МБОУ СОШ № 25
«Стринг-арт или мастерская Деда Мороза»
(Методическая разработка)
Выполнила: учитель ИЗО
Иванова Нэлли Борисовна
Озерск
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Суть техники стринг-арт
Некоторые виды техники и приёмы их создания (работа в средней и младшей школе)
Обобщение по теме.
Литература и Интернет- ресурсы
Введение
Данная методическая разработка по нетрадиционным техникам и технологиям в изобразительном искусстве (стринг-арт) была создана и опробована в период с 2010-2020 года в нашей школе. Поразили результаты – детские работы оказались очень интересными и выполнялись детьми с большим усердием и энтузиазмом. Многие работы завоевали дипломы и призы на выставках.
Надеюсь, что эта работа может быть полезна и успешно использована преподавателями изобразительного искусства в школах, воспитателями детских садов, педагогами художественных школ, педагогами дополнительного образования.
Уверена, что, используя имеющийся материал и дополнив его собственными материалами и идеями, каждый преподаватель сможет создать что-то новое, интересное, неповторимое и обязательно поделится с нами своими результатами – с такими же ищущими и неунывающими преподавателями.
Цель методической работы — создание условий развития художественно-творческих способностей обучающихся в процессе обучения основных жанров изобразительной деятельности.
Практическая значимость работы заключается в реализации комплекса условий, способствующих развитию художественно-творческих способностей обучающихся в процессе изучения нетрадиционных техник рисования, разработке соответствующей системы занятий, обеспечивающих эффективность механизма повышения готовности к художественно-творческой деятельности учащихся.
Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью.
Рисование – это очень увлекательный и интересный процесс. Кроме традиционных техник иногда хочется попробовать такие, которые дают новые творческие идеи.
Актуальность темы.
Чувство прекрасного у человека развивается и воспитывается с детства
Начинается это воспитание в семье, в процессе общения с природой, книгами и продолжается в школе, где формируется более глубокое восприятие прекрасного.
Главная задача преподавателя – развить художественно-творческие способности обучающихся, развить воображение, фантазию. Важно, чтобы ребенок был раскован для творческой работы.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.
Обучение рисованию предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в школьном возрасте (и в дощкольном) рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное. Среди трудностей, с которыми часто сталкиваются дети можно выделить - сложность изображения предметов тонкими линиями. И поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать. Чтобы этого не происходило, мы стали использовать нетрадиционные техники изображения. Специалисты, занимающиеся этим вопросом утверждают: "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" (Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)). Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями школьников.
Своё общение с детьми мы организуем на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, используем наглядные, словесные, игровые приёмы работы. Работу с детьми мы строим в два этапа.
На первом этапе мы решаем следующие задачи:
1. Формирование интереса к изобразительной деятельности.
2. Овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
3. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, задачи были следующие:
1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.
2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
3. Формировать относительную устойчивость замысла.
4. Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.
5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых,
оригинальных замыслов.
7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
Первым человеком, вписавшим своё имя в историю стринг-арта как хенд-мейд искусства, стал американец Джон Эихенгер, главный дизайнер компании Open Door Company (Лос-Гатос, Калифорния). Разглядев в «геометрической» технике «изобразительный» потенциал, Эинхер начал создавать картины на дощечках при помощи нитей и гвоздей. В своем творчестве дизайнер обратился к восточному искусству мандалы (сакральное символическое и схематическое изображение у буддистов), заметив, что линии нитей, натянутые на гвозди, могут образовывать подобные узоры. Мандалы, создаваемые Эихенгером с 1972 года, отличались изяществом, неповторимыми оптическими иллюзиями и соответствием законам математики — ко всему прочему, они были очень красивы. У дизайнера появились последователи — на практике выяснилось, что в технике стринг-арта можно «рисовать» не только симметричные, но вообще любые картинки.
Сегодня в стринг-арте выделяют три основных направления:
— создание абстрактных картин и рисование геометрических фигур;
— создание несимметричных художественных изображений (портретов, пейзажей — по сути, любых картинок);
— объёмное рисование нитями.
Стринг Арт (String Art), или изонить – это вид графики, суть которого в том, что рисунок создается путем особого переплетения нитей. Его изобрели английские ткачи еще в 16 веке. Они забивали в дощечки гвоздики и в определенном порядке натягивали на них цветные или однотонные нити. В результате получался изящный воздушный рисунок. Такой картиной часто украшали жилища. По одной из версий, плетеные изображения использовались как заготовки или образцы узоров для тканей. Со временем техника нитяной графики стала сложнее, появились новые приемы создания сложных многоцветных рисунков, но суть осталась прежней.
