Давыденко И.В.
преподаватель ГБПОУ РК «Симферопольский
политехнический колледж»
г. Симферополь
Воздействие общественной и массовой культуры на современное общество подростков и молодёжи
Аннотация: Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития. Изучение же влияния массовой культуры на поведение современного общества, в частности, подростков и молодёжи, и подростков в последнее время стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции и семинары по этой проблематике. Исследования в этой области показали, что подростки под влиянием СМК И СМИ становятся агрессивными, также всё это влияет на умственную сторону подростков и не только. В последнее время у родителей и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, напрашиваются выводы, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.
Воздействие общественной и массовой культуры на современное общество подростков и молодёжи
Массовая культура окружает современного обучающегося на каждом шагу. Продукты массовой культуры играют важную, а иногда и определяющую роль в социализации подростков и молодёжи. Отсюда необходимость серьёзного изучения массовой культуры, способов её влияния на сознание человека. Кто, как ни педагог обществознания, должен показать подростку различие между произведениями высокой культуры и продуктами культуры массовой, взаимодействие, взаимопроникновение массовой, элитарной, народной культур, научить его делать выбор? Массовая культура неотделима от средств массовой информации коммуникации. Каналы распространения массовой культуры: радио, телевидение, видео, звукозаписи, кино, Интернет и д.р. Благодаря им обеспечивается систематическое распространение культурной продукции через печать, радио, телевидение, кино, глобальные компьютерные сети, и д.р. Вся культура, и не только массовая, так или иначе, проходит через СМИ. Способность к быстрому и практически полному охвату самой широкой аудитории превратила СМИ в важнейший фактор современной культуры. СМИ обеспечивают регулярность и тиражирование информации и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию. Под влиянием средств информации меняется сам тип мышления. Пользуясь «Электронной информацией», мы вынуждаем наш мозг думать не «линейно-последовательно» (как привыкли при чтении книг), а «мозаично», через интервалы, посредством, так называемого резонанса. К сожалению, эта дурная привычка укореняется в нас при чтении не только научных публикаций, но и художественных произведений – книги читаются «по диагонали» с тем, чтобы выловить интересующую информацию. Визуальный характер телевизионного изложения воздействует, прежде всего, на эмоции человека, а не на его сознание. С помощью телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени. С помощью телекамеры мы попадаем и в музейный зал, и на лекцию видного учёного, и на концерт виртуоза – исполнителя и в театральный зал, и даже на сцену и за кулисы. Не говоря уже о возможности собственными глазами видеть и любоваться красотами далёких архитектурных сооружений, пейзажами дальних и ближних стран. Можно продолжить длинный и всё расширяющийся перечень возможностей знакомства с миром культуры при помощи телевидения. Но было бы несправедливо не видеть существенных изъянов, также связанных с телевизионным освоением культуры. Сегодня продукция массовой культуры является популярным рекламоносителем. Скрытая реклама представляет собой размещение определённой торговой марки или самого товара или услуги в кино, телефильме, сериале или телевизионной программе в рекламных целях. Являясь частью сценария, продукт органично вписывается в художественное повествование. Многие современные художественные фильмы являются носителями скрытой рекламы. Этот рекламный приём зародился в США. В 1929 г. Американское правительство, озаботившись здоровьем нации, без меры, поедавшей вредную пищу, профинансировало создание мультфильма, главный герой которого, съев банку консервированного шпината, становился сильным. После выхода мультфильма на экраны продажи данной продукции выросли на 30%, а для компании, производящей её, до сих пор остаётся основным рекламоносителем.
В связи с запретом на прямую рекламу табачной и алкогольной продукции скрытая реклама этих товаров широко используется в художественных фильмах. Размещение подобных торговых марок в кино – практически единственный способ внедрения рекламы своей продукции, не нарушая при этом законодательство. Только скрытая реклама сигарет «Marlboro» за последние 15 лет была 62 раза размещена в фильмах. С каждым годом объёмы скрытой рекламы увеличиваются и в российских фильмах. Например, реклама водки «Урожай» в фильме «Особенности национальной рыбалки». В «Дневном дозоре» была размещена реклама пива «Старый мельник», автомобиля «Mazda» и т.д.
В литературные тексты скрытая реклама вошла давно. Известно, что великий сказочник Андерсен живописал Копенгаген не только из любви к своей родине, но и потому, что его очень просили об этом в городской мэрии. Для западной книгопродукции скрытая реклама в бестселлерах – не слишком распространённое явление. Как инструмент коммерции его стали применять англичане. Самым читаемым автором российской массовой литературы, по данным Книжной палаты, является Дарья Донцова. 22 миллиона экземпляров изданных и проданных книг обеспечили ей место на «Площади звёзд» современных писателей. Вряд ли кто будет спорить с тем, что романы Д. Донцовой не имеют признаков художественного произведения с точки зрения высокой русской литературы. Они не попадают под понятие «художественное произведение». Что же тогда обеспечивает их успешность? В рамках Донцовой скрытая реклама представлена широко: от автомобилей до товаров для детей. В детективах, как в других продуктах массовой культуры, наиболее действенна скрытая реклама табака и алкоголя – в связи с ограничениями прямой рекламы этих товаров на телевидении. Очевидно одно, если скрытая реклама и дальше будет так гиперактивно развиваться, то массовая литература рискует потерять свои индивидуальные черты. Являясь частью сценария, продукт органично размещается в художественном повествовании. Использование товара героем создаёт впечатления его ценности, исключительности, престижности.
Задача зрителя и читателя как потребителя – провести грань между истинно личными потребностями и способами их удовлетворения и потребностями, диктуемыми продуктом массовой культуры. А задача современного преподавателя обществознания постараться научить своих обучающихся проводить эту грань. Возможность критичного взгляда на продукт массовой культуры делает человека более свободным в своих предпочтениях, мыслях, поведении, позволяет ему осуществлять свой собственный выбор.
Список литературы:
Акопян К.З. Массовая культура/ К.З.Акопян, А.В.Захаров, С.Я.Кагарлицкая.М.: Альфа – М. 2004.-302с.
Булатова М.Н., Дуринова Е.В. Телесериал как продукт массовой культуры: семиологический подход к анализу сюжета (на примере телесериала «Остаться в живых»)/ М.Н.Булатова // Литера. 2008. №3. С.114-127.
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество/ М.М. Назаров – М., 2004
Туманов О. Прибыль от сериалов – самые серьёзные деньги на ТВ /О.Туманов/ Broadcasting. Телевидение и радиовещание.- 2005.- №7
Хит Р. Скрытая власть рекламы / Р.Хит.- М.: Эт Сетера Паблишинг, 2006.- 188с.