Сценарий мероприятия по математике
«Математический калейдоскоп»
Ведущий 1:
Внимание! Внимание!
Приглашаем всех мальчиков и девочек
Отправиться в веселую страну.
Не забудьте взять с собой: быстроту мысли,
Находчивость, смекалку.
Ведущий 2:
Не в театральном представление,
А среди наших школьных стен
Мы увидим сейчас
Увлекательную игру!
Ведущий 1:
Уже готово все к сраженью,
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья,
Я вам представлю грозный суд.
Ведущий 2: Итак, встречайте, Наше жюри:
Ведущий 1: Внимание… Команда "РАДИКАЛ", капитан команды:
Ведущий 2: И команда "ИНТЕГРАЛ", капитан команды:
Ведущий 1: Проведем жеребьёвку: какая команда ответит правильно на следующий вопрос, та команда получает право первой отвечать на вопросы нашей игры.
Ведущий 2: Командам предлагается из слова "ГИПОТЕНУЗА" по очереди составлять слова. Та команда, которая не сможет сказать слово будет второй.
Ведущий 1: одна минута на размышление…
Ведущий 2: Уважаемые игроки, ваши варианты…
… ответы команд…
Ведущий 1: Слово жюри…
Ведущий 2: А теперь следующий конкурс:
РАЗМИНКА.
В этом конкурсе надо как можно быстрее отвечать на мои вопросы (вам дается 1 минута!!!). Каждый правильный ответ приносит вам 1 балл.
Готовы? Внимание! Вопросы для первой команды:
1% от 1 000 рублей? (10 руб)
Единица скорости на море? (узел)
Большой любитель чужих секретов в Интернете? (хакер)
Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Виет)
Книзу летит капельками, а кверху – невидимкою. (вода)
Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых? (угол)
Результат математического действия? (ответ, решение)
Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет. (зеркало)
Иногда эту глобальную систему называют Сетью … (Интернет)
Как называется утверждение, принимаемое без доказательств? (аксиома)
Дерево даешь – съедает, от воды же умирает. (огонь)
Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве? (стереометрия)
Ведущий 1: А теперь вопросы второй команде, готовы? Тогда начали:
Как называется сотая часть числа? (процент)
Назовите единицу массы драгоценных камней? (карат)
Игрок-профессионал и ценитель компьютерных игр. (геймер)
Основная часть Интернета – Всемирная … (паутина)
Угол, на который поворачивается солдат по команде "кругом"? (180°)
Над водою – ушко, под водою брюшко. (айсберг)
Направленный отрезок? (вектор)
Древнегреческий математик, астроном, философ, именем которого названа теорема об отрезках, лежащих на двух прямых, пересекаемых параллельными прямыми? (Фалес)
К дальним селам, городам
кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
Как называется утверждение, требующее доказательств? (теорема)
Ты за ней – она от тебя,
Ты от неё – она за тобой. (тень)
Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости? (планиметрия)
Ведущий 2: Молодцы, разминка завершена, а с каким результатом, слово жюри. …жюри…
Ведущий 1: Следующий конкурс, внимание:
ЧЁРНЫЙ ЯЩИК.
За правильный ответ команда получает 4 балла.
Ведущий 2: Назовите предмет, лежащий в чёрном ящике.
Существует легенда о греческом изобретателе Дедале и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
Ведущий 1: Этот самый древний предмет пролежал в земле 2 000 лет. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько она совершенна.
ЧТО ЛЕЖИТ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ?
Ведущий 2: Ваш ответ, команда…
Ведущий 1: Ваш вариант ответа, команда…
Ведущий 2: Слово предоставляется жюри…
Ведущий 1: Общий счёт…
(Ответ: циркуль)
Ведущий 2: Следующий конкурс:
КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Итак, капитаны готовы. За каждый правильный ответ – 2 балла.
Ведущий 1: Вопрос первый: Сколько концов у четырех палок? У пяти? У четырех с половиной?
Ведущий 2: Вопрос второй: Шел паломник в Иерусалим и встретил трех странников. Каждый из них нес 3 мешка, в каждом мешке – 3 кота. Сколько живых существ двигалось в Иерусалим? Ваш ответ.
Ведущий 1: Вопрос третий: Заметьте закономерность в рядах чисел, запишите в каждую строчку по 2 числа.
10,9,8,7,…
8,8,6,6,…
1,2,4,8,…
Ведущий 2: Вопрос четвёртый: Поставьте скобки так, чтобы равенство было верным.
15 – 35 + 5 : 4 = 5
Конкурс для болельщиков
1. Сколько получится десятков, если три десятка умножить на 2 десятка? (60)
2. Масса кирпича – 1кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (2 кг)
3. Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, сына этого гражданина
– Алексей Владимирович. Как зовут этого гражданина? (Владимир Николаевич)
Правильный ответ – 1 балл своей команде
Конкурс "А знаете ли Вы его?"
