СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытого урока по русскому языку в 3 классе «Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий открытого урока по русскому языку в 3 классе

«Правописание суффиксов  –ЕК, -ИК»

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого урока по русскому языку в 3 классе «Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»»

Сценарий открытого урока по русскому языку в 3 классе

«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»

Цель урока: открытие способа проверки гласной в суффиксах –ЕК или –ИК ; развитие умения применять данный способ алгоритма.

Задачи урока:

  • Образовательные: организовать наблюдение за написанием суффиксов -ек-, -ик-; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы; сформировать умение применять изученные правила;

  • Развивающие: развивать интерес к исследовательской деятельности, способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

  • Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебному труду, чувство товарищества и взаимопомощи.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: проявлять положительное отношение к учебному предмету, осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД: читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах; строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД: сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

Планируемые результаты:

Предметные: открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, ознакомиться с правилом и алгоритмом его применения; уметь делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. положительное отношение к изучению русского языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи; проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте.

Метапредметные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других,

Познавательные УУД :уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: доска, презентация, карточки с заданиями, индивидуальные листы для записей

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Слайд 1.

«Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок!»

- Запишите в индивидуальных листах, число классная работа.

II. Актуализация знаний.

1. Словарная работа.

- Ребята, у вас на столах лежат карточки с зашифрованными словами. Ваша задача - отгадать слова. (Разгадывают ребусы.)

-Назовите слова. (Каждая группа называет отгаданное слово.) Слайд 2.

- Посмотрите, что вы можете сказать о этих словах? Можно ли проверить орфограммы в этих словах? Как называются слова, в которых орфограмму проверить нельзя? (Все эти слова связанны с зимой, орфограммы в них проверить нельзя, они называются словарными.)

-Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.

-Проверьте по эталону написание словарных слов. Слайд 3.

-Молодцы! Скажите, с каким временем года связаны эти слова? А какой зимний праздник мы с вами так любим? Конечно же новый год. А что вы получаете в Новый год? (Подарки.) А сегодня хотите получить подарок? Да.

- У меня есть подарки для вас. Вот только я забыла, куда положила ключик от ларца. Поможете мне его отыскать? Да!

-Получить подсказки смогут только самые умные, сообразительные и находчивые. А среди вас есть такие? Есть!

II. Самоопределение к деятельности.

1. Постановка учебной задачи.

-Готовы? Чтобы успешно пройти первое испытание, вам необходимо посмотреть видео ролик и ответить на вопросы.

Просмотр отрывка мультфильма «В стране не выученных уроков».

-С какой проблемой столкнулись персонажи мультфильма? Пете нужно вставить пропущенные буквы в словах замочек и ключик).

- Петя не справился, а сможем ли мы? Сможем.

- Что для этого нужно? Узнать правило и правильно вставить буквы.

- Посмотрите на доску. На доске записаны слова ключ.к и замоч.к.

- В какой части слова орфограммы в словах? В суффиксе. Давайте убедимся! Два ученика на доске разбирают слова ключик и замочек по составу.

- Как вы считаете, какие буквы нужно вставить? Слайд 4.

- Сформулируйте тему урока. Правописание суффиксов –ек и –ик. Слайд 5.

-Какие задачи вы поставите перед собой?

III.Работа по теме урока.

1.Получение нового знания. Работа по учебнику.

- Ребята, посмотрите на доску. Перед вами слова, записанные в два столбика.

- Что вы можете сказать об этих словах? Что общего? Чем отличаются? Слайд 6 Первое слово в единственном числе, второе во множественном. Первая пара слов с суффиксом –ек, вторая с суффиксом –ик.

-Верно, молодцы! Слайд 7. Посмотрите, внимательно на слайд, сделайте вывод, в каком случае пишем суффикс –ек? –ик?

- Скажите, где можно проверить, верно ли вы определили правило? В учебнике.

- Откройте учебник на странице 125, изучите правило, работая в парах, ответьте, что же вы будете делать, если встретите орфограмму в суффиксах –ек, -ик? (Работа в парах).

-Что вы узнали из правила?


- Ребята, теперь, когда вы знаете правило, нужно вставить пропущенные буквы в слова ключик и замочек. Объясняют, написание суффиксов –ек и –ик в словах.

- Молодцы, вы помоги герою мультфильма, и получаете первую подсказку!


2. Физкультминутка.

- Первую подсказку было очень тяжело получить, но вы справились! Второе испытание спортивное. Готовы! Слайд 8.

Раз – рука, два – рука

Лепим мы снеговика.

Мы скатаем снежный ком –

Вот такой!

А поверх поставим мы

Маленький комок.

Вот и вышел у ребят

Милый толстячок!

Снег, метлою разметая, наш шагает снеговик.

Нос морковку задирает

И снежинки раздувает!


3.Первичное закрепление.

- С каким правилом вы познакомились сегодня? Можно ли сказать, что научились его применять. Нет.

-Второе испытание потребует от вас собранности. Готовы? Покажите как будите применять изученное правило? Да!Слайд 9.фон.

- На доске и в индивидуальных листах записаны слова, вам необходимо вставить пропущенные буквы, объясняя свой выбор. Если справитесь с заданием, получите подсказку!

  1. - Отлично, вы справились с заданием! Как вы определяли, какую букву вставлять? Что вы делали сначала? Дети проговаривают, на слайде появляется алгоритм. « 1.Измени по числам слово.». Что потом? «2.Определи, «Убегает» ли гласная.». Следующее действие? «Если да – пиши –ек. Если нет –ик.» Слайд 10.

-Отлично! Молодцы! Получают подсказку.


4. Продолжение работы по теме урока. Работа по карточкам в группах.


-Ребята, следующее самое важно испытание, проверит насколько вы дружные и умеете работать в группах!

- Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите полученные словосочетания, выделите изученную орфограмму.

Золотой ……………….

Заботливый…………….

Грибной…………………..

Деревянный………………

Мелодичный……………….

Слова для справок : ключ.к, сыноч.к, звоноч.к, дожд.к, стол.к.

Каждой группе необходимо подобрать подходящие по смыслу имена существительные. Спикер от группы представляет результат работы.

- Ребята, выполняя это задание, используйте составленный вами алгоритм!

- Первая группа, какое словосочетание вы составили со словом золотой, заботливый? Как вы определяли, какую букву нужно вставить в суффиксе?

-Вторая группа, какое словосочетание вы составили с прилагательным грибной, деревянный? Какое правило вы использовали?

-Третья группа, какое словосочетание составили вы с прилагательным мелодичный? Как вы применяли правило?

-Молодцы! Вы получаете последние подсказки!

5. Рефлексия.

-Что мы узнали на уроке?

- Какую цель мы перед собой ставили?

-Чему мы научились на уроке?

- Учебные цели выполнены, а в преддверии Нового года мои подарки вы так и не получили. Соберите из подсказок картинку, подскажите, где же ключ от ларца!? На картинке изображена шкатулка, учитель открывает ларец ключиком и раздает угощения детям.


6. Домашнее задание.

Записать 5 слов с суффиксом –ек и 5 слов с суффиксом –ик.