СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий познавательного занятия "Экскурсия в обсерваторию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

сценарий занятия для старших дошкольников по приобщению к науке астрономия, профориентации по профессиям, связанных с Космосом

Просмотр содержимого документа
«Сценарий познавательного занятия "Экскурсия в обсерваторию"»

познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в обсерваторию»

Цели:

Приобщение дошкольников к науке астрономия, профориентация по профессиям, связанных с Космосом.

Задачи:

1. Познакомить с научным сооружением – обсерватория, его значением в жизни людей.

2. Формировать умение развивать и обогащать сюжет игры в «экскурсию» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов.

3. Развивать  умения отбирать необходимый информационный материал для создания лепбука.

4.  Воспитывать культуру отношений в разных ситуациях общения: учить комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать контакты в совместной игре.

Предварительная работа:

Просмотр мультфильмов: по мотивам К. Булычева: «Тайна третьей планеты», развивающая серия «Почемучка»: «О чем рассказывает телескоп»

Чтение художественной литературы:

Т. Рик «Небо, звезды и синичка Сонька»; В. Медведев «Звездолет Брунька»;

П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».

Беседы: «Земля наш дом во Вселенной», «Путешествие на Луну», «Звезды – какие они?», «Что такое Солнечная система?».

Занятия:  «День космонавтики»; «Путешествие Бабы Яги в Космос»

Дидактические игры: «Разложи планеты правильно», «Собери созвездие», «Планеты и солнце».

Рассматривание альбомов, иллюстраций о космосе, заучивание стихов, игры-драматизации по ним.

Материал:  касса, путевки, штамп, деньги, журналы,  руль, чемоданчик с медицинским материалом; стульчики для постройки автобуса, чемоданчик с инструментами; атрибуты для продуктового магазина; ширма с изображением звездного неба, иллюстрациями разных обсерваторий, телескопов, портретами ученых астрономов, подзорные трубы; костюмы Звездочета-астронома, продавцов, фуражки для водителей; коробка с предметами заместителями.

Ход игры:

I. Мотивационная часть

Воспитатель:  Ребята, мы с вами много говорили о Космосе, его тайнах, а вы не хотите изготовить лэпбук для ребят старшей группы.

Лэпбук, это коллекция информационного материала, как фотоальбом или книга о научных наблюдениях и заметках. На производстве таким делом занимаются модельщик наглядных пособий и оформитель коллекций, это рабочие, изготавливающие игрушки и учебно-наглядные пособия в различной тематике.

Чтобы его изготовить лэпбук, надо собрать много информации, для этого мы отправимся в путешествие. Хотите? А поможет нам выбрать курс нашего путешествия вот эта фотография.

СЛАЙД 1 ОБСЕРВАТОРИЯ (остается до «приезда» детей к обсерватории)

Посмотрите, что за необычное здание на фотографии? (Дети высказывают свои предположения.)

Правильно - это здание обсерватории, сооружение, оборудованное научными приборами, для постоянного наблюдения и слежения за различными объектами и явлениями на Земле и в Космосе. 

Кто там работает? (Ответы детей) Чтобы лучше об этом узнать и собрать информации для нашего лэпбука, мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в обсерваторию. Каков наш план действий?

II. План-сюжет игры

Воспитатель: Для того чтобы нам отправиться на экскурсию, нам необходимо заказать в туристическом бюро экскурсию в обсерваторию и автобус. Для этого нам нужен организатор экскурсии. Я назначаю Веронику Н. и Рому (воспитатель отдает бейджики). Вероника посчитает, сколько человек желает посетить обсерваторию. Рома закажет билеты у менеджера туристического бюро и автобус.

Тимур и Денис К. будут водителями автобуса подготовят его к дальней поездке: проверяют его исправность, наведут в салоне чистоту, заправят бензином.

В поездку нам необходимо пригласить медицинскую сестру – вдруг кому-то станет плохо. Настя и Вероника М. приготовят свой чемоданчик с лекарствами и материалом для оказания экстренной медицинской помощи.

Дорога предстоит дальняя - мы можем устать. Нам необходима будет остановка для отдыха. Остановку лучше сделать у придорожного магазина. В магазине работают продавцы. Варвара и Сабрина пополнят прилавки свежими продуктами питания, фруктами, соками.

В обсерватории нас встретят билетеры Олеся и Аня, экскурсоводы Елена Ильинична и Савелий. Остальные ребята экскурсанты соберут свои дорожные рюкзаки. Что надо взять с собой в дорогу? (фотоаппарат, видеокамеру, блокнот и ручку, др.). И так, начнем наше путешествие.

