познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в обсерваторию»
Цели:
Приобщение дошкольников к науке астрономия, профориентация по профессиям, связанных с Космосом.
Задачи:
1. Познакомить с научным сооружением – обсерватория, его значением в жизни людей.
2. Формировать умение развивать и обогащать сюжет игры в «экскурсию» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов.
3. Развивать умения отбирать необходимый информационный материал для создания лепбука.
4. Воспитывать культуру отношений в разных ситуациях общения: учить комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать контакты в совместной игре.
Предварительная работа:
Просмотр мультфильмов: по мотивам К. Булычева: «Тайна третьей планеты», развивающая серия «Почемучка»: «О чем рассказывает телескоп»
Чтение художественной литературы:
Т. Рик «Небо, звезды и синичка Сонька»; В. Медведев «Звездолет Брунька»;
П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».
Беседы: «Земля наш дом во Вселенной», «Путешествие на Луну», «Звезды – какие они?», «Что такое Солнечная система?».
Занятия: «День космонавтики»; «Путешествие Бабы Яги в Космос»
Дидактические игры: «Разложи планеты правильно», «Собери созвездие», «Планеты и солнце».
Рассматривание альбомов, иллюстраций о космосе, заучивание стихов, игры-драматизации по ним.
Материал: касса, путевки, штамп, деньги, журналы, руль, чемоданчик с медицинским материалом; стульчики для постройки автобуса, чемоданчик с инструментами; атрибуты для продуктового магазина; ширма с изображением звездного неба, иллюстрациями разных обсерваторий, телескопов, портретами ученых астрономов, подзорные трубы; костюмы Звездочета-астронома, продавцов, фуражки для водителей; коробка с предметами заместителями.
Ход игры:
I. Мотивационная часть
Воспитатель: Ребята, мы с вами много говорили о Космосе, его тайнах, а вы не хотите изготовить лэпбук для ребят старшей группы.
Лэпбук, это коллекция информационного материала, как фотоальбом или книга о научных наблюдениях и заметках. На производстве таким делом занимаются модельщик наглядных пособий и оформитель коллекций, это рабочие, изготавливающие игрушки и учебно-наглядные пособия в различной тематике.
Чтобы его изготовить лэпбук, надо собрать много информации, для этого мы отправимся в путешествие. Хотите? А поможет нам выбрать курс нашего путешествия вот эта фотография.
СЛАЙД 1 ОБСЕРВАТОРИЯ (остается до «приезда» детей к обсерватории)
Посмотрите, что за необычное здание на фотографии? (Дети высказывают свои предположения.)
Правильно - это здание обсерватории, сооружение, оборудованное научными приборами, для постоянного наблюдения и слежения за различными объектами и явлениями на Земле и в Космосе.
Кто там работает? (Ответы детей) Чтобы лучше об этом узнать и собрать информации для нашего лэпбука, мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в обсерваторию. Каков наш план действий?
II. План-сюжет игры
Воспитатель: Для того чтобы нам отправиться на экскурсию, нам необходимо заказать в туристическом бюро экскурсию в обсерваторию и автобус. Для этого нам нужен организатор экскурсии. Я назначаю Веронику Н. и Рому (воспитатель отдает бейджики). Вероника посчитает, сколько человек желает посетить обсерваторию. Рома закажет билеты у менеджера туристического бюро и автобус.
Тимур и Денис К. будут водителями автобуса подготовят его к дальней поездке: проверяют его исправность, наведут в салоне чистоту, заправят бензином.
В поездку нам необходимо пригласить медицинскую сестру – вдруг кому-то станет плохо. Настя и Вероника М. приготовят свой чемоданчик с лекарствами и материалом для оказания экстренной медицинской помощи.
Дорога предстоит дальняя - мы можем устать. Нам необходима будет остановка для отдыха. Остановку лучше сделать у придорожного магазина. В магазине работают продавцы. Варвара и Сабрина пополнят прилавки свежими продуктами питания, фруктами, соками.
В обсерватории нас встретят билетеры Олеся и Аня, экскурсоводы Елена Ильинична и Савелий. Остальные ребята экскурсанты соберут свои дорожные рюкзаки. Что надо взять с собой в дорогу? (фотоаппарат, видеокамеру, блокнот и ручку, др.). И так, начнем наше путешествие.
Вероника Н. считает детей экскурсантов, сообщает Роме, вместе идут в «Экскурсионное бюро».
