ПРАЗДНИК ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ
Каждый учащийся заранее оформляет свою букву на листе формата А4 (в рамках творческого проекта «Живая азбука»)
Звучит песня «Чему учат в школе» (дети выходят парами рассаживаются по своим местам).
Учитель.
Дорогие ребята! Уважаемые родители! В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Азбуки.
Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил нас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать мы благодарны этой книге – книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики и повара.
Мы закончили первую школьную книгу - «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда.
Первая ступенька на лесенке знаний - это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьезной победой!
1 Ведущий
Дорогие родители, ребята! Полгода назад вы переступили порог нашей родной школы.
Ученик 1
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам первый раз,
Когда вошли с цветами,
В свой самый лучший первый класс.
Ученик 2
Как встретил у дверей учитель -
Наш верный друг на много дней.
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей…
Ученик 3
Мы в школе почти год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились.
И первые книжки свои прочитали.
Ученик 4
А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Ученик 5
Буквы потом сложились в слова,
Слова - в предложенья и фразы.
Огромный и красочные мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
Ученик 6
Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Песня «Азбука»
1
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
2
Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибок, точно.
Припев.
3
Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Учитель: Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,
Все взволнованы немножко…В чем секрет?
Входят дети с Азбукой в руках.
9 ученик: Дочитали эту книгу школьники вчера,
А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.
10 ученик: Почему мы наш учебник Азбукой зовем?
А другие называют книгу Букварем?
11 ученик: Книгу, что знакомит с буквой
Букварем назвали встарь.
12 ученик: В честь славянских «аз» и «буки»
Назван Азбукой Букварь.
Учитель: Ту книгу, которая познакомила вас с буквами и научила читать, мы можем назвать по-разному: Азбука или Букварь. И это будет правильно. А много-много лет назад у детей не было ни Букваря, ни Азбуки, ни других учебников. И вот более 1000 лет назад два брата создали первую славянскую азбуку. Помните, как звали этих братьев? А как называлась эта азбука? Но шло время, кириллица менялась, и сегодня мы изучаем современную азбуку.
Учитель: Пришла пора познакомиться с теми, кто живет в Азбуке.
Песня «33 родных сестрицы»
Дети по очереди читают стихи про свою букву.
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Б похожа на трубу,
Что гудит «Бу-бу, бу-бу»!
«И немного на утюг», —
Говорит мой лучший друг.
Буква В видна вдали,
Красивая витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих поджидая.
Она словно кочерга,
У нее одна нога.
Гнутый гвоздь и клюшка тоже
На букву «Г» очень похожи.
Этот домик - буква Д.
В домике окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.
На дворе- такая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Е и Ё- родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Буква Ж совсем как жук
Примостилася на сук.
И раскинув ножек шесть
Вниз никак не может слезть.
Буква "З" на цифру три
Похожа очень, посмотри!
Извивается, как змейка,
Написать ее сумей-ка!
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
На букву И, так, между делом,
Сверху галочка присела.
И теперь в твоей тетрадке
Вместо И стало «И краткое».
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой К на нас глядит.
Два столба столкнулись лбами
И застыли перед нами.
Букву «Л» нам представляют,
Ту, что шалаш напоминает.
На скамейке мы сидели,
И по сторонам глядели.
Вдруг скамейка проломилась,
Что за буква получилась?
Вот лесенка, но что случилось?
Ступеньки в ней вдруг обломились.
Одна из них только осталась,
Так буква Н образовалась.
Удивительно кругла,
Нет ни одного угла.
И солнышко, и колесо,
Напоминают букву О.
Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
- Ну–ка милый, не ленись,
- Подойди и подтянись.
Буква Р рычательная,
Просто замечательная.
Рысь, река, трактор и гром,
В них мы букву Р найдем
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Посмотрите-ка повыше,
Буква Т стоит на крыше!
То антенна примостилась
Буквой Т оборотилась.
Найдешь сучок в любом лесу
И ты увидишь букву У.
А у зайчишки на макушке,
Как У торчат забавно ушки.
Филин – два огромных глаза –
Букву Ф напомнит сразу.
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.
Похожа Х на ножницы,
Когда они в работе.
И в крыльях мельничных, друзья,
Х без труда найдете.
Вот два старых сапога
Кто-то поставил у очага.
Присмотрелись к ним получше
Букву Ц теперь изучим.
Если стул перевернем,
Букву Ч тогда найдем.
На четверочку похожа,
Но она не цифра все же.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё
Разыгрался наш щенок
Кверху лапками он лег.
Стал на Щ похож он сразу
Терпим мы его проказы.
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать ее должны.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась буква Ю.
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква Я!
Твёрдый знак и мягкий знак –
Не читаются никак,
Мы без них совсем не можем,
Песни петь, стихи читать.
И в газету очень сложно
Объявление подать.
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо -
Расставаться нам пора!
Сценка с буквами.
Учитель: В «Азбуке» живет семья:
Буквы все от «А» до «Я».
Две команды у них есть,
Кажется, они уж здесь.
Представляю вам, друзья,
Первую команду я.
Под музыку «Вместе весело шагать» выходят дети с изображением гласных букв.
Буква А: Все мы вместе собрались,
Петь готовы и «на бис»,
Вместе: Ведь мы буквы гласные –
Все певцы прекрасные.
Гласные исполняют песню «Вместе весело шагать»
Выходят дети с изображением парных согласных.
