- Необычные уроки бывали у нас и будут ещё часто. Но сегодня урок особенный, с гостями, с подарками…Сегодня мы прощаемся с Азбукой – самым важным учебником для каждого человека.
Почему? Потому что в жизни всё начинается с малого:
с зёрнышка – хлеб,
с лучика – солнышко,
с кирпичика – дом,
а знания – с первой книги.
А ещё потому, что …
Если хочешь много знать, многого добиться,
Обязательно читать надо научиться.
- Пришло время сказать добрые слова той, которая была другом для нас с 1 сентября по сегодняшний день, которая всё это время молчала, но в то же время каждую минуту учила нас читать.
Своим умением читать и писать мы благодарны этой книге – книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи, трактористы, шахтеры, строители.
1-й ученик:
Март месяц за окном стоит,
В воздухе весна кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
2-й ученик:
Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Азбуке мы скажем: «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
3-й ученик:
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
4-й ученик:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
- Возьмите в руки свой первый школьный учебник! А теперь закройте глаза, приложите его к ушку, послушайте, что он вам говорит. Я тоже послушаю вместе с вами.
Ответы детей
На уроках обучения грамоте мы с вами говорили о том, что …
Наша речь бывает… (устная и письменная)
Наша речь состоит …(из предложений)
Предложения состоят …(из слов)
Слова делятся на …(слоги)
Слоги состоят из…(букв)
Сколько в русском языке звуков? (42),
а букв? (33)
- Буквы мы пишем, а звуки? (слышим)
- Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие? (Гл. и Согл.)
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышны звуки…
Звуки эти разные…
Гласные, согласные.
Сколько гласных звуков в русском языке?
Какие буквы мы называем «хитрыми»? Почему?
Что мы знаем о согласных звуках?
А как отличить гласные звуки от согласных?
1. Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет-
Звук получается гласный. 2. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не ж
ел
ают свистеть и ворчать. 3. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
(можно сказку-сценку про гласные и согласные)
Игра «Какой звук». На столах детей лежат по 3 сигнальные карточки (зел., крас., син.). Дети берут их в руки, учитель называет вперемежку гласные, а также твердые и мягкие согласные, а дети показывают соответствующую сигнальную карточку.(а, щ, ш, ч, у, бь, ж, ц, о, д, ль)
Молодцы. Справились с таким трудным заданием. А мы с вами кое о чем забыли.
Вот остались два братишки,
И без них не выйдет книжки.
Твердый знак и мягкий знак,
Нам без них нельзя никак.
А почему нам нельзя обойтись без этих знаков?
(на слайде показать на примерах)
Загадка: Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят.
О каких сестричках идет речь? Азбука в стихах (дети читают стихи) –можно другие
Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши.
Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.
Воробей влетел в окно,
В кладовой клюет пшено.
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Звезды видели мы днем
За рекою над Кремлем.
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
А дальше по порядку
Мы назовём Йкраткое
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Мед в лесу медведь нашел:
Мало меда, много пчел.
Hосорог бодает рогом —
Hе шутите с носорогом.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он — осёл.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Роет землю серый крот —
Разоряет огород.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко.
Ученик учил уроки —
У него в чернилах щеки.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорек —
Хищный маленький зверек.
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты — силач:
Шар земной несешь, как мяч.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Ъ знак ужасно гордый
Я на свете самый твёрдый!
Даже самый мягкий знак
Не смягчит меня никак!
Букву эР перевернули,
Усадили, как на стуле
И назвали букву так –
Это буква – Ь Мягкий знак
Ы, какая ты толстушка
Твой животик, как подушка
В русском языке, увы,
Не бывает слов на «ы»
Эта кнопка и шнурок —
Электрический звонок.
Юнга, будущий матрос,
Южных рыбок нам привез.
Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.
Буквы встали строго в ряд, будто на линейке,
Каждый знает свое место и уйти не смеет.
Все они стоят красиво, по порядку, посмотри,
Ну, а мы теперь сумеем повторить все 33!
(дети хором проговаривают алфавит) 4. К нам сейчас они спешат,
Славные сестрицы.
Очень просят всех ребят
С ними подружиться! 5. А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О
Дружно вылезли в окно! 6. Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я-
Все теперь мои друзья!
