Голубович Светлана Викторовна,
преподаватель учреждения образования
«Солигорский государственный колледж»
Адрес колледжа: 223710 г.Солигорск,
ул.Ленинского Комсомола, д.49
тел., факс +375174236970
Электронная почта: [email protected]
Авторский электронный образовательный ресурс как средство повышения
педагогического мастерства преподавателя физической культуры
Физическая культура в наше время выполняет важные социальные функции, включая оптимизацию физического состояния человека, организацию здорового образа жизни и подготовку к жизненной практике. Она должна формировать не только двигательные способности, но также интеллектуальный потенциал и социально-психологические навыки. В современных условиях важно учитывать, что физическая культура проникает в духовный мир человека, формирует его взгляды, знания, умения, регулирует эмоциональное состояние и ценностные ориентации. Необходимо переосмыслять подход к формированию физической культуры личности в контексте новых требований и вызовов времени.
Приоритетным направлением работы системы образования становится повышение его качества через внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс, в том числе на уроках физической культуры и здоровья и во внеурочной деятельности. Преподаватели, осваивая и применяя современные технологии, получают возможность нестандартно подходить к организации образовательного процесса, что в свою очередь способствует совершенствованию не только физических качеств учащихся, но также развитию их творческого потенциала. Это требует учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося, что особенно актуально на уроках физической культуры, где учащиеся с ограниченными возможностями часто оказываются изолированы от полноценного участия. Стандартные методы оценки и традиционные учебные материалы часто не учитывают специфические потребности этой группы, что может приводить к их недооценке и чувству отчуждения [2]/
Учебная программа по предмету «Физическая культура и здоровье» включает как инвариантный, так и вариативный компоненты. Важным элементом инвариантного компонента является раздел «Основы физкультурных знаний», который охватывает теоретические аспекты, необходимые для формирования у учащихся мировоззрения, основанного на здоровье, а также на их способности самостоятельно использовать средства физической культуры для оздоровления и активного отдыха. Важно отметить, что этот раздел также обучает правильному и травмобезопасному освоению учебного предмета [3].
Рассмотрим применение авторского электронного образовательного ресурса с использованием электронных средств обучения и образовательного блога преподавателя на примере темы «Развитие физических качеств».
Электронное учебное пособие (далее ‒ ЭУП) предназначено для организации образовательного процесса по учебному предмету «Теория и методика физического воспитания» для учащихся II курса профессионального компонента учебного плана по специальности 5-04-0115-01 «Обучение физической культуре» при реализации образовательной программы среднего специального образования, а также для организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для учащихся I-III курсов при реализации образовательной программы профессионально-технического и среднего специального образования.
Задачи ЭУП:
повышение эффективности образовательного процесса посредством оптимального использования информационных технологий;
адаптация учащихся к современным электронным учебным пособиям как средствам организации образовательного процесса;
формирование у учащихся широкого кругозора, системы профессиональных компетенций в области физического воспитания детей школьного возраста.
Электронное учебное пособие позволяет
педагогу: быстро структурировать учебную информацию по теме «Развитие физических качеств»;
обеспечить свободный доступ к теме для повторного обращения к информации;
использовать ЭУП в разных формах обучения: заочной, очной, индивидуальной и коллективной;
разнообразить формы, методы и средства добывания знаний, т.е. расширить дидактический потенциал учебного предмета;
использовать для организации самостоятельной работы по учебному предмету;
учащимся:
повторно и оперативно изучить теоретический материал;
проверить собственный уровень правильности сложившихся понятий и представлений по теме курса учебного предмета;
Визуализация теоретического материала представлена мультимедийными презентациями и видеоматериалами из опыта работы педагога Голубович С.В. В виртуальном проекте присутствуют анимация, интерактивные задания и тесты, мультимедийные эффекты, облегчающие восприятие и усвоение темы.
Для создания системы видеороликов, интерактивных тренажеров использованы следующие сервисы: многофункциональный инструмент Wordwall, конструктор интерактивных заданий Web 2.0 LearningApps. Блок контроля знаний разработан с помощью конструктора тестов, опросов, кроссвордов Online Test Pad.
Контент ЭУП, дополненный различными приложениями, в том числе интерактивными заданиями привлекает внимание и интерес учащихся к учебному предмету, повышает мотивацию к усвоению учебного материала.
Электронное пособие мобильно, регулярно дополняется дидактическим материалом, а также работами учащихся по темам курса, что предоставляет большие возможности для их творческой работы. ЭУП находится в открытом доступе и адаптировано для работы на любом компьютерном устройстве.
Структурные элементы ЭУП удачно апробированы с учащимися в образовательном процессе, а дидактические свойства ЭУП способствуют формированию интеллектуально-педагогической, информационно-коммуникационной компетентности будущих специалистов в области физической культуры.
У
чебный материал систематизирован и структурирован, что помогает пользователям с помощью простой удобной навигации переходить от теоретической части к практическому закреплению и совершенствованию знаний, что позволяет использовать электронный ресурс на всех этапах учебного занятия: первичного усвоения новых знаний, осмысления нового материала, этапе контроля и коррекции знаний.
В пособии представлены разные формы контроля знаний: тематический, промежуточный, итоговый, а также самоконтроль при самостоятельном изучении учебного материала.
Система интерактивных тренажеров в ЭУП позволяет достичь наилучших результатов в усвоении знаний с использованием автоматизированных систем обучения.
https://sites.google.com/view/teorimetodfizvospit [1], [4], [5]
Д
анный учебный материал можно найти по ссылке образовательного блога преподавателя Голубович С.В., где также представлены разработанные темы раздела «Основы физкультурных знаний» учебной программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».
https://multiurok.ru/id57858811/
Необходимо отметить, что цифровые ресурсы могут обеспечить учащимся доступ к разнообразному теоретическому и практическому материалу, который не только актуализирует их знания, но и способствует более глубокому пониманию значимости физической активности и здорового образа жизни. Применение авторских образовательных ресурсов помогает осветить важность практики, повысить заинтересованность и вовлеченность учащихся.
Однако, отсутствие четкого соответствия между теоретическими вопросами и их практическим применением может затруднять решение важной задачи: объяснить обучающимся необходимость ведения здорового образа жизни и занятия спортом. В связи с этим особенно актуален выбор эффективных технологий, которые способствуют развитию познавательной активности учащихся на уроках физической культуры. Использование инновационных подходов к обучению, таких как проектная деятельность, игровые методики и интерактивные задания, может значительно повысить качество образования и помочь учащимся осознать ценность физической культуры как неотъемлемой части их жизни.
Таким образом, применение авторского электронного образовательного ресурса становится ключевым фактором в повышении педагогического мастерства преподавателей физической культуры. Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс позволяет не только адаптировать обучение под индивидуальные потребности учащихся, но и способствует формированию ценностного отношения к физической культуре как важнейшего аспекта здоровья и образования.
Список использованных источников
Барков, В.А. Теория и методика физического воспитания.: учеб. пособие / В.А.Барков, под общей редакцией А.Г. Фурманова, М.М. Круталевича – Мозырь: МГПУ им. И.П.Шамякина, 2014. – 404с.
Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов [Электронный ресурс]: материалы междунар. науч.практ. онлайн-конф., Респ. Беларусь, Минск, 28 янв. 2021 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: Ю. И. Масловская (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2021. – Режим доступа: https://clck.ru/3Ews3u - Дата доступа: 02.09.2024
Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учебных планов по специальностям для реализации образовательных программ профессионально-технического и среднего специального образования – Мн: НИО, 04.07.2024
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике Физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
3