СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий юбилейного вечера "С.С. Прокофьев "Под знаком солнца""

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий юбилейного вечера "С.С. Прокофьев "Под знаком солнца""

Просмотр содержимого документа
«Сценарий юбилейного вечера "С.С. Прокофьев "Под знаком солнца""»

Сценарий юбилейного вечера, посвященного С.С.Прокофьеву.

«Под знаком Солнца» или «Путешествие во времена Сергея Прокофьева», Солнечный мальчик из Солнцовки

Ведущий: Приветствуем юных слушателей и их родителей в нашем уютном зале. Сегодня мы совершим необычное и очень интересное путешествие. Это будет путешествие во времени.

Какой у нас сейчас год? Давайте отмотаем часы на 80 лет назад – это время ваших прабабушек и прадедушек. Тогда они жили совсем в другой стране – стране Советов, но были такими же веселыми, беззаботными, любознательными детьми, как вы. Они с увлечением читали книжки, дружили, ходили в походы, а еще их организовывали в отряды и называли пионерами. А вот и они. Давайте познакомимся. (Выходят пионеры). Пионера было очень легко узнать по красному галстуку. Их учили быть примером для других и помогать всем, кто нуждался в помощи.

Пионеры: Сегодня именно МЫ познакомим вас с человеком, который жил в наше время, сочинял музыку для нас (Петя: и даже про нас). Главным героем нашего концерта является замечательный композитор - Сергей Сергеевич Прокофьев.

Он принадлежит к числу тех музыкантов, которые составили славу русской музыки XX века. Он был выдающимся пианистом, дирижёром, композитором, который работал во всех жанрах и в каждом оставил образцы непревзойдённого совершенства.

Вот его портрет. Серьезный казалось бы человек, но посмотрите, какие искрящиеся у него глаза, а в уголках рта спрятана добродушная улыбка. Такой же была его музыка: живая, энергичная, полная оптимизма. Сегодня вы её обязательно услышите!

Сейчас для вас прозвучит пьеса, которая называется

«Тарантелла» (это танец в быстром темпе).

А сейчас наши часы отмотают назад еще лет 45, и мы посмотрим, как проходило детство самого Прокофьева. Маленький Сережа родился на Украине в большом поместье с тёплым названием Солнцовка.

ФИЛЬМ

У мальчика были чудесные рыжие волосы, словно он действительно завел дружбу с солнцем. Весной сады утопали в цветах, а летом на полях колосилась золотая пшеница. Сейчас мы услышим удивительную музыкальную картинку, которая словно пришла из его детства. Представьте теплый летний дождь, после которого начинает светить солнце, а на небе появляется что? Правильно – радуга!

«Дождь и радуга»

Отец Прокофьева Сергей Алексеевич работал в поместье управляющим, мама – Мария Григорьевна занималась воспитанием сына. Она была хорошей пианисткой. Когда Сереже исполнилось 4 года она начала давать ему первые уроки фортепиано.

Демонстрация видео – фрагмент мультфильма «Четвертый апельсин» (из серии «Сказки старого пианино» реж. Ю. Титова) о первых занятиях.

Первые уроки это всегда так важно. Не случайно композитор писал много детской музыки. В том числе для самых маленьких учеников.

…,а тебе рассказывали в детстве сказки? – Конечно, несмотря на то, что я - пионер и люблю книги про подвиги, ну, какое же детство без сказок: волшебных, немного страшных, но неизменно увлекательных.

В следующей пьесе Сергея Прокофьева - «Сказочка», мы как будто слышим голос доброй бабушки. Она размеренно и неторопливо рассказывает историю, но о ком? Ребята, придумайте сами. Наверное, там будут и добрые, и злые персонажи.

«Сказочка»

Когда Прокофьеву исполнилось 8 лет, случилось знаменательное событие.

