Урок по физике в 8 классе по теме
«Способы изменения внутренней энергии тела»
Ход урока:
Организационный момент.
Создание мотивации к учебной деятельности. Постановка проблемной ситуации.
- У нас имеются две абсолютно одинаковые спички. Как вы думаете обладают ли они внутренней энергией? Одинаковые внутренние энергии у них? Зажжем одну спичку о коробок, а другую спичку внесем в пламя свечи.
- Что произошло с внутренней энергией спички в первом и во втором случаях? (внутренняя энергия увеличилась)
- В результате чего увеличилась внутренняя энергия? В чем различие причин, приведших к воспламенению спички? (в результате совершения работы над спичкой в первом случае и теплопередачи во втором случае).
- Значит существуют способы изменения внутренней энергии тел?
- Давайте, исходя из ваших предположений, сформулируем тему и цель нашего урока. (Формулируют тему урока «Способы изменения внутренней̆ энергии» и цель «Выяснить, какими способами можно изменить внутреннюю энергию»)
Актуализация знаний. Локализация затруднений. Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД
- Сейчас я предлагаю вспомнить тему прошлого урока, выполним мини тест (2 человека в это время работают по карточке 1,2 человека – интерактивный тест ):
Мини тест с инструкцией по заполнению и самооценке в листе самооценки.
Вопросы теста:
Кинетическая и потенциальная энергия – это виды… энергии
А) механической
Б) внутренней
2. Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия составляют … энергию тела.
А) механическую
Б) внутреннюю
3. Внутренняя энергия тела …. от механического движения тела и от положения этого тела относительно других тел.
А) зависит
Б) не зависит
4. Кинетическая и потенциальная энергии… превращаться друг в друга.
А) могут
Б) не могут
5. В один стакан налита холодная вода, а в другой – столько же горячей. Одинакова ли внутренняя энергия воды в этих стаканах?
А) в стакане с холодной водой больше
Б) в стакане с горячей водой больше
В) в обоих стаканах одинакова
Ответы: 1 – А, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – Б.
После самопроверки, по предложенной шкале проводится оценка с выставлением отметки в лист самооценки.
Самооценка: Отметить + ( - ) ответы при совпадении (неправильном ответе) на вопрос теста; сосчитать количество « +» и поставить отметку:
«5» - 5 правильных ответов,
«4» - 4 правильных ответа,
«3» - 3 правильных ответа,
«2» - менее 3 правильных ответов.
Обратная связь фронтально (поднятием руки показать количество ошибок), коррекция.
Карточка 1.
Подготовьте устные ответы на следующие вопросы:
Как устроено вещество? В чем различие строения тел, находящихся в разных агрегатных состояниях?
Что происходит с телом, если скорость движения молекул тела изменяется?
В чем отличие движения молекул тела от движения тела, состоящего из молекул?
Любое явление природы сопровождается изменением энергии. Тело, поднятое на некоторую высоту, обладает потенциальной энергией. При падении потенциальная энергия превращается в кинетическую энергию. При ударе тела о поверхность оно останавливается. Куда делась кинетическая энергия?
Интерактивный тест.
Изучение нового материала (повторить правила по ТБ)
На каждый стол выдаётся стакан горячей воды, монета, кусок картона (работа в парах)
- В начале урока мы с вами предположили, что внутреннюю энергию тела можно изменить, так ведь? Перед вами стакан горячей воды, монета, кусок картона. Задание: Как двумя различными способами можно изменить температуру монеты, используя картон и стакан с горячей водой?
- Работаем в парах. Предложенные способы проверяем опытным путём.
- Ответить на вопрос: «Что произошло с внутренней энергией монеты в каждом из проделанных опытов?»
Возможные варианты ответов: монету можно потереть о картон; подержать у стенок стакана; подержать над стаканом; опустить в стакан с горячей водой.
Учащиеся проводят эксперимент, обсуждают и делают вывод.
