ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова - приставкой.
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.
научится находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | личностные, метапредметные |
I. . Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Слайд 1 -Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь садитесь! – Проверим готовность к уроку. | Улыбаются друг другу. Внутренне организуются, мобилизуются на работу. | | личностные действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом; коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II.Проверка домашнего задания | - Прочитайте первую группу слов из упражнения №152, стр. 83. - По какому признаку вы разделили слова? | - По форме слова; однокоренные слова. | | |
III.Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. III. Постановка учебной задачи. Цель: – организовать формулировку темы, цели урока. | 1)Минутка чистописания: - Откройте тетради, пропустите 2строчки и запишите: Слайд 2 30 октября. Классная работа. -Сегодня у нас на уроке присутствует всем вам известный гость, отгадайте, как её зовут? Слайд 3 С голубыми волосами Девочек на свете нет! Но я прямо пред вами. Знать хотите мой секрет? Я ведь настоящая Кукла говорящая! Друг Пьерро и Буратино, Суперумница – _______ - Мальвина пришла проверить, как вы пишете буквы. Давайте покажем ей, что мы умеем правильно писать. Возьмите в руки ручку и пропишите в воздухе заглавную и строчную буквы в. - Охарактеризуйте звук в - А сейчас вспомним упражнения для наших пальчиков - А теперь пропишите буквы в тетради. Слайд 4 - Какие словарные слова мы изучили на букву в? - Вспомните и запишите пословицу с одним из словарных слов. 3) Актуализация знаний: - Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова группами, выделите в них корень. - В декабре откроется мастерская Деда Мороза. Там будем мастерить игрушки и украшения для ёлки. Мы - игрушечных дел мастера. После работы затеем весёлые игры. а) Игра «Да – нет». Отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет». - Слово состоит из предложений? - Окончание – это изменяемая часть слова? - Корень – это главная часть слова? - Суффикс находится за корнем? - Суффикс – это часть речи? - Бывает ли у слова нулевое окончание? - В слове котёнок суффикс –ок-? - Может ли слово быть без корня? - Окончание служит для образования новых слов? - У родственных слов одинаковый корень? - Мы узнали все части слова? б) Назовите, все изученные части слова. в) К доске пойдет … . - Запишите слова: вода, водный, водяной, подводный, приводниться. - Как называются эти слова? Выделите корень. Укажите, какие еще известные вам части слова вы можете выделить. - Все ли слова вы смогли разобрать? Почему? - Какой возникает вопрос? - Какие есть предположения? - Как проверить наши предположения? - Давайте же назовем новую часть. - Кто сформулирует тему нашего урока? - Какие цели (задачи) мы поставим перед собой? Слайд 6 - Тема нашего урока «Что такое приставка?» и мы ответим на главный вопрос нашего урока: - Что такое приставка? - Место приставки в слове; - Для чего служит приставка? | Записывают в тетради число - Мальвина! - согласный, звонкий , парный (в-в’) - Наши пальчики сплетем И соединим ладошки. А потом, как только можем, крепко-накрепко сожмем. (Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и сжимают как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка ими трясут. Так 2-3 раза.) Пишут строчную и заглавную буквы В,в Вдруг, весело, ветер, воробей, ворона Вспоминают и записывают пословицу. - О чем эта пословица? Выписывают однокоренные слова группами, выделяют корень. – Нет – Да - Да – Да – Нет – Да – Нет – Нет – Нет – Да – Да - нет… (затрудняются) Называют все изученные части слова Выходит к доске ученик, записывает слова - Однокоренными. Выделяют корень и известные части слова. Приходят к выводу, что у них недостаточно знаний для решения данного задания. - Чем являются части слова под- и над-? Как называется эта часть слова? … - Надо обратиться к учебнику. - Приставка. Формулируют тему урока. Формулируют цели урока. | Давать характеристику звуков, понимать и объяснять смысл пословицы. Обобщать ранее изученный материал о составе слова. | регулятивные Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию познавательные Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания коммуникативные Оформлять свои мысли в устной форме |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания и способов действия) Цели: – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога. | - А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем изучать приставки. - Работать мы будем по группам. Проанализируйте слова, записанные на ваших листах, и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка. Слайд 7 - Вспомним правила работы в группе. На карточках слова: 1 группа: унёс, занёс, вынес 2 группа: записал, выписал, списал 3 группа: заварить, переварить, сварить Вопросы: - Что такое приставка? Приставка – это ______________ - Где находится? Находится ____________________________ - Для чего служит? Служит ____________________________ - Как обозначается? Обозначается _______________ | Проговаривают правила работы в группах в стихах 1) Работа в группах. 2) Защита работы 3) Чтение правила в учебнике. С.84 | получат первоначальные знания о приставке; познакомятся с местоположением приставки | регулятивные Определять и формулировать цель урока с помощью учителя познавательные На основе анализа объектов делать выводы. |
