НАВРЕЗ
Цель: познакомить детей с культурой крымских татар, с праздником Наврез.
Задачи: формировать представление детей о традициях народа проживающего в Крыму.
Воспитывать толерантность.
Развивать внимание, вызывать интерес к культуре других народов.
Материалы и оборудование: сет (лавка с подушками) ,стена, украшенная деревьями, оформление « водопопада» стол, угощения, турка с кофейными чашками. Канат. Деревянные « лошадки» для игры. Имитация костра. Кувшин с бижутерией.
Под муз. «Хош кельдинъыз эвиме», заходят дети, и образуют полукруг.
Вед: Селямалейкум, сайгъыллы мусафирлер, севимли балалар! Бугунь бизим энъ гузель,энъ дюльбер, севимли баар байрамъы – Наврез кельди.
Здравствуйте, дорогие гости!Сегодня мы пригласили вас на наш весенний любимый праздник «Наврез». Праздник знаменует радостное пробуждение природы после зимы, когда земледельцы начинают посевные работы. Именно в этот день, день и ночь становятся одинаковыми.
Шумят леса, цветёт земля
Поёт звенит ручей
«Пришла весна, пришла весна
В одежде из лучей»
Мы в нашем детском саду живём большой дружной семьёй и дети наши учатся говорить на разных языках, давайте поздороваемся все вместе:
На русском языке: Здравствуйте!
На крымскотатарском : Селямалейкум!
1бала: Хош кельдинъыз бизим байрамгъа
Азиз мусафирлер, севимли балалар!
Хайырлы олсун Наврезимиз
Кельген янъы йылымыз!
2 бала: Наврез байрам мы отмечаем
Наврез приходит в каждый дом
Сегодня мы весну встречаем
С её капелью и теплом!
3 бала: Кельди баар нур сачып,
Наврез къокъуй мор ачып,
Ешерды чёллер, дагълар,
Азан Наврезим мубарек!
4 бала:Когда приходит к нам Наврез
Звучат и музыка и смех,
И поздравления принимая,
Мы сами поздравляем всех
5 бала: Наврез кельди,корынъыз
Наврез аккъын беринъыз,
Дженнет олсун еринъыз,
Азан Наврезим мубарек!
6 бала:Когда приходит к нам Наврез
Цветут сады, цветут поля!
Когда приходит к нам Наврез
Весною дышит вся земля!
7 бала: Кельди баар,турынъыз,
Бу Наврезге келинъыз
Котерильсын башынъыз,
Азан Наврезим мубарек!
Дети поют песню «Наврез»(садятся на места)
Вед: Наш народ готовится к празднику заранее.
Мужчины и мальчики прибираются во дворе, высаживают цветы и деревья.
(Мальчики выносят дерево, цветы, ставят возле домика, идут друг за другом)
Мальчики исполняют «Танец с лопатами»
Вед: Посмотрите. Вот и девочки спешат на помощь к мамам. (девочки по очереди стелят дорожки, скатерть, ставят на стол цветы, кофе)-садятся на места.)
Вед: Цветы расцвели, в доме порядок, можно приступать к приготовлению еды.
Дети выносят еду, демонстрируют гостям и накрывают на стол.
Вед: Ну вот и стол накрыт, можно приступить к гаданию.
(Вед. Берет кувшин с украшениями и достаёт оттуда по 1 украшению и предсказывает, например: хозяйка этого украшения получит подарок, дальняя дорога, путёвка на Кипр,и. т. д.)
Вед: На праздниках также не забывали почитать старших, девочки и мальчики ходили по домам, поздравляли с праздником. Посмотрите-ка как это всё происходило.
Давайте и мы сходим в гости. .
Дети идут змейкой
за ведущей, и подходят к домику.
1бала: Эзан!Эзан! Хайырлы олсун Наврезинъыз
Кельген янъы йылынъыз!
2 бала: Бугун баар, янъы йыл,
Янъы кунь байрамыдыр!
3 бала: Открывайте сундуки,
Доставайте пятаки!
(эв бикеси чыкъа) Эв бикеси: Буюрынъыз мусафирлер
Къапым ачыкъ, тёрюм бош
Эвге кельген мусафирге
Даим меним хатрим хош!
Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать! Чем меня порадуете?
Вед: Мы из детского сада «Солнышко», пришли поздравить вас с праздником и хотим спеть песню.
( песня: «Йырламагъа мен севем»)
Вед: Девочки хотят исполнить для вас « Танец с кувшинами»
Эв бикеси: Сагъолунъыз баладжикълар! Машалла пек яхши йырладынъыз!
Спасибо, ребята! Молодцы! Очень красиво и спели и станцевали!
Балалар: Спасибо! Сагъолунъыз!
Вед: на празднике Наврез, каждый должен перепрыгнуть через костёр, для того, чтобы было здоровье и достаток в доме. Давайте и мы с вами проделаем это, перепрыгнем через костёр.
Игра: «Перепрыгни через костёр»
Вед:Молодцы! Давайте посмотрим есть ли у нас борцы-силачи? Кто желает посоревноваться?
(двое мальчиков выносят коврики)
Силачи, покажите свою ловкость (играют гости и хозяева)
ИГРА: «КУРЕШ»
Вед: Также девушки веселились,танцевали !
Дети исполняют « Танец с платками» («Хайтарма»)
Игра « Горшки»
.
Вед: Вот так весело проходят народные праздники.
Мы все должны помнить и знать что, Крым наш общий дом, Крым-это наша Родина, которую мы должны любить и беречь.
Дети поют песню: «Къырым меним анамдыр» на крымско-татарском языке, затем все поют песню на русском языке.
Вед: На этом наш праздник подошёл к концу, желаем всем здоровья и благополучия, и всех приглашаем станцевать с нами крымско- татарскую хайтарму. ( Вручение гостям подснежники)