Родители решили отметить наступление 1900 года поездкой в Москву. Шумная столица ослепила мальчика непривычным блеском огней, обрушилась громадой нарядных зданий. Однако ни Кремль, ни величавые храмы не запомнились так, как запомнился театр. Серёжа был удивлён и поражён оперой "Фауст», а балет Чайковского "Спящая красавица" буквально вызвал головокружение.

Эта поездка в Москву, придала жизни мальчика новый смысл и в качестве первого шага было решено ... написать оперу. Уже в начале лета перед матерью лежала стопка грязноватых кусочков бумаги - рукопись оперы "Великан", исполнить которую помогли деревенские мальчишки, а зрителями стали - все домашние.

Демонстрация видео – фрагмент мультфильма «Четвертый апельсин» об опере «Великан» К июню 1900 г. была закончена первая опера Серёжи Прокофьева «Великан».

Правда, здорово самому написать целую оперу?

Опера Великан произвела впечатление на родителей Сережи, и они наняли для него учителя, молодого и талантливого композитора Рейнгольда Глиэра. Глиэр оказался человеком очень приятным. Он сумел привязать к себе мальчика, принимал активное участие во многих детских играх, вполне серьёзно относился к его пока нехитрым сочинениям. Глиэр ввёл полезную практику: ежемесячно полагалось написать небольшую фортепианную пьеску или песенку. За пять лет накопилось 60 таких пьес.

Сейчас, вашему вниманию мы предлагаем одно из таких произведений. Серёжа Прокофьев назвал эту пьесу «Стыдно стало» - она естественная, бесхитростная, как мимолётное душевное движение, но по совету учителя пьеса получила другое, более взрослое, название - «Раскаяние».

Итак, звучит «Раскаяние»

В Сонцовке день Серёжи проходил насыщенно, всё хотелось успеть сделать. Разнообразие его интересов просто поражало: театральные постановки, различные игры, сад, в котором сажались цветы, собаки, шахматы, ходьба на ходулях, увлечение железной дорогой и расписанием поездов, газета, которая издавалась для отца, дневник, сочинение рассказов и ещё множество дел. Энергия била ключом!

О его динамичности, стремительности, которая будет сопровождать всю жизнь композитора, можно судить по письмам, в которых практически нет гласных, всё в сокращениях. Даже автограф композитора выглядел вот так: ПРКФВ

Раскроем еще одну грань творчества композитора. Скажите, вы любите танцевать? А вот Прокофьев очень любил писать в танцевальных жанрах. Особенно много у него вальсов. А тот который вы услышите сейчас написан специально для детей. Вы ведь любите сказки про принцесс? Представьте красивый зал, где юная красавица в роскошном платье кружится в вальсе вместе с прекрасным принцем.

«Вальс»

К 13 годам Сережа мог похвастаться огромной папкой пьес, который были очень аккуратно написаны и рассортированы. С таким багажом можно было поступать высшую школу музыки – консерваторию. Детство окончилось и к моменту поступления в консерваторию рыжеволосый розовощёкий мальчишка с Украины - уже не просто музыкальный вундеркинд, а вполне сформировавшаяся личность.

"Я вошёл, - рассказывает Прокофьев, - сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали 4 оперы, две сонаты, симфония и много фортепианных пьесок. "Это мне нравится!" - сказал Римский-Корсаков, который вёл экзамен.

Демонстрация видео – фрагмент мультфильма «Четвертый апельсин» о поступлении в консерваторию



Вступительный экзамен прошёл блестяще. Как вы видели, приёмная комиссия была восхищена солидным грузом сочинений, которые принёс с собой тринадцатилетний композитор, а также абсолютным слухом и умением прекрасно читать с листа.

В консерваторские годы стали появляться первые по-настоящему значительные и зрелые сочинения: Первая и Вторая фортепианные сонаты, Первый концерт для фортепиано с оркестром. Преподаватель по фортепиано - Анна Есипова, считала своего ученика чрезвычайно талантливым, но играющим грубовато и прямо. Многие произведения юного Прокофьева были не понятны публике и даже коллегам-музыкантам.