| Слайд 7 Приставки в языке у нас Живут с древнейших пор. И мы о них, дружок, сейчас Продолжим разговор. Все достоинства обсудим И похвалим от души, Как использовать их будем, Сам скорее расскажи! Слайд 8 1) Фронтальная работа. На доске: Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит -Докажите, что данные слова являются однокоренными. Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов. Слайды 9-10 - Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? - Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня? - Как называется эта часть слова? 2) Работа по учебнику Стр. 84 Правило Стр. 85Таблица приставок, которые всегда пишутся одинаково. | Высказывают предположения -пере,-под, -в,-вы, -об,-у - Перед корнем - Приставка. Читают правила на с. 84-85 | научатся находить приставку среди других частей слова; выяснят значение приставок | Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Работать в группе (коммуникативные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД). |
V. Первичное закрепление во внешней речи Цели: – организовать применение нового знания; – организовать выполнение самостоятельной работы; – организовать фронтальную проверку, | 1)Фронтальный опрос - Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? - Для чего она служит? - Как нужно действовать, чтобы правильно написать приставку? 2)Работа по карточке № 1 (Устно) - Ребята, вспомните, что такое антонимы. Сейчас я буду называть глагол с приставкой, а вы подбираете антоним к этому слову. Ушёл – пришёл. Отбежал-подбежал. Открыл-закрыл. Принёс-унёс. Вошёл-вышел. Залез-слез. Заклеил-отклеил. Взял-отдал. Развязать – завязать. Вбежать – выбежать. Внести – вынести. Развернуть – завернуть. Вползти - выползти. | -Приставка. -Для образования новых слов. -Подобрать однокоренные слова с приставками. Формулируют правило «Что такое антонимы?» Составляют антонимы | Находить приставку в слове, понимать значение приставок, уметь работать со схемами. | регулятивные Проговаривать последовательность действий на уроке, находить и исправлять ошибки самостоятельно коммуникативные Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других , умение работать в паре личностные Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Физминутка Цель: здоровьесбережение | Видеогимнастика | Выполняют действия в соответствии с видеогимнастикой | | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: – Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий – организовать самопроверку; | 1)Работа в паре Гимнастика для глаз 2)Работа в группах Карточки № 2 | Выполняют работу в паре, как закончили - взялись за руки Самопроверка. Проговаривают в стихотворной форме правила работы в группе (краткий вариант) Выполняют работу в группе, как закончили - взялись за руки Самопроверка. | Уметь правильно выбирать приставки, понимать значение приставок, писать слитно со словами. | коммуникативные формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; познавательные строить речевое высказывание в устной форме регулятивные принимать и сохранять учебную задачу |
VII. Включение в систему знания и повторение Цели: – Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий; - организовать выполнение самостоятельной работы; | 1) фронтальная работа - Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы хлопаете в ладошки. Если покажу слово, в котором нет приставки, вы сидите тихо. делать, сделать, вез, отвез, вывез, занес, нес, принес, мороз, заморозил. 2) самостоятельная работа (работа в р/т с. 45 упр. 110) | Выполняют задание в рабочей тетради | Уметь выделять приставки в словах. | познавательные строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи; коммуникативные аргументировать свою позицию; регулятивные преобразовать практическую задачу в познавательную; личностные ученик получает возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников. |
VIII. Итог урока | Тест 1.Приставка – это: а) главная часть слова б) значимая часть слова 2. Приставка стоит: а) перед корнем б) после корня 3. Приставка служит: а) для связи слов в предложении б) для образования новых слов 4. Приставка – это: а) изменяемая часть слова б) неизменяемая часть слов 5. Чтобы найти приставку в слове надо: а) изменить форму слова б) подобрать однокоренные слова 6. В каком слове есть приставка: а) записка б) замок | Ответы детей. | Знать, что такое приставка, её нахождение в составе слова, для чего она служит и её значение | коммуникативные Оформлять свои мысли в устной форме |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… - Выберите, пожалуйста, тот смайлик, который покажет, как вы поняли новую тему. | Проводят анализ своей собственной учебной деятельности Показывают смайлики, обосновывают свой ответ. | | Регулятивные Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |
X. Домашнее задание Цель: – организовать выполнение д/з. | Правила с. 84-85 упр.156 (Вставить приставки в слова, списать словосочетания и выделить приставки) | Слушают пояснения учителя, записывают в дневник. | | коммуникативные Слушать и понимать речь других |
Группа – все за одного.
Здесь не обидят никого.
Работает на результат.
Не отвлекут от дела нас.
Свое плечо подставит друг.