СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стресс – защитная реакция организма

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стресс – защитная реакция организма»

Человек устроен так, что ему становится легче, когда он объясняет себе причину происшедшего.  Сегодня часто объясняют физическое и п сихологическое неблагополучие словом «стресс».

Человек устроен так, что ему становится легче, когда он объясняет себе причину происшедшего. Сегодня часто объясняют физическое и п сихологическое неблагополучие словом «стресс».

 Стресс – защитная реакция организма на воздействие факторов окружающего мира (ситуация опасности, сильная эмоция, как положительная, так и отрицательная, эмоциональный конфликт)  Стресс – состояние спада, подавленности, возникающее у человека под влиянием  экстремальных воздействий  (Ганс Секлье).
  • Стресс – защитная реакция организма на воздействие факторов окружающего мира (ситуация опасности, сильная эмоция, как положительная, так и отрицательная, эмоциональный конфликт)
  • Стресс – состояние спада, подавленности, возникающее у человека под влиянием экстремальных воздействий (Ганс Секлье).
Причины стресса Высокая интенсивность деятельности Конфликт Страх Ограничения Критика Перемены Ответственность Крайние сроки Низкая самооценка и т.д.

Причины стресса

  • Высокая интенсивность деятельности
  • Конфликт
  • Страх
  • Ограничения
  • Критика
  • Перемены
  • Ответственность
  • Крайние сроки
  • Низкая самооценка и т.д.
Механизм стресса  При встрече с трудностями в организме в коре надпочечников происходит выделение гормона адреналина – особого вещества, которое заставляет мышцы двигаться быстрее, и если мы действуем нам легче. Но если мы не даём выхода, этой энергии, состояние тревоги нарастает.

Механизм стресса

При встрече с трудностями в организме в коре надпочечников происходит выделение гормона адреналина – особого вещества, которое заставляет мышцы двигаться быстрее, и если мы действуем нам легче. Но если мы не даём выхода, этой энергии, состояние тревоги нарастает.

Стадия тревоги или «предстартовая готовность». Стадия сопротивления.  Стадия истощения
  • Стадия тревоги или

«предстартовая готовность».

  • Стадия сопротивления.
  • Стадия истощения
Стадия тревоги Происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. Состоянии напряженности и настороженности. Физически и психически человек чувствует себя хорошо и даже ощущает некоторый подъем в настроении. На этой стадии часто проходят некоторые заболевания (гастриты, язвы, аллергии). Но к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.

Стадия тревоги

  • Происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма.
  • Состоянии напряженности и настороженности.
  • Физически и психически человек чувствует себя хорошо и даже ощущает некоторый подъем в настроении.
  • На этой стадии часто проходят некоторые заболевания (гастриты, язвы, аллергии).

Но к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.

Стадия сопротивления (наступает при сильном стрессе или длительном его воздействии)  Размерено расходуются ресурсы организма  Развивается оптимальная энергия, человек приспосабливаясь к меняющимся обстоятельствам.  Состояние не плохое, но без подъёма. Человек «вработался» и готов к длительным усилиям по преодолению трудностей. Но иногда чувствует накопившуюся усталость.

Стадия сопротивления

(наступает при сильном стрессе или длительном его воздействии)

  • Размерено расходуются ресурсы организма
  • Развивается оптимальная энергия, человек приспосабливаясь к меняющимся обстоятельствам.
  • Состояние не плохое, но без подъёма. Человек «вработался» и готов к длительным усилиям по преодолению трудностей. Но иногда чувствует накопившуюся усталость.
Стадия истощения (стрессовая ситуация продолжает очень долго) Энергия исчерпана, защиты оказываются сломанными, человек не имеет больше возможности защищаться.  Состояние в этой стадии больше похоже на «призыв о помощи». Помощь прийти только извне – в виде поддержки, или в виде устранения стрессора.

Стадия истощения

(стрессовая ситуация продолжает очень долго)

  • Энергия исчерпана, защиты оказываются сломанными, человек не имеет больше возможности защищаться.
  • Состояние в этой стадии больше похоже на «призыв о помощи».
  • Помощь прийти только извне – в виде поддержки, или в виде устранения стрессора.
 Ганс Селье, канадский ученный впервые описавший стресс говорил о двух стрессах, о стрессе со знаком «плюс» и стрессе со знаком «минус».  Положительный стресс – «это двигатель жизни». Отрицательный стресс сегодня называют- дистрессом, это третья стадия стресса. Симптомы дистресса  Физические Эмоциональные Интеллектуальные

Ганс Селье, канадский ученный впервые описавший стресс говорил о двух стрессах, о стрессе со знаком «плюс» и стрессе со знаком «минус».