Уже тогда, Сергей Сергеевич говорил о себе: «Кардинальное достоинство моей жизни это поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу избитые приёмы…» И ему удалось найти такие яркие и смелые выразительные краски, что на одном из конкурсов в 1914 году, Прокофьев исполнив свой 1 концерт, завоевал 1 место и премию им. Антона Рубинштейна - великолепный рояль.

Демонстрация видео – фрагмент мультфильма «Четвертый апельсин» о конкурсе

Мы с вами тоже проникнемся настроением победы. Для вас звучит Марш из цикла «Детская музыка». «Детская музыка» это сборник из 12-ти фортепианных миниатюр. «Для маленьких любителей музыки сочиняли многие, почти все композиторы, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев - писал о нём Дмитрий Кабалевский. - Его детская музыка это дар большого художника детям».

Вспомните про юных пионеров и пусть ваши руки маршируют вместе с музыкой

«Марш»

После блестящего окончания консерватории, имя Прокофьева в музыкальном мире становится необыкновенно популярным. Со всех сторон предлагают участие в концертах. Крупнейшие издательства печатают его произведения. Прокофьев решает отправиться в большое заграничное турне.

И вот, его дерзкому таланту и кипучей энергии рукоплещет Нью Йорк, Париж, Токио. Это пора подлинного открытия себя, пора лучших прокофьевских сочинений. За границей он собирает полные залы и как композитор, и как исполнитель. Не забывает поддерживать и связь с Родиной и интересоваться новостями. За это время в России на музыкальном олимпе появляются новые имена, среди них - Дмитрий Шостакович. Популярность его музыки среди русских слушателей растёт. Публика любит и принимает его музыку. Произведения Шостаковича – яркие, самобытные. Примером тому могут служить Гавот и Прелюдия, которые мы сейчас и предлагаем вашему вниманию.

Шостакович. Гавот.

Шостакович. Прелюдия.

Шостакович – явление уникальное в истории музыкальной культуры. В его творчестве, как ни у какого другого художника, отразилась наша сложная и жестокая эпоха того времени. Дмитрия Шостаковича называют летописцем истории нашей страны. И ещё несколько произведений этого композитора мы предлагаем сегодня послушать.

Шостакович. Весенний вальс

Шостакович. Танец.

Блуждая вечерами по улицам чужой страны, Прокофьев всё чаще стал скучать и тосковать по Родине. И хотя в России давно сменились порядки, произошла революция, а к власти пришел жестокий и беспощадный Иосиф Сталин, там оставалось место для радости - ведь это Родина!

И Прокофьев решает вернуться.

"Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли. Я должен снова видеть настоящие зимы, в ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего здесь недостаёт. Здесь я лишаюсь сил. Я возвращаюсь".

фильм

По возвращению на Родину Прокофьев получает заказ от детского театра Натальи Сац сочинить сказку о том, как отважный пионер Петя победил злого волка. Сказку Прокофьев придумал сам, да так, чтобы дети крепко-накрепко запомнили, как звучат инструменты симфонического оркестра. Тему отважного пионера Пети играют скрипки, и сегодня мы её услышим.

«Тема Пети»

Прокофьев писал для детей не только музыкальные сказки и пьесы, но ещё и песенки. Сейчас мы предлагаем вашему вниманию песенку «Болтунья» на стихи детской писательницы Агнии Барто.

