Сценарий урока «Экологические проблемы Заволжского района
г. Ульяновска : взгляд в будущее»
Борщ Елена Александровна, учитель географии МБОУ СШ 73 имени П.С. Дейнекина
Цель урока: Формирование экологической культуры учащихся через проектную деятельность, направленную на изучение и решение экологических проблем Заволжского района города Ульяновска.
Задачи:
Образовательные: Расширить и углубить знания об экологических проблемах Заволжского района, их причинах и последствиях.
Развивающие: Развивать навыки исследовательской деятельности, анализа информации, критического мышления и умения представлять результаты работы.
Воспитательные: Формировать ответственное отношение к окружающей среде, активную гражданскую позицию и готовность к участию в решении экологических проблем.
Оборудование:
Карта Заволжского района города Ульяновска.
Фотографии и видеоматериалы, отражающие экологические проблемы района.
Компьютеры с доступом в Интернет.
Раздаточный материал: анкеты, опросники, бланки для оформления результатов исследований.
Ход урока:
Организационный момент. (2 минуты)
Актуализация знаний. (5 минут)
Фронтальная беседа: Что такое экология? Какие факторы влияют на экологическое состояние территории? Какие экологические проблемы вы знаете?
Постановка проблемы и целеполагание. (8 минут)
Демонстрация фотографий и видеоматериалов, отражающих экологические проблемы Заволжского района (загрязнение воздуха, воды, почвы, вырубка зеленых насаждений, несанкционированные свалки и т.д.).
Обсуждение: Какие экологические проблемы, по вашему мнению, наиболее актуальны для Заволжского района? Почему?
Формулировка темы урока и постановка целей.
Проектная деятельность (групповая работа). (40 минут)
Деление класса на группы (по интересам или по принципу случайного выбора).
Выбор темы проекта (например: «Загрязнение воздуха в районе промышленных предприятий», «Состояние водных ресурсов», «Проблема утилизации отходов», «Сохранение зеленых насаждений», «Экологический мониторинг территории» и т.д.).
Определение задач проекта.
Сбор информации (изучение литературных источников, проведение опросов и анкетирования, экологический мониторинг территории, работа с интернет-ресурсами).
Анализ и систематизация полученных данных.
Разработка проекта (оформление результатов исследования, разработка предложений по решению экологической проблемы).
Защита проектов. (25 минут)
Каждая группа представляет свой проект.
Обсуждение и оценка проектов.
Рефлексия. (5 минут)
Что нового вы узнали на уроке?
Какие навыки вы приобрели?
Что вам понравилось больше всего?
Как вы можете применить полученные знания в своей жизни?
Домашнее задание. (5 минут)
Доработать проекты с учетом замечаний и предложений.
Подготовить презентацию для представления результатов проекта на школьной конференции.
Разработать листовки и плакаты, призывающие к охране окружающей среды.