III. Игра
1. «Экскурсионное бюро»
Менеджер-воспитатель: (Встречает ребенка-организатора)
Здравствуйте! Мы рады вас видеть в нашем туристическом бюро. Чем мы вам можем помочь? Вы можете рассмотреть наши буклеты возможных путешествий, экскурсий.
Рома: Мы хотим заказать у вас экскурсию в обсерваторию и автобус.
Менеджер-воспитатель: Сколько человек желает поехать на экскурсию? (отсчитывает количество экскурсионных путевок, выписывает счет-квитанцию, просит организатора оплатить счет в кассе у кассира).
В кассе: Организаторы оплачивают путевку у кассира. Кассир ставит штамп об оплате.
Менеджер вручает путевки: Спасибо за визит в наше бюро. Мы надеемся, что экскурсия будет интересной и познавательной. Автобус ждет вас во дворе. Счастливого пути!
2. «Поездка»
Организаторы раздают экскурсантам путевки.
Вероника: Пройдите, пожалуйста, в автобус и займите места, какие указаны у вас в туристической путевке.
Рома: Будьте аккуратны в автобусе, с мест не вставайте.
Проверяет, правильно ли дети заняли места, и сообщает водителям об отправлении.
Денис К. – водитель: Уважаемые пассажиры, прошу вас пристегнуть ремни, вас обслуживают водители первого класса Крафт Денис и Гусейнов Тимур(садятся на свои места, имитируют движение автобуса).
В
оспитатель выполняет роль экскурсанта. Он задает тон игре, обогащает ее введением новых сюжетных линий. Например, обращает внимание на красивый вид из окна и предлагает снять его на видеокамеру, «допеть» звучащую из плеера знакомую детскую песенку,
3
.«Остановка у придорожного магазина»
Воспитатель во время посещения магазина вовлекает детей в ролевые диалоги; побуждает других взаимодействию друг с другом: фотографировать друг друга, помочь водителям накачать колесо.
4. Продолжение пути.
Организаторы снова приглашают ребят в автобус.
танец игра «Колесики»,
ссылка для копирования МП3: https://mixmuz.ru/mp3/колёсики%20колёсики%20и%20красивый%20руль
После игры экскурсанты выходят из автобуса, строятся в одну линию. Их встречают билетеры.
О
леся: Уважаемые посетители, прослушайте правила во время экскурсии: Отключите сотовый телефон, громко не разговаривайте, внимательно слушайте экскурсовода.
5. «Экскурсия по обсерватории»
Вероника забирает у ребят туристические билеты, приглашает занять места.Воспитатель-астроном: Здравствуйте, ребята! Я и мой помощник рады приветствовать вас в нашей обсерватории. Как вы думаете, что такое обсерватория?
С
авелий: Обсерватория – это здание с научными приборами, по которым ученые – астрономы постоянно наблюдают за ночным небом и следят за различными объектами в Космосе.
СЛАЙД 2 – 6 ВИДЫ обсерватории.
Воспитатель – астроном делает акцент на духовно – нравственное воспитание – гордость за свою страну, регион, рассказывая о научных сооружениях в родном крае.
Воспитатель-астроном: Люди с древних времен наблюдали за Солнцем, Луной, звездами.
Те места, откуда велись регулярные, астрономические наблюдения стали называть обсерваториями.
СЛАЙД 7-10 ТЕЛЕСКОП
Они снабжены телескопами. Вместо крыши у этих зданий вращающийся купол с раздвижными стенами для телескопа.
СЛАЙД 11 Галилео Галилей
Первый телескоп изобрел итальянский ученый Галилео Галилей, который был установлен на одной из башен в Венеции. (Показ портрета ученого и его изобретения.)
СЛАЙД 12
Савелий: Телескоп состоит из тубы, трубы, с двух сторон вставлены увеличительные стекла линзы - в объективе и в окуляре. Со временем люди научились строить огромные телескопы, которые увеличивали в тысячи раз. Человек с помощью телескопа может рассмотреть космические объекты.
В
оспитатель-астроном: Сегодня ученые разработали телескопы наземные с большими зеркальными тарелками, космические и радиотелескопы.
Вы сможете с ними познакомится, если соберете картинку – пазл (дети собирают картинку, называют вид телескопа, затем проверяют себя на экране СЛАЙД 13- 14).
