каждого студента свою индивидуальную траекторию образования, эффективно освоить ее, обращаясь к созданной информационной среде, удовлетворить свои потребности в образовательных услугах в наиболее удобном и комфортном для студента режиме [6]. Однако в профессиональном образовании дистанционное обучение уступает традиционному варианту обучения. Дистанционное обучение эффективно при получении дополнительного образования или при повышении квалификации, когда есть азы профессии из очной формы обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Желудкова Л. И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения / Л. И. Желудкова, Т. А. Высочина // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 35-37.
Волов В.Т. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы / В.Т. Волов, Н.Ю. Волова, Л.Б. Четырова. - Самара: Рос. Академия наук: Самарский научный центр, 2000. – 137 с.
Миронова Ю.Н. Использование современных информационных технологий при преподавании высшей математики // Физико-математическое образование: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И. Лобачевского в КФУ, г.
Образовательная платформа «Юрайт» - вебинар «Перешли на дистант: как работать с онлайн-курсами?» дата 29.04.2020 г.
Образовательная платформа «Юрайт» - вебинар «Дистанционное обучение для колледжей» дата 28.04.2020 г.
Покушалова Л. В. Дистанционное обучение – «образование для всех» и «образование через всю жизнь» / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2. – С. 154-1