ОТЧЁТНЫЙ КОНЦЕРТ
ВОЛШЕБНЫЕ СКРИПКИ
струнно-смычковое отделение
МБУДО «Детская школа искусств» г. Казани
I. ВСТУПЛЕНИЕ.
Ведущий. Добрый вечер! Мы рады видеть в нашем зале вас, дорогие гости. Мы рады видеть вас: уважаемые родители, преподаватели, ученики! Сегодня у нас замечательное и очень важное событие! Начинаем отчётный концерт струнно-смычковых инструментов «Детской школы искусств» Приволжского р-на г. Казани.
Открывает нашу концертную программу трио преподавателей.
М. Имашев. «Кыр казлары артыннан», обр. С. Зорюковой – исп. трио преподавателей: Е.Е.Глухова, Ф.Т.Камалова, Минакер И. С.;
Ведущий. Наш сегодняшний концерт – это не просто отчетный концерт – это подведение итогов нашей работы. Мы занимались целый учебный год, старались, преодолевали трудности. Не все получалось с первого, а то и с пятого раза…
Но все же, здесь верят волшебству,
Здесь дружат с Чудесами
Все сказки наяву приходят… вместе с волшебниками-преподавателями нашей школы. Итак, вашему вниманию - первые шаги наших малышей. У них и скрипочки - то такие … «малюсенькие»! Кстати, знаете ли вы, что скрипичные мастера могут творить такие чудеса - создавать такие крохотные инструменты! Так, на юге Китая в городе Гуанджоу была изготовлена мини-скрипка, длиной всего в 1 см. У мастера ушло на это творение 7 лет! А шотландец Дэвид Эдвардс, игравший в национальном оркестре, сделал скрипку в 1,5 см. Эрик Майснер в 1973 году создал инструмент с мелодичным звучанием длиной 4,1 см.!
Вот послушайте, дорогие друзья, как играют наши малыши на маленьких скрипочках.
II. ПЕРВЫЕ ШАГИ.
Потоловский. «Охотник» - исп. Илиана Насибуллина, 1 кл, конц. Минакер И. С. преп. Ф.Т.Камалова;
З. Левина. «Неваляшки»- исп. Самира Хасанова, 1 кл., преп. Абакумова М.А., конц. Гатауллина В.Д.;
Укр. н.п. «Лисичка» - исп. Алина Гатауллина, 1 кл, конц. Минакер И.С., преп. Ф.Т.Камалова;
Моцарт «Аллегретто» -исп. Азалия Мингазова, 1 кл, конц. Минакер И.С., преп. Ф.Т.Камалова;
Н. Бакланова. «Колыбельная»- исп.Азалия Идиатуллова, 1 кл., преп. Абакумова М.А., конц. Гатауллина В.Д.;
III. ДЛЯ ДУШИ И ТЕЛА!
Ведущий. Дорогие друзья, а знаете ли вы, что Скрипка стимулирует работу мозга! Этот факт подтверждён известными учёными, которые играли на скрипке. Вот, например, Эйнштейн с шести лет уже виртуозно играл на этом инструменте! Даже знаменитый Шерлок Холмс всегда использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой. Причем есть одна тонкость. Правая рука активизирует работу левого полушария мозга (отвечающего за логические способности): ее лучше тренировать математикам и всем людям, связанным с точными науками. А левая рука связана с правым полушарием, «специализация» которого — образное, творческое мышление, воображение, интуиция, способность находить неожиданные гениальные решения во всех жизненных ситуациях, не говоря уже об искусствах. Так что наша техника левой руки,— крайне полезная штука. Это не просто для творческого удовольствия. Техника для того, чтобы придать мозгу «ускорение», придать играющему «волшебные» или «мистические» способности, как сказали бы несколько веков назад.
Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час! Скрипач из Индии Атхира Кришна в 2003 году попал в книгу рекордов Гиннеса. Он 32 часа беспрерывно играл на скрипке на фестивале города Тривандрам!
Итак, продолжаем наш концерт, слушаем и играем на скрипке – это благотворное занятие для души и здоровья!
Шведская нар. песня – Амалия Чекулдаева, 2 кл, конц. Минакер И.С., преп. Ф.Т.Камалова;
8. Ридинг. Концерт, 3 ч., - исп. Наталья Данилова, 2 кл., преп. Абакумова М.А., конц. Гатауллина В.Д.;
А. Комаровский «Весёлая пляска»- исп. Полина Белова, 3 кл, конц. Минакер И.С., преп. Ф.Т.Камалова;
Чайковский «Старинная французская песенка» - исп. Лиля Шагеева, 3 кл, конц. Минакер И.С., преп. Ф.Т.Камалова;
А. Комаровский. «Русская песня» - исп. Коптеляу Бахтиёр, ,3 кл., преп. Абакумова М.А., конц. Хлёсткина С.М.
«Славацкая полька», обр. Гуредича- исп. младший анс. скрипачей, конц. Минакер И.С., преп. Ф.Т.Камалова;
IV. ВИОЛОНЧЕЛЬ.
Ведущий. Хочу вам сообщить, что в Германии была создана самая большая скрипка в мире. Её длина 4,2 метра, ширина 1,4 метра, длина смычка 5,2 метра. На ней играют три человека! Такое уникальное творение было создано мастерами из Фогтланда в конце восемнадцатого века. На смычок обычно натянуто 150-200 волосков, сделаны из конского волоса или нейлона.
При написании знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи приглашал музыкантов, играющих на струнных, в том числе звучала и виолончель. При этом музыка была разной по характеру и тембру. Многие считают неоднозначность улыбки Джоконды («улыбка то ли ангела, то ли дьявола») следствием разнообразия музыкального сопровождения.
