СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия по математике «Математический калейдоскоп»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия по математике «Математический калейдоскоп»»

Сценарий мероприятия по математике

«Математический калейдоскоп»

Ведущий 1:

Внимание! Внимание!
Приглашаем всех мальчиков и девочек
Отправиться в веселую страну.
Не забудьте взять с собой: быстроту мысли,
Находчивость, смекалку.

Ведущий 2:

Не в театральном представление,
А среди наших школьных стен
Мы увидим сейчас
Увлекательную игру!

Ведущий 1:

Уже готово все к сраженью,
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья,
Я вам представлю грозный суд.

Ведущий 2: Итак, встречайте, Наше жюри:

Ведущий 1: Внимание… Команда "РАДИКАЛ"капитан команды:

Ведущий 2: И команда "ИНТЕГРАЛ"капитан команды:

Ведущий 1: Проведем жеребьёвку: какая команда ответит правильно на следующий вопрос, та команда получает право первой отвечать на вопросы нашей игры.

Ведущий 2: Командам предлагается из слова "ГИПОТЕНУЗА" по очереди составлять слова. Та команда, которая не сможет сказать слово будет второй.

Ведущий 1: одна минута на размышление…

Ведущий 2: Уважаемые игроки, ваши варианты…

… ответы команд…

Ведущий 1: Слово жюри…

Ведущий 2: А теперь следующий конкурс:

РАЗМИНКА.

В этом конкурсе надо как можно быстрее отвечать на мои вопросы (вам дается 1 минута!!!). Каждый правильный ответ приносит вам 1 балл.

Готовы? Внимание! Вопросы для первой команды:

  1. 1% от 1 000 рублей? (10 руб)

  2. Единица скорости на море? (узел)

  3. Большой любитель чужих секретов в Интернете? (хакер)

  4. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Виет)

  5. Книзу летит капельками, а кверху – невидимкою. (вода)

  6. Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых? (угол)

  7. Результат математического действия? (ответ, решение)

  8. Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет. (зеркало)

  9. Иногда эту глобальную систему называют Сетью … (Интернет)

  10. Как называется утверждение, принимаемое без доказательств? (аксиома)

  11. Дерево даешь – съедает, от воды же умирает. (огонь)

  12. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве? (стереометрия)

Ведущий 1: А теперь вопросы второй команде, готовы? Тогда начали:

  1. Как называется сотая часть числа? (процент)

  2. Назовите единицу массы драгоценных камней? (карат)

  3. Игрок-профессионал и ценитель компьютерных игр. (геймер)

  4. Основная часть Интернета – Всемирная … (паутина)

  5. Угол, на который поворачивается солдат по команде "кругом"? (180°)

  6. Над водою – ушко, под водою брюшко. (айсберг)

  7. Направленный отрезок? (вектор)

  8. Древнегреческий математик, астроном, философ, именем которого названа теорема об отрезках, лежащих на двух прямых, пересекаемых параллельными прямыми? (Фалес)

  9. К дальним селам, городам 
    кто идет по проводам? 
    Светлое величество!
    Это … (электричество)

  10. Как называется утверждение, требующее доказательств? (теорема)

  11. Ты за ней – она от тебя,
    Ты от неё – она за тобой. (тень)

  12. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости? (планиметрия)

Ведущий 2: Молодцы, разминка завершена, а с каким результатом, слово жюри. …жюри…

Ведущий 1: Следующий конкурс, внимание:

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК.

За правильный ответ команда получает 4 балла.

Ведущий 2: Назовите предмет, лежащий в чёрном ящике.

Существует легенда о греческом изобретателе Дедале и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.

Ведущий 1: Этот самый древний предмет пролежал в земле 2 000 лет. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько она совершенна. 

ЧТО ЛЕЖИТ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ?

Ведущий 2: Ваш ответ, команда…

Ведущий 1: Ваш вариант ответа, команда…

Ведущий 2: Слово предоставляется жюри…

Ведущий 1: Общий счёт…

(Ответ: циркуль)

Ведущий 2: Следующий конкурс:

КОНКУРС КАПИТАНОВ.



Итак, капитаны готовы. За каждый правильный ответ – 2 балла.

Ведущий 1: Вопрос первый: Сколько концов у четырех палок? У пяти? У четырех с половиной?

Ведущий 2: Вопрос второй: Шел паломник в Иерусалим и встретил трех странников. Каждый из них нес 3 мешка, в каждом мешке – 3 кота. Сколько живых существ двигалось в Иерусалим? Ваш ответ.



Ведущий 1: Вопрос третий:  Заметьте закономерность в рядах чисел, запишите в каждую строчку по 2 числа.

10,9,8,7,…

8,8,6,6,…

1,2,4,8,…



Ведущий 2: Вопрос четвёртый:  Поставьте скобки так, чтобы равенство было верным.

15 – 35 + 5 : 4 = 5



Конкурс для болельщиков

1. Сколько получится десятков, если три десятка умножить на 2 десятка? (60)

2. Масса кирпича – 1кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (2 кг)

3. Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, сына этого гражданина

– Алексей Владимирович. Как зовут этого гражданина? (Владимир Николаевич)

Правильный ответ – 1 балл своей команде

Конкурс "А знаете ли Вы его?"

