Сценарий открытого урока по русскому языку в 3 классе
«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»
Цель урока: открытие способа проверки гласной в суффиксах –ЕК или –ИК ; развитие умения применять данный способ алгоритма.
Задачи урока:
Образовательные: организовать наблюдение за написанием суффиксов -ек-, -ик-; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы; сформировать умение применять изученные правила;
Развивающие: развивать интерес к исследовательской деятельности, способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебному труду, чувство товарищества и взаимопомощи.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: проявлять положительное отношение к учебному предмету, осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные УУД: читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах; строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД: сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
Планируемые результаты:
Предметные: открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, ознакомиться с правилом и алгоритмом его применения; уметь делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. положительное отношение к изучению русского языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи; проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте.
Метапредметные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других,
Познавательные УУД :уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: доска, презентация, карточки с заданиями, индивидуальные листы для записей
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Слайд 1.
«Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок!»
- Запишите в индивидуальных листах, число классная работа.
II. Актуализация знаний.
1. Словарная работа.
- Ребята, у вас на столах лежат карточки с зашифрованными словами. Ваша задача - отгадать слова. (Разгадывают ребусы.)
-Назовите слова. (Каждая группа называет отгаданное слово.) Слайд 2.
- Посмотрите, что вы можете сказать о этих словах? Можно ли проверить орфограммы в этих словах? Как называются слова, в которых орфограмму проверить нельзя? (Все эти слова связанны с зимой, орфограммы в них проверить нельзя, они называются словарными.)
-Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.
-Проверьте по эталону написание словарных слов. Слайд 3.
-Молодцы! Скажите, с каким временем года связаны эти слова? А какой зимний праздник мы с вами так любим? Конечно же новый год. А что вы получаете в Новый год? (Подарки.) А сегодня хотите получить подарок? Да.
- У меня есть подарки для вас. Вот только я забыла, куда положила ключик от ларца. Поможете мне его отыскать? Да!
-Получить подсказки смогут только самые умные, сообразительные и находчивые. А среди вас есть такие? Есть!
II. Самоопределение к деятельности.
1. Постановка учебной задачи.
-Готовы? Чтобы успешно пройти первое испытание, вам необходимо посмотреть видео ролик и ответить на вопросы.
Просмотр отрывка мультфильма «В стране не выученных уроков».
-С какой проблемой столкнулись персонажи мультфильма? Пете нужно вставить пропущенные буквы в словах замочек и ключик).
- Петя не справился, а сможем ли мы? Сможем.
- Что для этого нужно? Узнать правило и правильно вставить буквы.
- Посмотрите на доску. На доске записаны слова ключ.к и замоч.к.
- В какой части слова орфограммы в словах? В суффиксе. Давайте убедимся! Два ученика на доске разбирают слова ключик и замочек по составу.
- Как вы считаете, какие буквы нужно вставить? Слайд 4.
- Сформулируйте тему урока. Правописание суффиксов –ек и –ик. Слайд 5.
-Какие задачи вы поставите перед собой?
III.Работа по теме урока.
1.Получение нового знания. Работа по учебнику.
- Ребята, посмотрите на доску. Перед вами слова, записанные в два столбика.
- Что вы можете сказать об этих словах? Что общего? Чем отличаются? Слайд 6 Первое слово в единственном числе, второе во множественном. Первая пара слов с суффиксом –ек, вторая с суффиксом –ик.
-Верно, молодцы! Слайд 7. Посмотрите, внимательно на слайд, сделайте вывод, в каком случае пишем суффикс –ек? –ик?
- Скажите, где можно проверить, верно ли вы определили правило? В учебнике.
- Откройте учебник на странице 125, изучите правило, работая в парах, ответьте, что же вы будете делать, если встретите орфограмму в суффиксах –ек, -ик? (Работа в парах).
-Что вы узнали из правила?
- Ребята, теперь, когда вы знаете правило, нужно вставить пропущенные буквы в слова ключик и замочек. Объясняют, написание суффиксов –ек и –ик в словах.
- Молодцы, вы помоги герою мультфильма, и получаете первую подсказку!
2. Физкультминутка.
- Первую подсказку было очень тяжело получить, но вы справились! Второе испытание спортивное. Готовы! Слайд 8.
Раз – рука, два – рука
Лепим мы снеговика.
Мы скатаем снежный ком –
Вот такой!
А поверх поставим мы
Маленький комок.
Вот и вышел у ребят
Милый толстячок!
Снег, метлою разметая, наш шагает снеговик.
Нос морковку задирает
И снежинки раздувает!
3.Первичное закрепление.
- С каким правилом вы познакомились сегодня? Можно ли сказать, что научились его применять. Нет.
-Второе испытание потребует от вас собранности. Готовы? Покажите как будите применять изученное правило? Да!Слайд 9.фон.
- На доске и в индивидуальных листах записаны слова, вам необходимо вставить пропущенные буквы, объясняя свой выбор. Если справитесь с заданием, получите подсказку!
- Отлично, вы справились с заданием! Как вы определяли, какую букву вставлять? Что вы делали сначала? Дети проговаривают, на слайде появляется алгоритм. « 1.Измени по числам слово.». Что потом? «2.Определи, «Убегает» ли гласная.». Следующее действие? «Если да – пиши –ек. Если нет –ик.» Слайд 10.
-Отлично! Молодцы! Получают подсказку.
4. Продолжение работы по теме урока. Работа по карточкам в группах.
-Ребята, следующее самое важно испытание, проверит насколько вы дружные и умеете работать в группах!
- Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите полученные словосочетания, выделите изученную орфограмму.
Золотой ……………….
Заботливый…………….
Грибной…………………..
Деревянный………………
Мелодичный……………….
Слова для справок : ключ.к, сыноч.к, звоноч.к, дожд.к, стол.к.
Каждой группе необходимо подобрать подходящие по смыслу имена существительные. Спикер от группы представляет результат работы.
- Ребята, выполняя это задание, используйте составленный вами алгоритм!
- Первая группа, какое словосочетание вы составили со словом золотой, заботливый? Как вы определяли, какую букву нужно вставить в суффиксе?
-Вторая группа, какое словосочетание вы составили с прилагательным грибной, деревянный? Какое правило вы использовали?
-Третья группа, какое словосочетание составили вы с прилагательным мелодичный? Как вы применяли правило?
-Молодцы! Вы получаете последние подсказки!
5. Рефлексия.
-Что мы узнали на уроке?
- Какую цель мы перед собой ставили?
-Чему мы научились на уроке?
- Учебные цели выполнены, а в преддверии Нового года мои подарки вы так и не получили. Соберите из подсказок картинку, подскажите, где же ключ от ларца!? На картинке изображена шкатулка, учитель открывает ларец ключиком и раздает угощения детям.
6. Домашнее задание.
Записать 5 слов с суффиксом –ек и 5 слов с суффиксом –ик.