13. Моцарт. «Аллегретто»- исп. дуэт: Ксения Гурманчук и Саида Зиатдинова, преп. Глухова Е.Е., конц. Хлёсткина С.М.;
14. Бетховен «Контраданс» - Валерия Баталлова, 3 кл, преп. Глухова Е.Е., конц. Хлёсткина С.М.;
15. «Despacito» -исп. Алексей Романов, 4 кл, преп. Глухова Е.Е., конц. Хлёсткина С.М.;.
16. «Путники в ночи» - исп. анс. виолончелистов, преп. Глухова Е.Е., конц. Хлёсткина С.М.;
Ведущий. Ребята, предлагаю провести викторину и ответить на вопросы? Тот, кто первый ответит на вопрос получит жетон «Сердечко», в знак признательности за ваш ответ. Кто же больше наберет жетонов?
V. ВИКТОРИНА .
1. Как называется музыка, которую исполняют только на инструментах без участия голоса? (инструментальная)
2. Какой музыкальный жанр является древнейшим? (Песня
3. Какую, известную во многих странах мира, симфоническую сказку для детей сочинил С.С. Прокофьев? (Петя и волк
4. Амати, Гварнери, Страдивари – кто они? (итальянские Скрип мастера
5. Как называются люди, создающие музыкальные произведения? (композиторы
6. Самозвучащие инструменты – что это? (Тарелки, трещотки, колокольчики, кастаньеты.
7. Как называется большой коллектив певцов? (Хор.
8. А музыкантов-инструменталистов? (Оркестр.
9. Какой музыкальный инструмент является самым большим? (Орган.
10. Как название одной из хищных птиц связано с музыкальными инструментами? (Гриф – это хищная птица и часть некоторых струнных инструментов, к которой прижимают струны для изменения высоты звука.
11. Что, по словам русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, является «самой существенной стороной музыки»? (Мелодия, то есть благозвучный ряд музыкальных звуков, мотив, напев.)
( тому, кто больше набрал жетонов вручается приз ).
VI. СКОРОСТЬ ВЕКА.
Ведущий. Дорогие друзья, вы наверное уже слышали, что эпизод из оперы Римского-Корсакова "Полёт шмеля" технически сложен в исполнении и проигрывается на большой скорости. Скрипачи всего мира устраивают соревнования на скорость исполнения этого произведения. Так в 2007 году Д. Гаррет попал в книгу рекордов Гиннеса, исполнив его за 1 минуту и 6,56 секунд. С тех пор многие исполнители стараются обогнать его и получить звание «самого быстрого скрипача в мире». Некоторым это удавалось. Например телеканал "Discovery" считает британца Бен Ли, который исполнил "Полёт шмеля" за 58.51 секунд, самым быстрым не только скрипачом, но и человеком в мире.
Продолжаем наш концерт, слушаем юных виртуозов.
17. Вивальди. Концерт a moll – исп. Александра Алексеева, 4 кл., преп. Миннахметова Л.Р., конц. Минакер И.С.;
18. Телеман. Концерт 3 ч.- исп. Полина Шаетова, 4 кл., 4 кл., преп. Миннахметова Л.Р., конц. Хлёсткина С.М.;
19. Данкля. Концертное соло №1 – исп. выпускник 2018г. Кирилл Лаврентьев, преп. Миннахметова Л.Р., конц. Минакер И.С.
VII. САМОЕ ДОРОГОЕ.
Ведущий. Считается, что наиболее ценными в денежном эквиваленте считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери "Вьетан" в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 000 000 $. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается "Леди Блант", и продана она была почти за 16 млн. долларов в 2011 году.
Цена некоторых смычков достигает на аукционах десятков тысяч долларов. Самым дорогим считается смычок работы мастера Франсуа Ксавье Турта, который оценивается примерно в 200000 долларов. Это скрипки самые, самые, самые… дорогие.
А са-а-амый большой ансамбль юных скрипачей собирался на стадионе города Чжанхуа (Тайвань) в 2011 году и состоял и 4645 учащихся школ в возрасте от 7 до 15 лет.
А вот сколько учащихся в нашем школьном и самом дорогим для нас ансамбле сейчас вы увидите сами.
20. Шевердин «Рэг квинтет», Гендель «Пассакалья»- исп. ансамбль скрипачей, преп. Миннахметова Л.Р., конц. Хлёсткина С.М.;
VII. ФИНАЛ.
Ведущий. Дорогие друзья, обернёмся назад… Давайте сейчас попросим наших педагогов - волшебников вновь выйти на сцену.
(Преподаватели выходят на сцену под аплодисменты).
Ведущий. Спасибо всем педагогам, которые своим трудом и всей душой творили вот такие чудеса со скрипкой и ребятами нашей школы! И в завершение нашей концертной программы прозвучит еще одно чудо.
21. Пьяццола. «Обливион» - исп. трио преподавателей: Е.Е. Глухова, Ф.Т. Камалова, И.С. Минакер
Ведущий. Дорогие друзья, я с удовольствием представляю слово директору нашей школы.
VIII. СЛОВО ДИРЕКТОРА.
(выступление директора).
Ведущий. Дорогие друзья!
Я хочу вам сказать, что улыбки вам очень к лицу!
Пусть лицо украшают как в оркестре волшебные скрипки,
Расцветают и не угасают жизнерадостные улыбки!
До новых встреч!
Сценарий разработала преподаватель по классу скрипки
ДШИ Приволжского района г. Казани Абакумова М.А.
Казань
2020г.