Молодцы, ребята! А теперь еще поиграем. Нужно узнать букву, о которой говорится в данном стихотворении. Прислушивайтесь к словам.
1. Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке,
Рядом громко зарычит.
/Р/ 2. Эта буква на морозе,
Как оса ужалить может.
Ну, а
в мае на березе
Жук её узнать поможет.
/Ж/ 3. С этой буквой, добрым утром,
Долгою дорогой в дом.
День за днем назло недугам,
Даже под дождем идем.
/Д/ 4. Эту букву паровоз
На своей трубе привез
Губы вытяни в трубу
И получишь букву
/У/ 5. Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан.
И бодает буква букву
Будто баловник баран.
/Б/ 6. Эта буква знаменита -
Стоит в начале алфавита.
/А/ Учитель
Вот все буквы перед вами
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами,
В слово буквы все собрать.
ДРУЖБА А что такое дружба? Нужно ли нам дружить в школе? На уроках обучения грамоте, знакомясь с буквами и звуками русского языка, мы прочитали много сказок. Я предлагаю вам игру «Угадай сказочного героя»: Игра «Назови сказочного героя» 1.Возле леса на опушке трое их живёт в избушке Там 3 стула и 3 кружки, 3 кроватки, 3 подушкиУгадайте без подсказкиКто герои этой сказки? (3 медведя) 2.У Алёнушки – сестрицыУнесли братишку птицы.Высоко они летят, Далеко они глядят. (Гуси-лебеди) 3.Ждали маму с молоком,А пустили волка в дом.Кем же были этиМаленькие дети? (7 козлят) 4.На сметане мешен,На окошке стужен,Круглый бок, румяный бокПокатился… (Колобок) 5.Лечит маленьких детей,Лечит птичек и зверей.Сквозь очки свои глядитДобрый доктор (Айболит) А еще на уроках обучения грамоте мы учили различные пословицы. Попробуем их собрать. На одной половине листочка записаны начала пословиц, а на другой – их продолжения в произвольном порядке. Дети должны “собрать половинки”.
Жизнь дана на добрые дела.
Век живи – век учись.
Ученику – удача, учителю – радость!
Грамоте учиться всегда пригодится.
Буратино хотел принести нам на урок слова, но рассыпал их по дороге. Давайте их соберем. На экране: РО ТА ЧУ ЩА СВЕ КРИ ЩУ ЧА ПЫ ШИ (роща, свеча, кричу, тащу, шипы) А на какое правило все эти слова?
Библиотекарь вносит Литературное чтение
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что пришла к вам.
Мне давно хотелось с вами познакомиться. Надеюсь, теперь вы станете добрыми друзьями. Литературное чтение расскажет вам много интересного про нашу родину, наш великий народ, про ребят, про нашу жизнь (библиотекарь раздаёт детям Литературное чтение)
Учитель
Дети знают, как обращаться с книгами, с учебниками. Мы им напомним ещё раз об этом.
Правила на экране
1.Перед тем, как взять книгу, посмотри, чистые ли у тебя руки.
2. Чтобы учебники дольше служили тебе, оберни их.
3. Нельзя писать и рисовать на книге.
4. Не загибай уголков и страниц.
5. Пользуйся закладками.
- Соблюдая эти правила, вы сохраните свои учебники в образцовом состоянии.
Мы прочтем любые книжки,
Разберемся в словаре.
Потому что всюду буквы,
Те же , что и в Азбуке. Мы хотим сказать тебе спасибо!
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы До свидания!
Здравствуй! – новой книге говорим!
Учитель:
Позади нелегкий труд
Слогового чтения:
Вам сегодня выдают
-У - до - сто - ве - ре - ния
(вручение удостоверений)
Рефлексия.
«Продолжить предложение»
- Ребята, вспомните всё, что было сегодня на нашем праздничном уроке и попробуйте продолжить предложение:
Я хочу сказать спасибо…..
Я очень доволен, что…….
Мне сегодня понравилось….
Я немного огорчён, потому что….
Мне бы очень хотелось…
Закончим наш урок известным всем стихотворением
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай ещё страницу!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!