СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеурочного мероприятия "Заповедная Югра. Дары округа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеурочного мероприятия "Заповедная Югра. Дары округа"»

ё№

Этап

Действующие лица

Действие

Видео, визуальная поддержка

Аудиоподдержка

Оборудование

1

Вступление

2 минуты Ученые:Андрей, Вова

Билетер: Алина

Заходят туристы (учащиеся), получают разноцветные карточки (входные билеты в заповедник), рассаживаются по местам.

2 ученых руководят рассадкой:

Мальчики садятся на болотные кочки (спортивные маты зеленого цвета), а девочки на пенечки (стульчики вдоль стен)

Слайд1 изображение тайги

Звуки леса, пение птиц


По классу разложены маты, расставлены 4 искусственные елочки, искусственная зеленая трава, на ней разбросаны красные кружочки, имитирующие клюкву.

2

Разговор ученых

3 минуты Ученые:Андрей, Вова

Снежный человек:Ваня


А: Коллега, а хорошо как у нас в заповеднике! Мне очень нравится здесь вести научную работу.

В. (с некоторой иронией): Коллега, а как поживает ваш научный труд о существовании снежного человека?

А: Есть легенды и предания коренного населения автономного округа о том, что в Югре Березовском р-не живёт снежный человек. Увы, мне так и не удалось его встретить… .

В. (ехидно): Потому что его не существует.

А.(с вызовом):А я докажу!

Раздается рык, и из шкафа выскакивает снежный человек.

Рыча, он направляется к ученым.

А и В. Застыли в удивлении.

А. (победоносно): Я же говорил, он существует!!!

В. (растерянно): Он что-то пытается сказать на своем языке…

А: Он говорит, что рад встретить в заповеднике людей.

Ваня (обращаясь к ученым): Хотя в нашем заповедном крае редко ступает нога туриста, но я еще не забыл человеческий язык. (обращаясь к туристам):Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в наш заповедник! Хорошо у нас тут. Птички поют.

Снежный человек садится на траву, рядом на стульях садятся ученые. Они пытаются исследовать его. Поднимают по очереди его руки, заглядывают в уши и т. д.

Ваня: Слушайте дети!

Снежный человек слушает звук первой птицы. (удовлетворенно) … дятел…

Пение второй птицы. Ваня:

Пение третьей птицы. Ваня: Ворон …

Пение второй птицы. Ваня: А это филин!

Идите дети, гуляйте по моему заповеднику, да только не шумите, зверей не пугайте, растения не рвите. Такие тут правила! И внимательно слушайте экскурсоводов!

Слайд 1
























Слайд 2 (записаны звуки 4 птиц)







Костюмы для ученых и для снежного человека


































3

Рассказ о заповедных местах Югры

Экскурсоводы: Даша

Настя


Экскурсоводы Даша и Настя рассказывают об охраняемых местах Югры.


Даша: Ребята, здравствуйте! Югра – край, богатый своим животным и растительным миром. Но из-за деятельности человека природа гибнет. Чтобы сохранить природу организуют охраняемые природные территории. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое значение для охраны природы, а также научное, культурное, эстетическое и оздоровительное значение. Для этих территорий установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.Они бывают разные. Некоторые их них югорчане и гости округа могут посетить, а есть места, куда нога человека практическ не ступала.


Настя: Знаете ли вы какие в нашей Югре есть заповедники и для чего они нужны? Кто обитает в наших заповедных зонах и где они находятся? Заповедник – это большой участок земель, где живут и процветают ценные растения и животные. В заповеднике категорически нельзя вмешиваться в природу, запрещено вести хозяйственную деятельность. Вход туда запрещён. А если туристический маршрут проходит по территории заповедника, то нужно брать специальное разрешение (сегодня вы прошли по билетикам).

На территории Югры есть два заповедника: Юганский и «Малая Сосьва». Юганский находится в Сургутском районе, а «Малая сосьва» на территории Берёзовского и Советского районов.

Ученые вмешиваются в разговор

Ученый В. (задиристо, обращаясь к ученому А.): А знаете ли вы, коллега, что Сосьва – это река?

Ученый А. ( с вызовом): А знаете ли вы, коллега, что сельдь, выловленную в Сосьве, в прошлом веке подавали к царскому столу?