Вероника Н. считает детей экскурсантов, сообщает Роме, вместе идут в «Экскурсионное бюро».

III. Игра

1.  «Экскурсионное бюро»

Менеджер-воспитатель: (Встречает ребенка-организатора)

Здравствуйте! Мы рады вас видеть в нашем туристическом бюро. Чем мы вам можем помочь? Вы можете рассмотреть наши буклеты возможных путешествий, экскурсий.

Рома: Мы хотим заказать у вас экскурсию в обсерваторию и автобус.

Менеджер-воспитатель: Сколько человек желает поехать на экскурсию? (отсчитывает количество экскурсионных путевок, выписывает счет-квитанцию, просит организатора оплатить счет в кассе у кассира).

В кассе: Организаторы оплачивают путевку у кассира. Кассир ставит штамп об оплате.

Менеджер вручает путевки: Спасибо за визит в наше бюро. Мы надеемся, что экскурсия будет интересной и познавательной. Автобус ждет вас во дворе. Счастливого пути!

2. «Поездка»

Организаторы раздают экскурсантам путевки.

Вероника: Пройдите, пожалуйста, в автобус и займите места, какие указаны у вас в туристической путевке.

Рома: Будьте аккуратны в автобусе, с мест не вставайте.

Проверяет, правильно ли дети заняли места, и сообщает водителям об отправлении.

Денис К. – водитель: Уважаемые пассажиры, прошу вас пристегнуть ремни, вас обслуживают водители первого класса Крафт Денис и Гусейнов Тимур(садятся на свои места, имитируют движение автобуса).

В
оспитатель выполняет роль экскурсанта. Он задает тон игре, обогащает ее введением новых сюжетных линий. Например, обращает внимание на красивый вид из окна и предлагает снять его на 
видеокамеру, «допеть» звучащую из плеера знакомую детскую песенку,

3.«Остановка у придорожного магазина»

Воспитатель во время посещения магазина вовлекает детей в ролевые диалоги; побуждает других взаимодействию друг с другом: фотографировать друг друга, помочь водителям накачать колесо.

4. Продолжение пути.

Организаторы снова приглашают ребят в автобус.

танец игра «Колесики»,

ссылка для копирования МП3: https://mixmuz.ru/mp3/колёсики%20колёсики%20и%20красивый%20руль

После игры экскурсанты выходят из автобуса, строятся в одну линию. Их встречают билетеры.

О
леся:
Уважаемые посетители, прослушайте правила во время экскурсии: Отключите сотовый телефон, громко не разговаривайте, внимательно слушайте экскурсовода.


5. «Экскурсия по обсерватории»

Вероника забирает у ребят туристические билеты, приглашает занять места.Воспитатель-астроном: Здравствуйте, ребята! Я и мой помощник рады приветствовать вас в нашей обсерватории. Как вы думаете, что такое обсерватория?

Савелий: Обсерваторияэто здание с научными приборами, по которым ученые – астрономы постоянно наблюдают за ночным небом и следят за различными объектами в Космосе.

СЛАЙД 2 – 6 ВИДЫ обсерватории.

Воспитатель – астроном делает акцент на духовно – нравственное воспитание – гордость за свою страну, регион, рассказывая о научных сооружениях в родном крае.

Воспитатель-астроном: Люди с древних времен наблюдали за Солнцем, Луной, звездами.

Те места, откуда велись регулярные, астрономические наблюдения стали называть обсерваториями.

СЛАЙД 7-10 ТЕЛЕСКОП

Они снабжены телескопами. Вместо крыши у этих зданий вращающийся купол с раздвижными стенами для телескопа.

СЛАЙД 11 Галилео Галилей

Первый телескоп изобрел итальянский ученый Галилео Галилей, который был установлен на одной из башен в Венеции. (Показ портрета ученого и его изобретения.)

СЛАЙД 12

Савелий: Телескоп состоит из тубы, трубы, с двух сторон вставлены увеличительные стекла линзы  - в объективе и в окуляре. Со временем люди научились строить огромные телескопы, которые увеличивали в тысячи раз. Человек с помощью телескопа может рассмотреть космические объекты.

Воспитатель-астроном: Сегодня ученые разработали телескопы наземные с большими зеркальными тарелками, космические и радиотелескопы.

Вы сможете с ними познакомится, если соберете картинку – пазл (дети собирают картинку, называют вид телескопа, затем проверяют себя на экране СЛАЙД 13- 14).


