СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стили управления. Метод "Управленческая решетка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

По учебной дисциплине

МДК 06.01. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОДЧИНЕННОГО ПЕРСОНАЛА

Специальность Поварское и кондитерское дело

Просмотр содержимого документа
«Стили управления. Метод "Управленческая решетка"»

МДК 06.01

Тема : СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ



Цель: изучить стили управления

Студент должен уметь различать стили управления и осуществлять его выбор, в зависимости от различных факторов


План

  1. Стиль управления (определение)

  2. Виды стилей управления

  3. «Решетка менеджмента»

  4. Выбор стиля управления

  5. Ситуационное лидерство



    1. Сущность и виды стилей управления

Стиль руководства – манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в процессе достижения поставленных целей; формы и методы управления, используемые отдельной личностью.

Выделяют 3 основных управленческих стиля:

  1. авторитарный стиль – стиль прямых приказов, распоряжений, не допускающий каких-либо возражений со стороны подчиненных. Для него характерна централизация власти в руках одного руководителя, жесткое управление, единоличное принятие руководителем всех решений в коллективе; проявление слабого интереса к работнику как к личности, невозможность проявления инициативы подчиненным.

Позиция руководителя находится вне группы. На современном этапе этот стиль непригоден. Он может быть оправдан в экстремальных ситуациях.


  1. демократический стильсовокупность приемов руководства, основанных на широком привлечении сотрудников предприятия к процессу подготовки принятия решения. Характеризуется разделением власти и участием работников в управлении, при этом ответственность распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Руководитель систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, в общении предельно вежлив и доброжелателен, доверяет людям, он требователен, но справедлив. Руководитель отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования.

Позиция руководителя находится внутри группы, на основе сотрудничества. Однако, когда обстановка требует немедленного директивного вмешательства, демократический стиль неприемлем.


  1. либеральный стиль стиль, при котором руководитель не вмешивается в работу подчиненных, предоставляя им широкую самостоятельность и возможность индивидуального творчества. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает необходимыми документами и материалами, в решении вопросов руководитель принимает минимальное участие, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных, чаще уговаривает и просит.

Позиция руководителя находится в стороне от группы. Этот стиль может применяться в виде индивидуального подхода к работнику.


В реальных условиях в каждом руководителе неизбежно уживаются все три стиля, по- разному проявляясь в различных условиях и при решении различных задач, но у каждого руководителя имеется предрасположенность к тому или иному стилю в силу его личностных качеств.



    1. «Решетка менеджмента»


Разнообразие стилей, определяемых личностью руководителя, может быть сформировано на основе сочетания двух факторов:


  1. внимание руководителя к производству (ориентация на выполнение производственных заданий любой ценой, невзирая на персонал);


  1. внимание к человеку (забота об условиях труда, учет желаний и потребностей).


В зависимости от этого выделяют 5 характерных типов управленческого поведения, отражаемых в решетке менеджмента.

Внимание к человеку

Демократ

Организатор


1:9

9:9




Манипулятор



5:5




Пессимист


Диктатор


1:1

9:1




Внимание к производству

1

5

9

1

5

9




Тип 1-1 - тип слабого руководителя, не умеющего задействовать ни производственный, ни человеческий факторы. Руководитель мало заботится и о производстве и о людях, прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы. Может иметь место, когда предприятие закрывается.



Тип 9-1 – руководитель, максимально заинтересованный в повышении уровня производства, не уделяя внимания сотрудникам. Решения руководителем принимаются единолично, ориентируясь на безоговорочную исполнительность, происходит подавление инициативы, поиск виновных. Этот стиль может быть эффективным в условиях чрезвычайных обстоятельств (аварии, стихийные бедствия) или на начальных стадиях развития производства.



 Тип 1-9  - руководитель, уделяющий максимальное внимание людям и мало заинтересованный в повышении производства. Руководитель предоставляет подчиненным полную свободу, стремиться удовлетворить их потребности, оберегает от разногласий, однако производительность труда от этого страдает.

 Тип 5-5 -   руководитель старается занять позицию «золотой середины», проявляя средний интерес как к людям, так и к производству. Он во всем старается достичь компромисса, получая при этом средние результаты труда. Этот стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.



Тип 9-9 - руководитель является хорошим организатором, способным учесть как интересы производства, так и интересы подчиненных. Руководитель нацеливает всех работников на достижение производственных целей на основе доверия и уважения к ним, развивает самостоятельность, ответственность, создавая дух единой команды. Это стиль является наиболее эффективным, производство процветает и развивается, и работники довольны своим положением.



 Выбор стиля управления 



Ни один стиль управления не может считаться лучше других во всех случаях. На определение стиля управления кроме личных качеств руководителя, его поведения и отношения с членами коллектива, влияют следующие факторы:


  1. потребности и личные качества подчиненных;

  2. характер выполняемой задачи;

  3. требования и воздействия окружающей среды;

  4. имеющаяся у руководителя информация;

  5. должностные полномочия менеджера.

Руководитель должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях, необходимо только правильно определить возникшую ситуацию и суметь ее использовать.

Стили руководства, определяемые личностью руководителя

Направленность руководителя на результат

Способы мотивации

Привлечение подчиненных к управлению

Требовательность

Авторитарный стиль

Важен только результат

Мотивация основана на беспрекословном подчинении

Подчиненные не привлекаются к управлению

Жесткая требовательность

Демократический стиль

Важны и результаты и способы достижения

Мотивация, основанная на использовании материальных и социальных потребностей

Подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению

Требовательность в сочетании с доверием

Либеральный стиль

Результаты не важны

Мотивация практически отсутствует

Создается вид, что подчиненные участвуют в управлении

Низкая требовательность

Стили руководства, определяемые особенностями коллектива - ситуационное лидерство

Ситуационное лидерство – определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы: степени квалификации и стремления к ее росту. Руководитель может менять свое поведение в зависимости от зрелости группы.

 

Уровень зрелости рабочей группы

Соответствующий стиль руководства

Полностью квалифицированная и желающая дальше совершенствоваться

Предоставление самостоятельности (определение функций и ответственности работников, совместное обсуждение результатов) Задача менеджера – делегировать полномочия.

Достаточно квалифицированная и продолжающая совершенствоваться

Участие в принятии решений (привлечение работников к постановке целей, консультации и поощрение самостоятельности). Задача менеджера – поддерживать.

Малоквалифицированная, но стремящаяся к повышению квалификации

Координация (инструктаж и контроль, поощрение инициативы и деловых контактов). Задача менеджера – направлять.

Низкоквалифицированная и не расположенная совершенствоваться

Указывание (тщательный инструктаж и контроль, поощрение исполнительности и личных достижений).

Задача менеджера – управлять.





Задание:

Изучить материал

Составить краткий конспект

определить стиль руководства шеф-повара ПОП базы практики,