Вывод (заполнить пропуски): внутренняя энергия зависит от температуры тела: при повышении температуры тела – внутренняя энергия увеличивается, а при понижении температуры тела – уменьшается, т.е. внутреннюю энергию тела можно изменить.
Учитель: Сейчас каждый из вас выступит в роли исследователя. Вам предлагается провести работу « Выяснение способов изменения внутренней энергии тела»
(работа в малых группах).
Группа получает необходимые приборы и лист с инструкцией.
Задание для 1группы. | Задание для 2 группы. |
| |
| |
| |
Объясните, за счёт чего изменилась внутренняя энергия в каждом случае 1-3. Сделайте вывод о способе изменения внутренней энергии (внутренняя энергия изменяется за счет совершения работы над телом) | Объяснить, каким способом изменилась внутренняя энергия в случае 1-3. Сделайте вывод. (внутренняя энергия изменяется за счет теплообмена с другим телом) |
Учитель предлагает озвучить вывод (дополняет, корректирует).
- Давайте еще рассмотрим опыт, описанный в учебнике на стр.8 (рис.4). Суть опыта? Что мы совершали, натирая трубку веревкой? (Механическую работу).
Как при этом изменилась внутренняя энергия жидкости внутри трубки? (Увеличилась).
Что показывает данный опыт. Данный опыт показывает, что внутренняя энергия пара увеличилась за счет совершения механической работы при натирании трубки верёвкой, то есть за счет совершения над телом механической работы).
- Этот способ увеличения внутренней энергии тела при трении был известен людям с глубокой древности. Именно такой способ добычи огня использовали наши предки. З счет трения при быстром вращении сухой кусок дерева нагревался более чем на 2500С, и загорался.
- Ребята, а как выдумаете, что произойдёт с внутренней энергией тела, если оно само совершит работу?
Демонстрация/либо на экране (проводит учитель).
Вылет пробки из бутылки при закачивании в неё воздуха и охлаждение водяных паров.
Пробка вылетела из бутылки. Почему? (За счет совершения работы газом). О чём свидетельствует облачко пара над бутылкой? (Об уменьшении температуры газа). Что произошло с внутренней энергией газа после совершения им работы? (Уменьшилась).
Вывод: Внутренняя энергия тела уменьшается, если тело само совершает механическую работу
Находящийся в сосуде сжатый воздух, выталкивая пробку, совершает работу. Эту работу он совершает за счёт своей внутренней энергии, которая при этом уменьшается.
Если учащиеся затрудняются объяснить опыт, то им предлагается прочитать его объяснение в учебнике «Физика – 8» на стр.8.
На стр. 9 учебника учитель предлагает найти, как по-другому называется процесс изменения внутренней энергии без совершения работы?
Учащиеся находят, озвучивают
- Итак, давайте обобщим. Какие два способа изменения внутренней энергии мы узнали? (теплопередача и совершение работы).
-
Молодцы! Теперь каждый в тетради самостоятельно попробует оформить изученный материал в виде схемы. Можно воспользоваться учебником (с. 8-9). Начало схемы на доске.
Отработка учебных действий.
Ответить на вопросы: (проверка фронтально).
Имеет ли внутреннюю энергию тело, температура которого 0 ºС?
Как изменяется внутренняя энергия детали при обработке её напильником?
Каким способом – совершением работы или теплопередачей – изменялась внутренняя энергия детали при её нагревании в печи перед закалкой? При сверлении в ней отверстия? При быстром охлаждении детали в воде?
Рефлексия.
Совместное обсуждение результатов по достижению целей урока. Оценивание учащихся.
Учитель: Вот насколько важна тема сегодняшнего урока.
Учитель предлагает высказать своё мнение по следующим вопросам:
Что сегодня узнали новое для себя на уроке?
Что понравилось на уроке выполнять?
А что не понравилось?
В чём встретили затруднения?
Домашнее задание: §3, вопросы, задание 1 (стр. 10)
Для желающих:
а) о том, где в современном производстве используется внутренняя энергия?
б) об образовании снега и льда.