Значимость обращения к нетрадиционной технике - стринг-арт вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни детей занимает творческая деятельность. Среди многообразия творческих идей и способов их осуществления учащийся порой стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею. Это связано с тем, что ребенок ограничен в знаниях средств выражения художественной деятельности, в результате чего не может быть решен замысел творческой работы. Особенность человека и его стремление выразить в материале и форме свои чувства, являются творчеством в искусстве.
Помимо красоты “нитевое творчество” несет определенную пользу:
– Развитие абстрактного мышления; развитие математических представлений об углах, длине сторон, об окружности, хорде; закрепление знания направлений вверх, вниз, слева, справа; объяснение понятия о середине, центре, вершине, крае.
– Сенсорное развитие (различие в толщине ниток).
– Развитие цветового восприятия (понятие холодных и теплых тонов, подбор цвета и фона).
– Развитие проектирования, обучение плоскостному моделированию, понятие зеркального изображения.
– Развитие трудового воспитания (владение иглой и ниткой и т.д.).
– Развитие физического воспитания (усидчивость, терпение, внимательность, старание).
– Эстетическое воспитание и развитие
Стринг-арт может быть предметной – состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, птица, корабль и т. д.); сюжетной – отображающей совокупность действий, событий; декоративной или графической – включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Этот способ создания художественных работ прост и доступен. В нём сохраняется реалистическая основа самого изображения. Что даёт возможность широко использовать стринг-арт не только в оформительских целях, но и в создании картин, орнаментов. По существу, это вышивание, которое не требует дорогостоящих материалов, привлекает простотой исполнения и оригинальностью.
Стринг-арт или изонить – малозатратная и очень простая техника. С ней легко справится даже ребенок или взрослый, который ни разу в жизни не брал в руки кисточку и краски. Все, что вам нужно – это знать особенности сочетания цветов, чтобы получилась картина, радующая глаз. Даже самое простое изображение выглядит эффектно. Рисование в жанре нитяной графики – прекрасное занятие для людей любого возраста. Вот лишь некоторые его достоинства: развивает цветовое восприятие, абстрактное и пространственное мышление, воображение и глазомер; приучает к усидчивости и терпению; улучшает мелкую моторику
Несмотря на кажущуюся простоту, стринг- арт занял свою нишу в мире высокого искусства. Американский дизайнер Джон Эихенгер еще в 1970-х годах создавал нитяные картины в стиле восточных сакральных изображений. Его мандалы отличаются невероятным изяществом, уникальными визуальными иллюзиями и математической точностью, вызывая огромный интерес к стринг-арту, который не утихает до сих пор.
Материалы для работы в технике Стринг Арт
Для создания картины потребуются следующие материалы: деревянная основа достаточной толщины, чтобы в нее можно было легко вбить гвозди; краска, морилка, цветной или прозрачный лак для создания фона (можно обойтись и без него); гвозди длиной 1-2 см с маленькой шляпкой; молоток; прочные нитки («ирис», мулине, тонкая гладкая пряжа, швейные нитки и пр.); плоскогубцы или прищепка ножницы; тонкий твердый простой карандаш; готовый трафарет рисунка
Порядок создания картины Стринг Арт
Сначала подготовьте основу: отполируйте наждачной бумагой края, покройте морилкой, краской или лаком, если этого требует художественный замысел. Второй шаг – перенесите рисунок на дощечку. Линии наносите очень твердым простым карандашом, едва касаясь поверхности. Если рисунок очень сложный, распечатайте его на бумаге, прикрепите к основе, когда закончите, вы сможете удалить лист пинцетом по частям. Наметьте точки расположения гвоздей. Они должны размещаться на равном расстоянии друг от друга. Вбейте гвозди на небольшую глубину. Старайтесь, чтобы они находились строго перпендикулярно по отношению к основе. Если не хотите травмировать пальцы, придерживайте гвоздики плоскогубцами. Теперь, когда контур готов, можно приступать к натягиванию нитей. Для этого привяжите нитку к центральному верхнему гвоздику. Узелок должен быть маленьким и аккуратным, кончик обрежьте. Нить протяните по диагонали, чтобы получился острый угол. Таким образом, соедините нитью все гвоздики. Когда закончите, закрепите кончик и обрежьте.
Что делать, если нужно сменить нить? Закрепите кончик старой нити на гвоздике, обрежьте кончик. К этому же гвоздику привяжите новую другого цвета. Используя разноцветные нити, вы можете создавать очень красивые многослойные рисунки. Впрочем, для этого подойдут и нити меланжевого окрашивания.
Важно правильно подготовить основу: забивайте гвозди так, чтобы они торчали достаточно высоко и на одном уровне. Кстати, по одному и тому же трафарету можно выполнить несколько разных картин. Вы можете заполнить нитями или сам рисунок или только фон, тогда он будет как бы обволакивать изображение. Есть и третий вариант, когда определенные части рисунка заполняются нитями разных цветов или разной толщины. Последнее придает изображению объем. Не бойтесь экспериментировать и с направлением натягивания нитей.