Обратите внимание на наши экспонаты (на слайде виды телескопов: с зеркальными тарелками, космические и радиотелескопы).

Все эти телескопы могут рассказать нам о далеком звездном мире, а еще строение и развитие небесных тел, определить, насколько далеко от нас звезды, планеты, кометы, метеориты, как они движутся.

А вы хотите понаблюдать за звездным небом?

Игровое упражнение-фантазия с просмотром фрагмента мультфильма развевающей серии «Почемучка»: «Как устроен телескоп?» Ссылка для копирования, просмотра: https://www.youtube.com/watch?v=3P8s6lqiVVk

(Дети берут подзорные трубы, и наблюдают за «звездным небом»).

Что вы увидели на небе? (Выслушивает ответ детей)

А хотели ли бы вы побывать в Космосе? Как это сделать? Как называют людей, которые изобрели ракету? (авиаконструкторы)

Вы хотели бы стать авиаконструкторами? Предлагаю вам построить ракету.

Дети делятся на команды девочек и мальчиков, поочередно строят ракету. Зрители ведут счет от 10 до 0. Если хватит мягких модулей, можно объявить соревнование между командами.

СЛАЙД 16 - 17

Воспитатель-астроном: Молодцы, ребята. Вы хорошие авиаконструкторы. А знаете ли вы, кто отправляется в Космос на таких ракетах? (космонавты)

Физминутка с элементами конструирования

Воспитатель-астроном приглашает команды девочек и мальчиков к строительству ракеты, по окончанию веселой музыки игра заканчивается



СЛАЙД 18 - 25 ПРОФЕССИИ, СВЯЗАННЫЕ С КОСМОСОМ

Есть много профессий, связанных с Космосом:

  1. Инженер-конструктор разрабатывает скафандры, тестируют их.

  2. Необычная должность - эксперт по запахам: специалист анализирует запахи различных частиц и материалов корабля, непосредственно перед его полетом, чтобы устранить токсичные вещества.

  3. Инженер-космодорожник: разрабатывает транспортные коридоры, одна из самых важных специализаций в космонавтике. Инженер.

  4. Космогеолог. Профессия связана с добычей полезных ископаемых и их разведкой на Луне и астероиде.

  5. Инженер системы жизнеобеспечения. В задачи инженера входит разработка системы жизнеобеспечения членов экипажа в открытом космосе и их обслуживание в критических ситуациях.

  6. Космобиолог. Профессия связана с изучением поведения разных биологических систем в открытом космосе, разрабатывает условия для их естественного функционирования.

  7. Робототехник: проектирует и создает аппараты для исследования Космоса и его объектов.

  8. Астроном – прокладывает курс космическим кораблям, составляет географические карты.

Я предлагаю вам, ребята, вовлечься в мир космических профессий и выполнить следующие задания. Выполняя их, вы приобретете научные знания, а также можете собрать информационный материал для детского сада.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по трем командам

1. «Расположите планеты Солнечной системы».

2. «Найдите космическую технику».

3
. «Составьте созвездие Большой медведицы».


Воспитатель-астроном: Молодцы! Знания ученых-астрономов очень важны для всего человечества. Они помогают определять сезонные явления в природе, определять точное время солнечного затмения, направление астероидов и многое другое. Для этого им необходимо знать все космические понятия. Я предлагаю вам загадки, а за правильные ответы я подарю «звезды удачи».

ЗАГАДКИ

Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только–только представится
И улетает надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом.
(Комета)

Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический…
(Метеорит)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)

Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
(Большая Медведица)

Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
(Сатурн)

В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара.
(Венера)

Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что не говори,-
Лед не сверху, а внутри.
(Марс)

Воспитатель-астроном: Экскурсия наша закончена. Я надеюсь, вам было интересно. Вы были внимательными слушателями. Я дарю вам фотографии планет и созвездий, набор дидактических игр, чтобы вы могли продолжать знакомство с тайнами Космоса в детском саду. Пусть в вашей жизни все мечты сбудутся!

(Воспитатель предлагает информационный материал, который был задействован по ходу занятия: «Собери картинку: Телескопы»; «Планеты», «Созвездия», «Загадки», «Фото космонавтов» и др.Дети благодарят Астронома, «фотографируются» с ним на память).

IV. Итог игры:

1. Возвращение в детский сад (в автобусе рассказывание о своих впечатлениях, об игре, о новых знаниях).

2. Заполнение Лэпбука «Загадки Космоса».