Ведущий 1: А теперь проверим знания команд по истории математики .
За каждый правильный ответ – 4 балла. Подсказка "отнимает" 1 балл.
1. Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова Александра Сергеевича Пушкина.
1.Кто из них является автором учебника под названием «Арифметика»?
(Великий русский писатель Л.Н.Толстой проявлял особый интерес к математике и ее преподаванию, много лет работал в Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметика»).
2.С кем из них произошел несчастный случай:
«На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу:
- Ученость выглядывает оттуда…
- Нисколько, сударь, - немедленно ответил он, - глупость заглядывает туда. (М.В.Ломоносов)
3.Кто из знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь? (Л.Н.Толстой)
4.Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? (А.С.Пушкину)
5.Кому из этих людей принадлежат следующие слова:
«Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит»? (М.В.Ломоносову)
6.Фамилиями двух из этих людей названы города. Назовите того из них, чьим именем не назван ни один город в России. (Оказывается, в Ленинградской области есть города Пушкин, Ломоносов. Города Толстой нет.)
7. По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне имя своего создателя? (М.В.Ломоносова)
2. Перед вами портреты древнегреческих ученых, живших в V-III вв. до нашей эры: Пифагора, Архимеда, Фалеса.
1. Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Именно так воскликнул этот ученый, открыв новый закон. Он же с большой точностью вычислил значение π – отношение длины окружности к ее диаметру.
( Архимед)
2. Кто из ученых участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? (Пифагор)
3. Много интересного рассказывают об этом ученом. Вот, например, один случай. Ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, и стоявшая рядом женщина посмеялась над ним: «Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами, не видит». (Фалес)
4.Кто из ученых помогал защищать город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занес над ним меч, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В момент гибели ученый решал геометрическую задачу. (Архимед)
5.Кому принадлежат слова: «Числа правят миром»?
(Пифагор)
6.Этот ученый сформулировал следующие теоремы:
1) «Вертикальные углы равны».
2) «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны».
3) «Диаметр делит круг пополам» и другие.
(Фалес)
Ведущий 2: Слово предоставляется жюри…
***
КОНКУРС команд.
Ведущий 1: Вопрос первый: Торговка, сидя на рынке, размышляла: «Если бы к моим яблокам прибавить половину их да еще десяток, то у меня была бы целая сотня. Сколько яблок у нее было?
Ведущий 2: Вопрос второй:
Жили-были два близнеца. Один из них ежедневно спал 1/3 суток, а другой ¼ суток. Дожили они так до 72 летнего возраста. Сколько лет за это время проспал каждый?
Ведущий 2: Внимание, внимание!
ЧЁРНЫЙ ЯЩИК ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ!
Ведущий 1: История возникновения этого предмета насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности этот предмет называли клепсидрами. Назовите этот предмет.
Ведущий 2: /подсказка/ Почти у каждого есть эта замечательная вещь.
Ведущий 1: /подсказка/ На протяжении веков эта вещь постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах, становясь унифицированной, В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа Римский, инженер Кулибин.
Ведущий 2: /подсказка/ В начале ХХ века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.
Ведущий 1: /подсказка/ В математике и физике без этого предмета трудно обойтись, особенно при решении задач на движение.
Ведущий 2: /подсказка/ Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.
(Ответ: часы)
Игра « Не собьюсь
От команды выходят по одному игроку и по очереди называют натуральные числа, но вместо чисел кратных «3» или тех , у которых в записи есть цифра «3» говорят: «Не собьюсь». Выбывает тот игрок, который ошибся. За выигрыш – 1 балл.
Ведущий 1
Лист Мёбиуса.
Пока жюри подводит итог, я расскажу вам об удивительной поверхности лист Мёбиуса. Своё название лист Мёбиуса получил по имени немецкого геометра и астронома Августа Фердинанда Мёбиуса (1790-1868), который впервые получил эту поверхность и изучил её свойства. Существует легенда, по которой внимание Мёбиуса привлекла перекрученная лента, которую неправильно соединила его служанка, что и подтолкнула его к изучению свойств полученной поверхности.
Эксперимент: смотрите, я беру бумажную ленту, разделённую по ширине пополам пунктирной линией. Я перекручиваю ленту один раз и концы склеиваю. Получился знаменитый удивительный лист Мёбиуса. А теперь я разрежу ножницами склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что у меня получится? Конечно, если бы я не перекрутила ленту перед склейкой, всё было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два. А что сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее.
Ведущий 1: И в заключении хотелось сказать:
Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Ведущий 2:
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
Ведущий 2:
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Ведущий 1, 2:
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
Ведущий 2: Подведение итогов игры. Слово жюри.
Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Ведущий 2: Для подведения итогов слово предоставляется жюри …
***
Ведущий 2: Мы благодарим Команды за участие.
Ведущий 1: Мы благодарим зрителей за поддержку.
Ведущий 2: Мы благодарим жюри за честный суд.
До свидания, до новых встреч!