Ведущий 1: А теперь проверим знания команд по истории математики .

За каждый правильный ответ – 4 балла. Подсказка "отнимает" 1 балл.

1. Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова Александра Сергеевича Пушкина.

1.Кто из них является автором учебника под названием «Арифметика»?

(Великий русский писатель Л.Н.Толстой проявлял особый интерес к математике и ее преподаванию, много лет работал в Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметика»).

2.С кем из них произошел несчастный случай:

«На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу:

- Ученость выглядывает оттуда…

- Нисколько, сударь, - немедленно ответил он, - глупость заглядывает туда. (М.В.Ломоносов)

3.Кто из знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь? (Л.Н.Толстой)

4.Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? (А.С.Пушкину)

5.Кому из этих людей принадлежат следующие слова:

«Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит»? (М.В.Ломоносову)

6.Фамилиями двух из этих людей названы города. Назовите того из них, чьим именем не назван ни один город в России. (Оказывается, в Ленинградской области есть города Пушкин, Ломоносов. Города Толстой нет.)

7. По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне имя своего создателя? (М.В.Ломоносова)





2. Перед вами портреты древнегреческих ученых, живших в V-III вв. до нашей эры: Пифагора, Архимеда, Фалеса.

1. Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Именно так воскликнул этот ученый, открыв новый закон. Он же с большой точностью вычислил значение π – отношение длины окружности к ее диаметру.

( Архимед)

2. Кто из ученых участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? (Пифагор)

3. Много интересного рассказывают об этом ученом. Вот, например, один случай. Ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, и стоявшая рядом женщина посмеялась над ним: «Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами, не видит». (Фалес)

4.Кто из ученых помогал защищать город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занес над ним меч, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В момент гибели ученый решал геометрическую задачу. (Архимед)

5.Кому принадлежат слова: «Числа правят миром»?

(Пифагор)

6.Этот ученый сформулировал следующие теоремы:

1) «Вертикальные углы равны».

2) «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны».

3) «Диаметр делит круг пополам» и другие.

(Фалес)



Ведущий 2: Слово предоставляется жюри…

***

КОНКУРС команд.

Ведущий 1: Вопрос первый:  Торговка, сидя на рынке, размышляла: «Если бы к моим яблокам прибавить половину их да еще десяток, то у меня была бы целая сотня. Сколько яблок у нее было?

Ведущий 2: Вопрос второй: 

Жили-были два близнеца. Один из них ежедневно спал 1/3 суток, а другой ¼ суток. Дожили они так до 72 летнего возраста. Сколько лет за это время проспал каждый?



Ведущий 2: Внимание, внимание!

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ!

Ведущий 1: История возникновения этого предмета насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности этот предмет называли клепсидрами. Назовите этот предмет.

Ведущий 2: /подсказка/ Почти у каждого есть эта замечательная вещь.

Ведущий 1: /подсказка/ На протяжении веков эта вещь постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах, становясь унифицированной, В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа Римский, инженер Кулибин.

Ведущий 2: /подсказка/ В начале ХХ века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.

Ведущий 1: /подсказка/ В математике и физике без этого предмета трудно обойтись, особенно при решении задач на движение.

Ведущий 2: /подсказка/ Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.

(Ответ: часы)

Игра « Не собьюсь

От команды выходят по одному игроку и по очереди называют натуральные числа, но вместо чисел кратных «3» или тех , у которых в записи есть цифра «3» говорят: «Не собьюсь». Выбывает тот игрок, который ошибся. За выигрыш – 1 балл.

Ведущий 1

Лист Мёбиуса.

Пока жюри подводит итог, я расскажу вам об удивительной поверхности лист Мёбиуса. Своё название лист Мёбиуса получил по имени немецкого геометра и астронома Августа Фердинанда Мёбиуса (1790-1868), который впервые получил эту поверхность и изучил её свойства. Существует легенда, по которой внимание Мёбиуса привлекла перекрученная лента, которую неправильно соединила его служанка, что и подтолкнула его к изучению свойств полученной поверхности.

Эксперимент: смотрите, я беру бумажную ленту, разделённую по ширине пополам пунктирной линией. Я перекручиваю ленту один раз и концы склеиваю. Получился знаменитый удивительный лист Мёбиуса. А теперь я разрежу ножницами склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что у меня получится? Конечно, если бы я не перекрутила ленту перед склейкой, всё было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два. А что сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее.

Ведущий 1: И в заключении хотелось сказать:

Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.

Ведущий 2:

Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.

Ведущий 2:

Если хочешь строить мост, 
Наблюдать движенье звезд, 
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,

Ведущий 1, 2:

Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.

Ведущий 2: Подведение итогов игры. Слово жюри.

Вот закончилась игра

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?



Ведущий 2: Для подведения итогов слово предоставляется жюри …

***



Ведущий 2: Мы благодарим Команды за участие.

Ведущий 1: Мы благодарим зрителей за поддержку.

Ведущий 2: Мы благодарим жюри за честный суд.

До свидания, до новых встреч!