ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются вопросы трудностей в обучении младших школьников. Актуальность проблемы исследования возрастает и в связи с необходимостью поиска эффективной технологии оптимизации адаптационного процесса обучающихся в общеобразовательной школе с целью создания в ней педагогических условий для их самоопределения, самореализации и в целом успешной социализации таких детей.
Ключевые слова: трудности в обучении, группы трудностей, решение школьных трудностей.
В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что начиная с конца 60-х годов растет количество обучающихся испытывающих трудности в обучении. По данным различных исследований трудности в обучении по тем пли иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Можно выделить несколько групп трудностей при усвоении учебного материала:
Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и много- уровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются: несформированность зрительно-двигательных координаций, недостаточ- ный уровень дифференцированности мышечных усилий руки, недостатки в развитии микромоторики, сме- шивание близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, затруднение осуществления синтеза смысловых единиц текста.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.
Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие: несформированность пространственных представлений, недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза, недостатки фонетико-фонематического восприятия, недо- статки в развитии познавательных процессов.
Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в ос- нове этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции. Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляциимогут быть: неумение обнаружи- вать свои ошибки, выполнение требований учителя не в полном объеме.
Четвертую группу составляют трудности в учении, вызванные особенностями темперамента уча- щихся, отражающего своеобразие природной организации их нервной системы. Излишняя медлитель- ность или наоборот торопливость.
Для решения школьных трудностей также нужно учитывать сразу несколько аспектов:
Медицинский аспект – это первичные или вторичные нарушения физического и психологического здоровья, синдром дефицита внимания, дисграфия, дислексия;
Физиологический и психофизиологический аспект – это физиологические и психофизиологические основы готовности к школе и раннего прогнозирования школьных трудностей, основы диагностики и кор- рекции школьных трудностей, основы организации учебного процесса;
Психологический аспект – это нарушение психологической адаптации, организация школьной психологической службы;
Социальный аспект – это нарушение социальной адаптации, девиантное поведение, функциональ- ная неграмотность;
Педагогический аспект – это неуспеваемость, классы коррекции.
Итак, в последнее время значительно увеличилось число детей трудностями в обучении. Из всего вышесказанного со всей очевидностью вытекает, что преодоление школьных трудностей у детей должно
быть в виде комплексного подхода, включающего в себя работу такого уровня, которая бы обеспечивала успешное осуществление учебной деятельности младшего школьника.
2