Умельцы советуют: чтобы облегчить процесс рисования нитками, можно воспользоваться самой простой шариковой ручкой, точнее — её корпусом (нужен раскручивающийся корпус, из двух половинок, с отверстиями с обоих концов). Из ручки надо вынуть стержень и сквозь корпус пропустить нить — так работать будет удобнее.
Необходимо правильно организовать рабочее место.
- Проследите, что бы стол и стул соответствовали по высоте друг другу.
- Сидеть нужно прямо и ровно, держа осанку, чтобы работа не утомляла.
- Немаловажную роль в организации рабочего места имеет освещение (свет должен падать слева).
- Очень важно с самого начала содержать рабочее место в порядке.
-Найдите место, где буду храниться оборудование и материалы, можно сделать специальное место для хранения, с полочками, ящичками, сетками.
- Приступая к работе, можно специально отложенный материал для работы сложить в отдельную коробку, чтобы не бегать постоянно за чем-либо.
- Лучше всего завести специальный контейнер для мусора: он не будет вам мешать, по окончанию работы быстро сможете привести ваше рабочее место в порядок.
Необходимо соблюдать требования к правилам техники безопасности.
Работа с молотком
прибивая гвоздики, слегка постучать молотком, избегая попадания по пальцам;
во время работы нельзя брать гвоздики в рот.
Работа с ножницами
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать и переносить ножницы кольцами вперёд, и с сомкнутыми лезвиями.
Изучив примеры стринг-арта и технику безопасности, можно приступить к выполнению работ.
Средняя школа.
«Подарок родным»
Изначально задумали интегрированный урок ИЗО с технологией. Мальчики на уроке по заранее нарисованным эскизам набили гвоздики. Цвет фанеры оставили без изменения, только покрыли бесцветным лаком. На ИЗО выполнили вторую часть: натянули нити и оформили свое изделие.
Вот некоторые примеры работ и последовательность изготовления подарка родным
По заранее нарисованному контуру набиваются гвоздики
Приклеиваются цветы (можно использовать и сухоцветы, и цветочки искусственные, и «розочки» из кленовых листьев)
Наматываются нити (можно использовать любые: от шерстяных до хлопковых)
На этих фотографиях представлена последовательность работы по пенопластовой пластине:
По нарисованному контуру вкалываем гвоздики на одинаковую высоту по пенопластовой заготовке.
Наматываем нити (в нашем случае шерстяные голубые)
Оформляем готовую композицию. (Ученик за основу выбрал картонную коробочку от конфет и закрасил ее синей краской, в нее вставил пенопластовую заготовку с выполненной работой)
Начальная школа.
«Елочная игрушка»
Как же поступить с малышами из начальной школы (им еще нельзя доверить молоток)? А если вместо фанеры взять пенопласт? Тогда каждый ребенок сможет самостоятельно воткнуть гвоздики.
Так и поступили: ученики принесли пенопластовые подложки, нарисовали контур, по нему через одинаковое расстояние воткнули гвоздики и …началось самое интересное (ребята придумали свое название техники – НАМОТАНКИ). Затем каждый ученик «закрасил», т.е. покрыл клеем ПВА свою будущую игрушку на елку и оставил сохнуть.
Большим плюсом в этом случае является то, что можно несколько раз использовать подложку с рисунком.
Предлагаю вашему вниманию примеры работ и этапы изготовления елочной игрушки из ниток
На одной подложке можно выполнить несколько изделий
Вот такими игрушками мы украшали елки в классе и даже создавали целые инсталяции
Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного и школьного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
В работе рассмотрены только некоторые оригинальные приемы работы в технике стринг-арт, которые расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".
Данная разработка может быть рекомендована учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов и всем любителям рисовать
Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное.
Такие занятия особенно полезны и закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Воспитываем у детей умение слышать, слушать и даем возможность самому высказаться. Очень важно ребёнку установить последовательность действий и не забывать об основном содержании.
Занятия с использованием нетрадиционных методик используются как самостоятельные, где дети приобретают навыки изображения реальных объектов разными способами, а в старшем возрасте проводятся, как правило, после занятий с использованием традиционных методик. Такая последовательность применения техник позволяет сформировать у детей способность разного видения реальных объектов, развивает творческий подход к изобразительной деятельности.
Список литературы
1. Архангельская М. Вышивка по картону //Школа и производство 1996 № 3 с. 58.
2. Компьютерная программа «Изонить. Вышивка по картону» программной группы «Аlisa Group», 2002
3. Симакова Е.В. Уварова О.В. Изонить //Школа и производство 1995 № 6 с. 58.
4. Сведения сайтов Интернет.
https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/string-art/