СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Устный счёт и его роль в проведении уроков математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевой проблемой в решении задачи повышения качества учебного процесса и интереса к предмету является активизация познавательной деятельности учащихся.

Одним из таких активаторов является устный счет.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения качества учебного процесса и интереса к предмету является активизация познавательной деятельности учащихся.

Одним из таких активаторов является устный счет.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Устный счёт и его роль в проведении уроков математики"»



Тема: Устный счёт и его роль в организации учебного процесса на уроках математике.

Учение, лишенное всякого интереса 
и взятое только силой принуждения,
убивает в учении охоту к овладению 
знаниями.» К. Д. Ушинский

Ключевой проблемой в решении задачи повышения качества учебного процесса и интереса к предмету является активизация познавательной деятельности учащихся.

Одним из таких активаторов является устный счет.

Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение 

Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает нам переключить ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, для отслеживания уровня сформированности вычислительных навыков используется контрольный устный счёт.

Цели проведения устного счёта

Задать ритм всему уроку

Актуализация знаний учашихся

Закрепление знаний по разделам программы

Отслеживание уровня сформированности вычислительных навыков

Основные требования при проведении устного счёта – это разнообразие по содержанию материала и форма его подачи.

Но как организовать наиболее эффективно работу на устном счёте при многообразии его форм и как при этом использовать работоспособность каждого ученика?

Наиболее часто используемый учителями – это беглый слуховой счёт, одна из самых результативных форм проверка знаний учащихся.

Данную работу можно организовать с использованием разного рода «сигналов», позволяющих учителю проследить за правильностью выполнения задания каждым учеником. С этой целью используются такие приёмы: показ учениками ответа или знака действия, которое нужно выполнить для решения предложенной задачи. Показ может быть осуществлён при помощи различных инструментов:

- Числовой веер, абак, планшет, сигнал «Смайлик» (с помощью которого дети показывают согласны ли они с ответом ученика);

Работа с абаками, предполагает множество различных заданий: наглядное изучение состава числа; покажи какая цифра, что обозначает; собери число по разрядам, начиная от класса единиц и далее, покажи результат данного выражения, покажи результат по задаче и т. д.

- Ученики с большим интересом на устном счёте воспринимают дидактические игры различного характера.

Игра «День-ночь» видео, счёт цепочкой «Мяч» видео, «Математическое лото».

Для развития пространственного воображения и произвольного внимания используется графический диктант.

Какие возникают проблемы?

Однако, как показывает опыт работы, применение устных заданий на уроке - не такое уж и простое дело. Все сталкиваются при устном счете с такой проблемой, как охват всех учащихся. При наполняемости классов в среднем 30 человек это довольно проблематично. Как правило, классы по силам неоднородны, сильные ученики выполняют все упражнения довольно быстро. Другие же испытывают трудности при выполнении заданий, либо вообще «отлынивают» от устных упражнений, либо выполняют их от случая к случаю.

Работа с карточками

Для решения этой проблемы мы используем либо простые индивидуальные карточки, либо карточки-«Помогайки», где заранее описан алгоритм действий задания. У каждой карточки есть своя наклейка (ребёнок знает обозначение карточки с 1-го класса) поэтому можно заранее запланировать весь материал, индивидуально. Задания даются дифференцированно по уровню трудности и объёму учебного материала.

Отдельно хотелось обратить внимание на зрительную и комбинированную форму проведения устного счёта с использованием мультимедийных продуктов. Они вызывают настолько большой интерес, что даже слабые учащиеся, особенно в группе, проявляют себя.

Так, например, моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуациях. Рассмотрим видеофрагменты задания «Магазин»: работа по условию задачи и самостоятельное, произвольное составление задания.

- Одним из проявлений активной творческой работы является составление задач по предложенным числам, картинкам любых предметов, персонажей. Предлагая ученикам составить задачи, можно увидеть, как учащиеся ориентируются в структуре задач, как они умеют ставить вопросы к определённому типу задач. Фото задача на доске

При использовании различных видов «Молчанки», таких как, продолжи закономерность, собери «лукошко», выполни действие с каждым цветочком и т. д. - ученикам предлагается выполнять действия самостоятельно, а ответы показывать с помощью сигнальных карточек. Задания легко можно менять, достаточно заменить знаки арифметических действий или числа.

- При проведении устного счёта учителя любят прибегать к помощи таблиц и диаграмм.

Чаще всего таблицы многоразового использования, чтобы их можно было использовать на многих уроках. При использовании таблиц увеличивается степень наглядности числовых операций. Задания учитель придумывает в зависимости от темы и цели урока, но могут придумывать и сами дети. Это вносит оживление в работу, поднимает интерес

Рассмотрим работу с диаграммами.

Преимущество диаграмм по сравнению с другими видами представления информации в том, что можно быстро сделать вывод из большого количества данных. Диаграммы способствуют развитию умения анализировать, систематизировать, сравнивать и обобщать разную информацию.

Вывод:

Регулярное использование на уроках математики системы устного счёта, направленных на развитие познавательных возможностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.