Обратите внимание на наши экспонаты (на слайде виды телескопов: с зеркальными тарелками, космические и радиотелескопы).
Все эти телескопы могут рассказать нам о далеком звездном мире, а еще строение и развитие небесных тел, определить, насколько далеко от нас звезды, планеты, кометы, метеориты, как они движутся.
А вы хотите понаблюдать за звездным небом?
Игровое упражнение-фантазия с просмотром фрагмента мультфильма развевающей серии «Почемучка»: «Как устроен телескоп?» Ссылка для копирования, просмотра:
https://www.youtube.com/watch?v=3P8s6lqiVVk (Дети берут подзорные трубы, и наблюдают за «звездным небом»).
Что вы увидели на небе? (Выслушивает ответ детей)
А хотели ли бы вы побывать в Космосе? Как это сделать? Как называют людей, которые изобрели ракету? (авиаконструкторы)
Вы хотели бы стать авиаконструкторами? Предлагаю вам построить ракету.
Дети делятся на команды девочек и мальчиков, поочередно строят ракету. Зрители ведут счет от 10 до 0. Если хватит мягких модулей, можно объявить соревнование между командами.
СЛАЙД 16 - 17
Воспитатель-астроном: Молодцы, ребята. Вы хорошие авиаконструкторы. А знаете ли вы, кто отправляется в Космос на таких ракетах? (космонавты)
Физминутка с элементами конструирования
Воспитатель-астроном приглашает команды девочек и мальчиков к строительству ракеты, по окончанию веселой музыки игра заканчивается

СЛАЙД 18 - 25 ПРОФЕССИИ, СВЯЗАННЫЕ С КОСМОСОМ
Есть много профессий, связанных с Космосом:
Инженер-конструктор разрабатывает скафандры, тестируют их.
Необычная должность - эксперт по запахам: специалист анализирует запахи различных частиц и материалов корабля, непосредственно перед его полетом, чтобы устранить токсичные вещества.
Инженер-космодорожник: разрабатывает транспортные коридоры, одна из самых важных специализаций в космонавтике. Инженер.
Космогеолог. Профессия связана с добычей полезных ископаемых и их разведкой на Луне и астероиде.
Инженер системы жизнеобеспечения. В задачи инженера входит разработка системы жизнеобеспечения членов экипажа в открытом космосе и их обслуживание в критических ситуациях.
Космобиолог. Профессия связана с изучением поведения разных биологических систем в открытом космосе, разрабатывает условия для их естественного функционирования.
Робототехник: проектирует и создает аппараты для исследования Космоса и его объектов.
Астроном – прокладывает курс космическим кораблям, составляет географические карты.
Я предлагаю вам, ребята, вовлечься в мир космических профессий и выполнить следующие задания. Выполняя их, вы приобретете научные знания, а также можете собрать информационный материал для детского сада.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по трем командам
1. «Расположите планеты Солнечной системы».
2. «Найдите космическую технику».
3
. «Составьте созвездие Большой медведицы».
Воспитатель-астроном: Молодцы! Знания ученых-астрономов очень важны для всего человечества. Они помогают определять сезонные явления в природе, определять точное время солнечного затмения, направление астероидов и многое другое. Для этого им необходимо знать все космические понятия. Я предлагаю вам загадки, а за правильные ответы я подарю «звезды удачи».
ЗАГАДКИ
Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только–только представится
И улетает надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом.
(Комета)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический…
(Метеорит)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)
Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
(Большая Медведица)
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
(Сатурн)
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара.
(Венера)
Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что не говори,-
Лед не сверху, а внутри.
(Марс)
Воспитатель-астроном: Экскурсия наша закончена. Я надеюсь, вам было интересно. Вы были внимательными слушателями. Я дарю вам фотографии планет и созвездий, набор дидактических игр, чтобы вы могли продолжать знакомство с тайнами Космоса в детском саду. Пусть в вашей жизни все мечты сбудутся!
(Воспитатель предлагает информационный материал, который был задействован по ходу занятия: «Собери картинку: Телескопы»; «Планеты», «Созвездия», «Загадки», «Фото космонавтов» и др.Дети благодарят Астронома, «фотографируются» с ним на память).
IV. Итог игры:
1. Возвращение в детский сад (в автобусе рассказывание о своих впечатлениях, об игре, о новых знаниях).
2. Заполнение Лэпбука «Загадки Космоса».