Это Вовка выдумал,

Что болтунья Лида, мол.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,

Хор кружок - мне петь охота,

За кружок по рисованью

Тоже все голосовали…

«Болтунья»

Очень примечательным в творчестве Сергея Прокофьева является цикл фортепианных миниатюр, названный композитором - «Мимолётности» (1915-1917). Каждая пьеса цикла настолько коротка, что её сравнивают с миражом в пустыне, который то исчезает, то появляется снова. Стремление передать минутные впечатления, изменчивость и неуловимость состояния мира или души человека. Как говорил сам Сергей Прокофьев: «В каждой мимолётности вижу я миры»…

Для вас прозвучит «Мимолетность»

«Мимолётности» стали и своего рода «кратким словарём» стиля Прокофьева, своеобразными страницами дневника. Они вобрали в себя основные типы прокофьевских образов, сконцентрировали основные элементы речи.

Ещё одна «Мимолётность»

Как видите, композитор Сергей Прокофьев мог быть не только добродушным весельчаком, но и создавал музыку полную величия и силы.

Очень хочется рассказать сегодня еще об одной теме, которая расцвела в творчестве Прокофьева – это тема любви. Ее апофеоз это гениальный балет о юных влюбленных Ромео и Джульетте. Они знатны и богаты, но между их семьями, Монтекки и Капулетти это фамилии враждующих семей, царит вековая вражда. Вы услышите номер, который называется –

«Танец девушек с лилияи» (демонстрируются видео без звука фрагментов фильма «Ромео и Джульетта» (реж. Ф. Дзефирелли).

Действительно, он был солнечным композитором. Широко известно, что композитор завёл альбом с названием «Что вы думаете о солнце?»

Ответ на этот вопрос в альбом записывали многие крупные музыканты, литераторы, художники. Известнейший пианист Артур Рубинштейн написал в этом альбоме такие слова: «Лучше всего я постигаю Солнце благодаря нескольким гениальным личностям, с которыми имею счастье быть знакомым. Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце - это я!»

А вот, Константин Бальмонт, был необычайно захвачен музыкой Прокофьева, вписал в альбом Сергея свой сонет:

Ты - солнечный богач. Ты пьёшь, как мёд, закат.

Твое вино - рассвет. Твои созвучья, в хоре,

Торопятся принять в спешащем разговоре

Цветов загрезивших певучий аромат.

Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад.

Там где-то далеко рассыпчатые зори

Как нитка жемчугов, и в световом их споре

Темнеющий растёт в угрозном гуле сад.

И ты, забыв себя, но сохранивши свет

Степного ковыля, вспоенного весной,

В мерцаниях мечты, все новой, все иной,

С травинкой поиграл в вопросы и ответы,

И в звук свой, заронив поющие приметы,

В ночи играешь в мяч с серебряной луной.

Этот солнечный свет был неистребим, и Прокофьев пронёс его через все коллизии своей нелёгкой и интересной жизни. Его работоспособность, особенно в летние месяцы, была удивительной. Прокофьев писал фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими сочинениями.

Фильм



Наше путешествие подходит к концу. Мы оставляем Сергея Прокофьева в самом расцвете сил и таланта. Влияние и новаторские находки музыки Прокофьева можно услышать уже у более современных композиторов, то, что подарил нам Прокофьев – бесценно

Дробиш «Весеннее настроение»

Накада «Танец дикарей»

Сергей Сергеевич Прокофьев прожил большую и сложную жизнь в искусстве, в его творчестве были замечательные победы и печальные срывы. Но, если говорить об итоге творческого пути композитора, то этот путь говорит о великих заслугах перед родным искусством, о необычайной силе его творческой фантазии и глубокой национальной почвы его искусства. Его произведения вошли в Золотой фонд русского искусства.

В последние годы жизни, большую часть времени Прокофьев проводил на своей даче, на Николиной горе на берегу Москвы-реки и 5 марта 1953 года С. С. Прокофьева не стало.

Визитной карточкой композитора на всю жизнь стала написанная им опера «Любовь к трём апельсинам». Её исполняют все крупные оперные театры мира. Одна озорная актриса, увидев Сергея Сергеевича, сказала однажды: «Он похож на четвёртый из своих апельсинов»…

Наш вечер подошёл к концу, спасибо за внимание.













5