Положительный стресс – «это двигатель жизни».

Отрицательный стресс сегодня называют- дистрессом, это третья стадия стресса.

Симптомы дистресса

Физические Эмоциональные

Интеллектуальные

Физические симптомы Учащенное сердцебиение Повышенное артериальное давление Расстройство пищеварения Бессонница Сутулость /напряжение в мышцах шеи и спины Потеря аппетита / переедание Стеснённое дыхание / отдышка Склонность к кариесу «Простуды» на губах Чихание Тошнота, рвота Потные ладони Тики

Физические симптомы

  • Учащенное сердцебиение
  • Повышенное артериальное давление
  • Расстройство пищеварения
  • Бессонница
  • Сутулость /напряжение в мышцах шеи и спины
  • Потеря аппетита / переедание
  • Стеснённое дыхание / отдышка
  • Склонность к кариесу
  • «Простуды» на губах
  • Чихание
  • Тошнота, рвота
  • Потные ладони
  • Тики
Эмоциональные симптомы Раздражительность Вспышки гнева Снижение самооценки Подавленное состояние Подозрительность Ревность Усталость по утрам Тревожность Агрессивность Слезливость Самоизоляция / самоустранение Самообвинение скука

Эмоциональные симптомы

  • Раздражительность
  • Вспышки гнева
  • Снижение самооценки
  • Подавленное состояние
  • Подозрительность
  • Ревность
  • Усталость по утрам
  • Тревожность
  • Агрессивность
  • Слезливость
  • Самоизоляция / самоустранение
  • Самообвинение скука
Интеллектуальные симптомы дистресса Забывчивость Сверхозабоченность Мысленная жвачка Ошибки при письме и счете Забывание слов, имен Расстройство восприятия Проживание в прошлом Ошибки в оценке расстояния Обеднение фантазии Сужение интересов

Интеллектуальные симптомы дистресса

  • Забывчивость
  • Сверхозабоченность
  • Мысленная жвачка
  • Ошибки при письме и счете
  • Забывание слов, имен
  • Расстройство восприятия
  • Проживание в прошлом
  • Ошибки в оценке расстояния
  • Обеднение фантазии
  • Сужение интересов
Стресс это неотъемлемая часть живого. Жизнь без «стрессов и страстей» невозможна, остаётся смело идти на встречу и научиться преодолевать вредные побочные  действия стресса.

Стресс это неотъемлемая часть живого. Жизнь без «стрессов и страстей» невозможна, остаётся смело идти на встречу и научиться преодолевать вредные побочные действия стресса.

Черепанова, Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку [Текст]: Книга для школьных психологов, родителей и учителей /Е.М.Черепанова. – 2-е изд.- М.: Издательский центр «Академия»,1997.- ISBN 5-7695-0134-0.   Бадирова,З.А. Классные часы и беседы для девушек 6-11 классов [Текст] /З.А. Бакирова, А.В. Козлова- М.: ТЦ Сфера, 2004 - ISBN 5-89144-326-0.  Иванова,Е.Н. Тон задает руководитель . [Текст] / Е.Н. Иванова, С.С.Сергеев – СПб.: Издательство ДНК , 2001 – ISBN 5-901562-04-6  Родионов,В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков [Текст]:  для учащихся 1-11 классов / В.А Родионов., М.А. Ступницкая, О.В. Кардашкина – Ярославль: Академия развития, 2001- ISBN 5-7797-0138-5
  • Черепанова, Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку [Текст]: Книга для школьных психологов, родителей и учителей /Е.М.Черепанова. – 2-е изд.- М.: Издательский центр «Академия»,1997.- ISBN 5-7695-0134-0.
  • Бадирова,З.А. Классные часы и беседы для девушек 6-11 классов [Текст] /З.А. Бакирова, А.В. Козлова- М.: ТЦ Сфера, 2004 - ISBN 5-89144-326-0.
  • Иванова,Е.Н. Тон задает руководитель . [Текст] / Е.Н. Иванова, С.С.Сергеев – СПб.: Издательство ДНК , 2001 – ISBN 5-901562-04-6
  • Родионов,В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков [Текст]:

для учащихся 1-11 классов / В.А Родионов., М.А. Ступницкая, О.В. Кардашкина – Ярославль: Академия развития, 2001- ISBN 5-7797-0138-5