СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

[Статья] Сплочение коллектива младших школьников средствами театра оригами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

[Статья] Сплочение коллектива мл. шк. средствами театра оригами.

В настоящее время большое значение в сплочении коллектива младших школьников приобретает внеклассная работа с детьми, в частности в различных кружках. Сплоченность коллектива определяется А. А. Русалиновой как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство.

Просмотр содержимого документа
«[Статья] Сплочение коллектива младших школьников средствами театра оригами.»

Сплочение коллектива младших школьников средствами театра оригами

В современной педагогике проблема сплочения коллектива является одной из животрепещущих. Сплоченность коллектива определяется как сходство представления участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральном долге. Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс [1, с.3].

Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди объединяются тогда, когда им необходимо вместе выполнить важное для них дело. Для закрепления коллективных отношений требуется время.

Ученический коллектив – группа учеников, объединения общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью. При этом обязательным условием является удовлетворение от труда, от его содержания, удовлетворение отношениями, складывающимися между членами коллектива и между работником и руководителем в процессе общей работы [2, с. 284].

В настоящее время большое значение в сплочении коллектива младших школьников приобретает внеклассная работа с детьми, в частности в различных кружках. При организации занятий педагог должен стремиться к тому, чтобы дети в кружке имели возможность больше взаимодействовать друг с другом.

Сплоченность коллектива определяется А. А. Русалиновой как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство [3, с.82].

Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через творческую деятельность. Особое значение в начальной школе приобретает театральное творчество. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Театрализованные игры пользуются у детей любовью.

Преимуществ театров-оригами много: развитие творческих способностей у младших школьников через изготовление поделок в технике оригами и впоследствии использование их в театрализованной деятельности. Также в преимущества театра-оригами входит: доступность материалов, простота технологии, небольшие размеры и легкость, разнообразия видов театров.

Самый простой и доступный театр – это театр кукол на столе. Театр – оригами является разновидностью кукольного театра. Преподаватель С. В. Соколова описывает в своей книге три вида театров: театр масок (шапочки), театр игрушек (на шпажках), театр кукол на пальчик [4, с. 3].

Мы взяли во внимание два театра – это пальчиковый театр и театр кукол.

На практике нами было апробировано 10 занятий в 3 классе по темам: «Вводное занятие. Инструктаж», «Базовые формы оригами», «Пальчиковый театр. Конструирование героев сказки», «Пальчиковый театр. Видеосъемка сказки», «Театр кукол в технике оригами. Конструирование героев на черновик», «Театр кукол в технике оригами. Конструирование героев», «Театр кукол в технике оригами. Репетиция сказки», «Театр кукол в технике оригами. Видеосъемка сказки», «Обобщающее занятие. Подведение итогов».

На первом занятии были проведены две диагностики с целью выявления у обучающихся уровня сплоченности: первая – определение сплоченности группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора; вторая – исследование межличностных отношений с помощью модифицированного варианта социометрической методики Р. Жиля.

Таким образом, обобщив полученные результаты, мы выявили, что высокий уровень сплоченности у обучающихся составил – 52%, средний уровень – 26%, низкий уровень – 21%. В целом, большинство обучающихся (более 50%) положительно отзываются об одноклассниках. В классе высокий уровень сплоченности – благоприятный психологический климат и доброжелательный фон взаимоотношений.

Далее, на занятиях кружка театра-оригами, с учетом полученных результатов, школьникам была предоставлена возможность поработать вместе и выполнить два проекта, а именно сделать два театра.

Первый проект театра – оригами представляет из себя сказку «Теремок», героями которой являются игрушки, сделанные в технике оригами. Актуальность данного проекта в том, что игрушки делают на свои пальцы, поэтому данный вид театра называют пальчиковым. Данный вид театра хорош и тем, что сделать его проще и быстрее, чем другие театры.

Второй проект театра – оригами представляет из себя сказку «Кто сказал «Мяу»?», героями которой являются игрушки, выполненные в технике оригами и насаженые на шпажки.

Перед практической частью ознакомились с базовыми формами оригами, со сказками, с театрами. Учителем был организован педагогический показ выполнения работ, что, несомненно, помогло учащимся при самостоятельном выполнении графических работ. На каждое занятие были подготовлены наглядные пособия, демонстрирующие поэтапность выполнения работы, также, были подготовлены различные задания на сплочение коллектива, такие как игра «Помоги другу», «Всё делаем синхронно», «Создаем фигуру» и другие. При выполнении работ мы столкнулись с недопониманием, разногласием в принятии решений, но, также, учились находить компромисс.

На последних занятиях мы показали спектакль учителю и сняли сказку на видео.



Мы считаем, что каждое занятие достигло своей цели. Учащиеся стали более дружными, они научились работать в команде, помогать одноклассникам и выслушивать их.

На завершающем занятии мы снова провели две диагностики с целью выявления у обучающихся уровня сплоченности: первая – определение сплоченности группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора; вторая – исследование межличностных отношений с помощью модифицированного варианта социометрической методики Р. Жиля.

Обобщив полученные результаты, мы выявили, что высокий уровень сплоченности у обучающихся составил – 57%, средний уровень – 38%, низкий уровень – 4%.

Мы хотим отметить, что уровень сплоченности у младших школьников значительно вырос, они стали больше обращаться за помощью друг к другу, стали более ближе общаться и взаимодействовать.

Наше предположение оказалось верным, театры-оригами действительно способствуют развитию сплоченности у младших школьников.



Список использованной литературы:

1. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. / И. П. Иванов. – Киев: «Освита», 1992. – 130 с.

2. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды / Л.И. Новикова. – М.: 2005. – 329 с.

3. Русалинова А. А. Теория коллектива в советской психологии. Социальная психология. / А. А. Русалинова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – 136 с.

4. Соколова, С. Театр оригами. Игрушки из бумаги. / С. Соколова. – М.: «Эксмо», 2006. – 224 с.