Учитель: Вот еще одна команда,
И кого в ней только нет:
Звонкие и удалые,
И совсем-совсем глухие.
Встаньте парами, друзья,
Посмотрю на всех вас я.
Парные согласные исполняют танец «Ручеёк».
Выходят дети с изображением букв Й, Н, Л, М, Р.
Учитель: Буквы Й, Н, Л, М, Р
Подают нам всем пример.
Хоть живут они без пары,
Мы всегда их видеть рады.
Выходят дети с изображением букв Ц, Ч, Х, Щ.
Учитель: Ц, Ч, Х и буква Щ
Уважаемы всегда.
Говорят, они глухие,
Но беды ведь в этом нет.
И в словах таких красивых
Шлют они нам всем привет.
Выходят буквы Ъ и Ь
Учитель: Вот остались два братишки,
И без них не будет книжки.
Ь и Ъ, нам без них нельзя никак.
Учитель: Вот такие наши буквы-
Славный русский алфавит!
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик. – все хором.
Учитель: Ребята, все буквы в алфавите стоят на своих местах. Буква А – первая, буква Я - последняя. Почему она на последнем месте, мы сейчас узнаем.
Инсценировка стихотворения «Буква Я».
Ведущий: Всем известно: Буква Я
В азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
- Неизвестно?
Все: - Неизвестно.
Ведущий:- Интересно?
Все: - Интересно! –
Ведущий: Ну, так слушайте рассказ.
Буквы в азбуке у нас
Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась Буква Я!
- Я, -сказала буква Я,
-Главная - заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю на виду! –
Говорят ей:
Все: - Встань на место!
-Отвечает: - Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы в сравнении со мною
Недоразумение
-Не более не менее!
Ведущий:Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф:
- Фу-ты ну - ты! –
Ведущий: фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
.Буква С:- Срам!
Ведущий: -Сердито С сказало.
Ведущий: В кричит:
Буква В: - Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам - предлог!
Ведущий: -Проворчало П:
Буква П:- Попробуй, потолкуй с такой особой!
Мягкий Знак: - Нужен к ней подход особый,
Ведущий: -Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.
Гласные:
- Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки!
Ведущий: -закричали Гласные.
Буква А: -Не хватало только драки!
А еще Согласные!
Буква О: Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Буква У: Мы же грамотный народ!
Буква Я сама поймет.
Буква Н: Разве мыслимое дело
Всюду Я совать вперед?
Буква Э: Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! –
Ведущий: Я затопало ногами:
Буква Я: - Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Ведущий: -Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! - улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Все: - Хорошо, идем на спор: - хором
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
-Правда, стало быть, твоя!
Буква Я: - Чтобы я да не сумела
,Я ж не кто-нибудь, а Я!..
Ведущий: .Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела,
И потела,
-Написать она сумела
Только«...яяяяя!»
Как зальется буква X:
Буква Х: - Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Ведущий: -О От смеха покатилось!
А за голову схватилось.
Б схватилось за живот...
Буква Я сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква Я: - Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю!
Все: - Что ж, -
Ведущий: решил весь алфавит,
Все: -Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все -От А до Я
-Жили, как одна семья! - хором
Ведущий: Буква Я всегда была
Всем и каждому мила.
Ведущий: Но советуем, друзья,
Помнить место Буквы Я!
Учитель: Ребята, наверное, все вы хотели бы оказаться в волшебной стране Грамматике? Правительница этой страны очень радушно принимает ребят. Но вместо приглашения, она выслала нам приказ.
Я, царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства, приказываю ученикам 1-б класса Гимназии №17 г.Петушки пройти экзамен на первичное знание грамматики.
- Ребята, а вы знаете, что такое экзамен?
- Экзаменационные задания находятся в этих шариках.
1 задание.
Даны два слова: Букварь и Азбука.
- В каком слове букв больше, чем звуков? Ответ поясните.
2 задание.
Найти и объяснить ошибки в словах: чяйка, шышка, почька, чюлок, снек, конки.
3 задание.
Из набора букв нужно собрать слова, саписоб пжойалстуа йвсвруадтзет
Прочитаем полученные слова. (Спасибо, пожалуйста, здравствуйте.)
-Как называются такие слова? (Вежливые.) А вы не забываете о них? Знаете, когда их нужно употреблять? Давайте покажем, как мы умеем употреблять вежливые слова; я буду читать предложения, а вам нужно будет вставить подходящее вежливое слово.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого... (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ... (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы ... (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече... (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим ... (извините, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят ... (до свидания).
Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он, как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова ... (извините).
Дед про внучку говорил:
«Экая досада! Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы ... (спасибо)».
4 задание.
Составить из слогов слова.
Учитель: Дорогие первоклассники! В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и вручаю вам эти удостоверения об окончании курса Азбуки.
Учитель вручает каждому ученику удостоверение
Учитель: Ребята, наше обучение чтению продолжится и нам предстоит познакомиться с новым учебником, а кто нас ждет на его страницах, вы угадаете сами.
Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А, ну, подскажите, как имя ее?
С Букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ....
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком,
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовется ...
У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш ... (НЕЗНАЙКА).
Учитель: Молодцы, ребята. Хорошо вы знаете героев литературных произведений. А сейчас давайте завершать наш праздник и скажем прощальные слова «Азбуке».
Ученик 19: Учебник закрывается
Пора с ним распроститься…
Ученик 20: Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Ученик 21: Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут, друзья!
Ученик 22: До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет!