МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛУБ «МЕЛОМАН»
(слайд 1) Внеклассное мероприятие «Знакомьтесь, «всенародный Володя»!»1
(к 80-летию со дня рождения В.С. Высоцкого)
Подготовила и провела: обучающаяся 9Б класса Винокурова Анастасия Евгеньевна.
Координатор проекта: учитель музыки Рудзик Елена Евгеньевна.
Целевая аудитория: обучающиеся 7х-11х классов.
Форма проведения: заседание-дискуссия музыкального клуба.
Цель: знакомство подростков с жанром авторской песни на примере творчества В.С. Высоцкого.
Задачи:
- расширение музыкального кругозора подростков, формирование их художественного вкуса посредством организации познавательной культурно-досуговой деятельности;
- обогащение школьников знаниями об отечественной музыкальной культуре XX века в интерактивных формах;
- развитие интереса и потребности в постоянном общении с отечественным музыкальным искусством;
- совершенствование проектно-исследовательских навыков старшеклассников, умений грамотно работать с разнообразными источниками информации;
- вовлечение школьников в активную проектно-творческую деятельность;
- формирование коммуникативной культуры, ценностных и нравственных ориентиров, лидерских качеств, национальной самоидентификации старших школьников.
Образовательные технологии:
- коллективной творческой деятельности;
- информационно-коммуникационные;
- проектные;
- проблемного обучения.
Оборудование: компьютер (ноутбук) и проектор; гитара; аудиоматериалы (оригиналы песен В. Высоцкого «Я не люблю», «Корабли постоят – и ложатся на курс…», фонограмма «минус» песни В. Высоцкого «Песня о друге»); видеоматериалы (В. Высоцкий «Подводная лодка», «Чужая колея»); словари эстетических эмоций В.Г. Ражникова; тексты «Песни о друге»(см. Приложение).
Ход мероприятия (на экране титульный слайд с эпиграфом)
(слайд 1) Играй же на разрыв аорты!..
О. Мандельштам. 1935
(слайд 1) Звучит песня В. Высоцкого «Я не люблю»
(участники мероприятия входят в кабинет и рассаживаются в полукруг)
Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть «свой собственный Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других.
(слайд 2) Владимир Семенович Высоцкий – знаковая фигура в жанре авторской песни, талантливый актер и поэт. В не самое вольное, с точки зрения цензуры, время он умел говорить, порой надрывно хрипеть - только правду. «Мой хрип порой похожим был на вой» (В. Высоцкий). Для многих Владимир Семенович – символ мужества, героизма, чести. Главным его инструментом, его визитной карточкой был голос. Мгновенно узнаваемый, несущийся из окон на любой городской или деревенской улице, на стройке, на пляже, в поезде – где угодно. Даже когда он пел что-то размягченно-сентиментальное или забавно-юмористическое, в голосе была сдавленная страсть.
(слайд 2) Врубите Высоцкого в полную силу
Без всякого цоколя в небо России! (Андрей Вознесенский, поэт)
(слайд 3) Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны эвакуировался в Оренбургскую область, а в 1943 году снова вернулся в Москву, где в 1945 году пошел в школу. В 1955 году после окончания школы Владимир поступает в Московский инженерно-строительный институт. Но, не проучившись и года, в 1956 уходит в Школу-студию МХАТ на актерское отделение. В 1960 году, окончив студию, он работает в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина и несколько месяцев – в Московском театре миниатюр. Тогда же Высоцкий начинает сниматься в кино, и появляются его первые песни. В 1964 году Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работает до 1980 года.
(слайд 4) Владимир Семенович считал своим учителем Булата Окуджаву. Он даже посвятит Окуджаве стихотворение «Притча о Правде и Лжи». Именно его творчество пробудило у Высоцкого интерес к авторской песне, ярким представителем которой и стал сам Высоцкий.
(слайд 5) Авторская песня или бардовская музыка – песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, используемое гитарное сопровождение, а также приоритет значимости текста перед музыкой.
(слайд 5) Свои первые композиции артист написал в начале 60-х. Это была «дворовая романтика». Считается, что первая песня, написанная Высоцким в 1961 году в Ленинграде, была «Татуировка». Сам Высоцкий таких дворовых песен не воспринимал всерьез и позднее чуть стыдился, утверждая, что писал их для себя и немногих друзей. Однако, в них сложились принципиальные черты его поэтической манеры.
Через несколько лет после этого творчество музыканта приобрело более зрелые формы. В 1965 году певец написал свою знаменитую песню «Подводная лодка», которая ознаменовала окончание творческой юности поэта.
Видео: В. Высоцкий «Подводная лодка»
Высоцкий сразу находит свой главный жанр: это повествовательное стихотворение – баллада. Более десятка текстов, причем из лучших, имеют в своем названии определение жанра баллады. И сейчас в исполнении учителя театра Ирины Геннадьевны Ворожцовой прозвучит «Баллада о любви».
Какие определения для высшего человеческого чувства по имени «любовь» вы сможете подобрать после прослушивания данного стихотворения? Воспользуйтесь словарями эстетических эмоций.
В. Высоцкий «Баллада о любви» (исп. учитель театра И.Г. Ворожцова, худож. слово),
обсуждение содержания текста, работа со словарями
(слайд 6) Именно в 1965 году Владимир Высоцкий начал петь свои песни со сцены. Сначала это были выступления с группой его товарищей – актеров Театра на Таганке – Б. Хмельницким, А. Васильевым, В. Смеховым, В. Золотухиным, З. Славиной, затем – сольные.
С 1967 года Высоцкого стали все чаще приглашать с песнями в институты, на заводы, в клубы. Популярность его быстро росла. Он мог выступать и в небольшом клубном зале и на многотысячном стадионе, в цеху и на летном поле, на теплоходе и в кабине летящего самолета, в лагере альпинистов и в таежном поселке золотоискателей. Особенно любил, по его словам, петь перед летчиками и моряками. Много выступал в воинских частях и перед студентами, которым непременно пел «Чужую колею».
Попробуйте и вы, после того, как услышите песню, определить и сформулировать ее основную идею. Подумайте, почему Высоцкий считал необходимым, чтобы это произведение обязательно услышала молодежь? О чем песня заставляет нас задуматься?
Видео: В. Высоцкий «Чужая колея», обсуждение смысла песни
(слайд 7) … Но сколько песен все бы мы ни пели,
Его нам одного не заменить. (Александр Городницкий, бард)
(слайд 8) В 1968 году выходит первая гибкая пластинка В. Высоцкого с песнями из кинофильма «Вертикаль». С 1973 по 1976 годы – еще 4 авторских диска. В 1977 году фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает двойной альбом с записью диско-спектакля «Алиса в стране чудес» с песнями В. Высоцкого, следом выходят 3 больших авторских диска, записанных во Франции. И сейчас прозвучит песня «Охота на волков» с одного из этих дисков в исполнении Родиона Витушкина. Подумайте, какая проблема поднимается в содержании этой песни? На какие человеческие качества обращает наше внимание автор?
(слайд 9) В. Высоцкий «Охота на волков»
(исп. уч-ся 9Б класса Витушкин Родион, гитара и вокал), обсуждение смысла песни
(слайд 10) Дебют Высоцкого в кино состоялся в 1959 году в кинофильме «Сверстницы». Хорошо известны зрителю его актерские работы в таких фильмах, как «Хозяин тайги» (1968), «Четвертый» (1972), «Плохой хороший человек» (1973), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Маленькие трагедии» (1980).
(слайд 11) Владимир Высоцкий написал множество песен и к кинофильмам, в которых снимался. Его песни звучат в таких кинокартинах, как «Вертикаль», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Опасные гастроли», «Я родом из детства», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и многих-многих других.
Я предлагаю всем вместе исполнить знаменитую «Песню о друге» из кинофильма «Вертикаль». Тексты находятся перед вами.
(слайд 12) В. Высоцкий «Песня о друге»,
хоровое исполнение участниками мероприятия под фонограмму (-) с опорой на тексты
Владимиру Высоцкому не суждено было узнать, что за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Плохой хороший человек» ему был присужден приз Международного кинофестиваля в Тернини (Италия) и спецприз IX Всесоюзного фестиваля телефильмов в Ереване за создание образа Глеба Жеглова. В 1987 году Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР «За создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен».
(слайд 13) Как актера, Высоцкого, без сомнения, прославили роли, сыгранные им в различных театрах Москвы. Он играл с таких спектаклях, как «Антимиры» и «Берегите ваши лица» по произведениям А. Вознесенского, «Десять дней, которые потрясли мир» Дж. Рида, «Павшие и живые» по стихотворениям поэтов военного поколения, «Послушайте!» В. Маяковского, «Жизнь Галилея» и «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «Вишневый сад» А. Чехова, «Пугачев» С. Есенина, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. (слайд 13) Но самой значительной ролью Владимира Высоцкого в театре остается его работа в шекспировском «Гамлете». Этот спектакль, в котором Высоцкий был единственным исполнителем главной роли, видели зрители Москвы и Ленинграда, Минска и Тбилиси, городов Болгарии, Югославии, Венгрии, Польши, Франции. Эта роль была сыграна им 217 раз, а сам спектакль завоевал множество международных премий и наград.
Видео: Фрагмент спектакля Театра на Таганке «Гамлет»
(слайд 14) Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами.
Опускается голубь у могилы твоей,
Рядом – черная ягода зреет…
Я калёной калины принес: не старей,
Пламеней, как она пламенеет.
Песней звали мы твой мелодический стих,
А тебя называли – Володей…
Не стареет отвага речений твоих
И твоих хрипловатых мелодий.
Слишком рано тебя журавли унесли…
Потому-то, как голубь в ладони,
Вырывается песня твоя из земли,
И несутся судьбы твоей кони! (Вадим Семернин, поэт)
О Высоцком много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят диски с его записями и книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высечены на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц. Его именем работники Крымской обсерватории назвали малую планету «Владвысоцкий».
Слушая следующую песню Владимира Высоцкого, подумайте, где еще можно бы было увековечить имя этого выдающегося человека?
(слайд 15) В. Высоцкий «Корабли постоят – и ложатся на курс…»
(звучит песня с видеорядом),
обсуждение предложенных вариантов увековечивания имени Высоцкого
(слайд 16) В 1989 году в Москве создан Государственный культурный центр-музей В.С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке», занимающийся сбором источников, отражающих жизнь и творчество В. Высоцкого, эпоху в которой он жил. ГКЦМ сегодня включает в себя постоянную экспозицию, художественную галерею и театрально-концертный зал. (слайд 16) Музей хранит документы, фотографии, аудио и видеозаписи. Библиотека музея – самое полное собрание изданий произведений В. Высоцкого и материалов о нем. На театральной сцене идут спектакли молодых коллективов Москвы, в галерее «Сэм Брук» проходят выставки современных художников и тематические выставки музея.
(слайд 17) Кроме этого существует и специальная премия имени Владимира Высоцкого. «Своя колея» - ежегодная премия, вручаемая людям, которые не изменяют своим убеждениям, кому сегодня, возможно, захотел бы посвятить песню В. Высоцкий, людям, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии. «Это не премия за достижение в области литературы и искусства, - отмечает Людмила Абрамова (бывшая жена Высоцкого), - главным критерием для нас в определении лауреатов были люди, способные твердо следовать в жизни своей колее, несмотря ни на какие препятствия и повороты судьбы».
Премия «Своя колея» была учреждена в 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, Министерством культуры РФ и Комитетом по культуре правительства Москвы. Премия вручается ежегодно (за прошедший год) в канун дня рождения Владимира Высоцкого – 25 января. (слайд 17) Идея премии принадлежит сыну поэта Никите Высоцкому. (слайд 17) Лауреатам вручается почётный знак, номерная золотая медаль, на одной стороне которого высечен профиль Высоцкого, нарисованный им самим, с его автографом. В церемонии награждения обычно принимают участие лауреаты премии предыдущих лет.
Мы предлагаем вам самостоятельно подготовить небольшие творческие проекты о лауреатах премии В. Высоцкого разных лет в виде сообщений, презентаций, визитных карточек, видеоклипов и пр. и представить их в рамках уроков музыки и мировой художественной культуры.
(слайд 18) У меня было сорок фамилий,
У меня было семь паспортов,
Меня семьдесят женщин любили,
У меня было двести врагов..
..И хотя во всё светлое верил -
Например, в наш советский народ, -
Не поставят мне памятник в сквере
Где-нибудь у Петровских ворот.. (В. Высоцкий)
Несмотря на скептический взгляд поэта, строки его стихотворения оказались пророческими. (слайд 18) 25 июля 1995 года состоялось открытие памятника Высоцкому в Москве на Страстном бульваре у Петровских Ворот.
Владимиром Высоцким сыграно более 320 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях. Репертуар Владимира Высоцкого состоит из более чем 600 песен и стихов, которые до сих пор остаются популярными и не теряют актуальности.
На его концерты приходило огромное количество людей. Он заряжал всех своей энергетикой, искренностью, его песни были близки почти всем слоям общества и не оставляли никого равнодушным. Он для всех был «своим человеком», в его песнях отражались разные темы – военные, юмористические, сказочные, романтические и лирические, песни-сказки или песни-диалоги.
Владимир Высоцкий – легендарный певец и композитор. Как сказал о нем неоднократно упомянутый сегодня поэт Андрей Вознесенский: «Шансонье Всея Руси». Он умел своими песнями достучатся до людей. Он один из не многих, кто жил и дышал музыкой.
Певучая хлещет вода
Весной из трубы водосточной,
И кажется мне – как всегда,
Поет под гитару Высоцкий!
Из улиц любезной Москвы,
Из медного зарева соткан,
Любовью измятой травы,
Из детского плача – Высоцкий.
И рост небольшой у него,
И голос его невысокий…
Улыбка – и только всего,
Отвага – и вот он: Высоцкий!
Кто в драку за друга пойти
И в первый раз может, и в сотый,
Вот это Высоцкий почти,
А, может быть, просто – Высоцкий.
И статью, и поступью всей
Хорунжий он был или сотский,
Нырял в голубой Енисей
И пел на Байкале Высоцкий.
Гитары сорвавши со стен,
Дом песни горланит высотный…
Гитары – различных систем,
Настройщик всё тот же – Высоцкий!
Хоть в импортных джинсах ходил,
Не западный он, не восточный:
И есть он, и будет, и был
Российским поэтом – Высоцкий. (Вадим Семернин, поэт)
Он не любил свое время, и все же оно оказалось его временем. Даже вырываясь за красные флажки советской эпохи, Высоцкий оставался ее воплощением. Глухие года безвременья в начале и в конце XX века (революция 1917 года и развал СССР 1991 года) завершились одинаково – грандиозными катаклизмами, изменившими облик мира и стершими с карты огромную страну. Высоцкий умер в год Московской олимпиады. Шла к концу коммунистическая эпоха, о чем еще мало кто подозревал.
«Что остается от сказки потом – После того, как ее рассказали?»2 От всех тех лет остался, помимо прочего, сорванный, хрипящий – на разрыв аорты – голос Высоцкого.
(слайд 19) …Соплеменники, окажите честь –
Зачеркните «был», напишите «есть»! (Пётр Вегин, поэт)
Спасибо за внимание!
Литература и Интернет-источники:
ru.wikipedia.org›Своя колея (премия)
Владимир Высоцкий. Комплект из 18 черно-белых открыток / Авт.-сост. А. Крылов, вступ. Статья Р. Рождественского. Ред. Л. Петросова – М.: Планета, 1988.
Высоцкий В. Парус: Стихотворения. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2009.
Семернин В. Музыка всюду живет..: Стихи о музыке. – М.: Советский композитор, 1991.
Приложение
В. Высоцкий «Песня о друге» Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг – а так… Если сразу не разберешь, Плох он или хорош, Парня в горы тяни – рискни! – Не бросай одного его, Пусть он в связке одной с тобой – Там поймешь, кто такой. Если парень в горах – не ах, Если сразу раскис – и вниз, Шаг ступил на ледник – и сник, Оступился – и в крик, Значит рядом с тобой – чужой, Ты его не брани – гони, Вверх таких не берут, и тут Про таких не поют. Если ж он не стонал, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шел, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал; Если шел он с тобой, как в бой, На вершине стоял хмельной, Значит, как на себя самого, Положись на него. | В. Высоцкий «Песня о друге» Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг – а так… Если сразу не разберешь, Плох он или хорош, Парня в горы тяни – рискни! – Не бросай одного его, Пусть он в связке одной с тобой – Там поймешь, кто такой. Если парень в горах – не ах, Если сразу раскис – и вниз, Шаг ступил на ледник – и сник, Оступился – и в крик, Значит рядом с тобой – чужой, Ты его не брани – гони, Вверх таких не берут, и тут Про таких не поют. Если ж он не стонал, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шел, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал; Если шел он с тобой, как в бой, На вершине стоял хмельной, Значит, как на себя самого, Положись на него. |
В. Высоцкий «Песня о друге» Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг – а так… Если сразу не разберешь, Плох он или хорош, Парня в горы тяни – рискни! – Не бросай одного его, Пусть он в связке одной с тобой – Там поймешь, кто такой. Если парень в горах – не ах, Если сразу раскис – и вниз, Шаг ступил на ледник – и сник, Оступился – и в крик, Значит рядом с тобой – чужой, Ты его не брани – гони, Вверх таких не берут, и тут Про таких не поют. Если ж он не стонал, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шел, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал; Если шел он с тобой, как в бой, На вершине стоял хмельной, Значит, как на себя самого, Положись на него. | В. Высоцкий «Песня о друге» Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг – а так… Если сразу не разберешь, Плох он или хорош, Парня в горы тяни – рискни! – Не бросай одного его, Пусть он в связке одной с тобой – Там поймешь, кто такой. Если парень в горах – не ах, Если сразу раскис – и вниз, Шаг ступил на ледник – и сник, Оступился – и в крик, Значит рядом с тобой – чужой, Ты его не брани – гони, Вверх таких не берут, и тут Про таких не поют. Если ж он не стонал, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шел, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал; Если шел он с тобой, как в бой, На вершине стоял хмельной, Значит, как на себя самого, Положись на него. |
СЛОВАРЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ (по В.Г. Ражникову)
РАДОСТНО
Весело Бодро Задорно
Празднично Невесомо
Игриво
Живо
Ослепительно
Приподнято Бойко Ловко
Звонко Легко Ярко
Лучезарно
Звучно
Проворно
Лучисто
Блестяще
Искрясь Полетно
ТОРЖЕСТВЕННО
Величественно Ликующе Значительно
Триумфально
Восторженно
Победно Пышно Открыто
Призывно Шумно
Величаво Грандиозно
Оптимистично
Жизнеутверждающе
Роскошно
ЭНЕРГИЧНО
Мужественно Гордо Маршеобразно
Решительно Уверенно
Отважно
Молодцевато
Смело С достоинством Напористо
Сильно Неотступно Независимо
Упруго
Крепко
Настойчиво
Непокорно
Твердо Неукротимо Самозабвенно
ВЛАСТНО
Авторитарно
Чеканно
Могущественно
Воинственно
Повелительно
Начальственно
Сурово
Давяще
Незыблемо
Твердо
Магически
Царственно
СОСРЕДОТОЧЕННО
Сдержанно Солидно Степенно
Серьезно
Размеренно Строго
Обстоятельно Чинно
ТЯЖЕЛО
Увесисто
Мощно
Натруженно
Грузно
Неуклюже
Тягуче
Громоздко
Угловато
Насыщенно
Массивно
Напряженно
Неловко
ПОЭТИЧНО
Возвышенно Трепетно Пленительно
Мечтательно
Душевно
Одухотворенно Напевно Чарующе
Сердечно Окрыленно
Задушевно Проникновенно
Завороженно
Чутко
Лирично
НЕЖНО
Ласково Трогательно Безропотно
Радушно
Приветливо Любезно
Мягко Любезно
Доверчиво
Благородно Почтительно Мило
СПОКОЙНО
Мирно Непринужденно Созерцательно Светло
Безмятежно Добродушно Невозмутимо Простодушно Просто Доброжелательно Прозрачно Наивно Раскованно Покорно
Беззаботно
НАБОЖНО
Благоговейно Милосердно Надмирно
Религиозно Молитвенно Освященно
Благостно Праведно Смиренно
СОНЛИВО
Дремотно Расслабленно
Вяло
Размягченно
Обессиленно Безвольно
Лениво Безжизненно
СУМРАЧНО
Завуалированно
Мрачно
Приглушенно
Пасмурно
Скрыто
Расплывчато
Хмуро
Глухо
Насупленно
Угрюмо
Тоскливо Непроницаемо
РОБКО
Застенчиво Боязливо
Смущенно
Пугливо
Стыдливо
Осторожно Болезненно
Стеснительно
По-детски
Растерянно
ТАИНСТВЕННО
Странно Отстраненно Затаенно
Причудливо
Мистически Скрытно
Фантастически Колдовски Загадочно Замысловато Интригующе
Призрачно
ЗАДУМЧИВО
Понуро Жалобно Тягостно
Уныло
Тоскливо Страдальчески
Грустно Горестно
Безутешно
Печально Скорбно Безысходно
ГРОЗНО
Драматично
Зловеще
Трагично
Траурно
СТРАСТНО
Порывисто Кипуче Азартно
Горячо
Пламенно Буйно
Пылко Стремительно
Жгуче
Бурно Нетерпеливо С жаром
РАЗДРАЖЕННО
Рассерженно Яростно Злостно
Резко
Сердито Нещадно
Грубо Безжалостно
Страшно
Гневно Жестко Ужасно
ЭЛЕГАНТНО
Тонко Ажурно Пластично
Изящно
Обворожительно Изысканно
Галантно Искусно
Хрупко
Грациозно Капризно Изнеженно
ШУТЛИВО
Затейливо Юмористически Забавно
Насмешливо
Надменно Лукаво
Шутовски Легкомысленно
Колко
Пародируя Шаловливо Едко
18