Настя: Юганский заповедник входит в десятку крупнейших в России по площади. Здесь действительно сохранилась первозданная природа. А благодаря болотам там сохранилось целое стадо дикого северного оленя, который исчез на многих территориях округа.

Ученые вмешиваются в разговор

Ученый В. (хвастаясь своими знаниями): А знаете ли вы, коллега, что численность оленей в Югре составляет около 46000 особей?

Ученый А (тоже хвастливо в ответ): А знаете ли вы, коллега, что если леса часто сравнивают с лёгкими, а ручьи и реки - с кровеносными сосудами планеты, то роль болот можно сравнить печенью и почками в организме – они очищают воды, удерживают загрязняющие вещества.


Даша: Есть также на территории ХМАО и заказники. Заказник – это тоже заповедник, на его территории также запрещена охота и растения находятся под особой охраной. Но если в заповеднике категорически нельзя вмешиваться в природу, даже упавшего из гнезда птенца поднимать нельзя. То на территории заказника не такие строгие запреты.

Заказников в нашей Югре три: Верхне-Кондинский, Елизаровский и Васпухольский. Верхне-Кондинский находится в Кондинском районе, точно как и Васпухольский, а Елизароский в Ханты-Мансийком районе.

В заповедниках и заказниках работают учёные, они изучают мир природы.

Ученые вмешиваются в разговор

Ученый В. (с удовлетворением): Слышите, коллега, это о нас!

Ученый А. (очень довольно): Да, коллега, о нас!


Настя: Природные парки – это огхраняемая территория природы, она используется для туризма, просветительских (то есть учебных) и других целей.

В Югре два природных парка: национальныйпарк «Самаровский чугас» и Святой Источник. Самаровский чугас в Ханты – Мансийском районе, а Святой источник в Нижневартовском.

6 слайд

В парке растут многочисленные лекарственные и краснокнижные виды растений, находятся живописные природные уголки, являющиеся настоящим достоянием Югры.

Ученые продолжают перепалку «Кто умнее?»

Ученый А: А знаете ли вы, коллега, что в природном парке «Самаровский чугас» сохранились ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КЕДРОВНИКИ?

Ученый В: А знаете ли вы, коллега, что кедр считают самым высоким деревом нашего края?


Даша: Все эти особо охраняемые природные территории – заповедники, заказники, природные парки - относятся к объектам общенационального достояния. Законодательством российской федерации устанавливается уголовная ответственость за нарушение режима на этих территориях.

Познакомьтесь с картой особо охраняемых территорий Югры!

Дети рассматривают карту.





3 слайд














4 слайд









5 слайд












5 слайд















6 слайд






7 слайд











8 слайд




9 слайд














10 слайд































































































Карта особо охраняемых территорий ХМАО-Югры




4

1 группа «Заповедная живность»

Юные исследователи, помощники ученых: Денис, Илларион


К беседе подключаются юные исследователи, которые будут работать с группами ребят.

Денис:Животный мир нашего округа очень разнообразен. Каких животных, рыб и птиц округа вы знаете? С какими животными вы встречались в лесу?

Какую рыбу ловит ваш папа или вы вместе?


Приглашаем вас разгадать кроссворд (тех туристов, у кого билетик коричневого цвета).


Вывеска «Заповедная живность»



5

2 группа «Югорская аптека»

Юные исследователи, помощники ученых: Вика, Кристина, Костя



Вика: Ребята, на территории Югры произрастает очень много видов лекарственных и съедобных растений. Хотите с ними познакомиться? Приглашаем к нам ребят с зелеными билетиками.


Вывеска

«Югорская аптека»



6

3 группа «В тайгу по ягоды»

Юные исследователи, помощники ученых: Анжелика, Зина



Девочки с корзинками заходят в класс, смотрят вдаль, как будто видят ягоды.

Зина (восхищенно): О, сколько бусинок багряных

Рассыпано — не сосчитать!

Анжелика (удивленно-радостно): Мхи на болотистых полянах коврами кажутся опять!

Ребята, у кого красный билетик, приглашаем с собой в тайгу по ягоды!



Вывеска

«По ягоды»


Корзинки.

На полу разбросаны красные кружочки, имитирующие клюкву.

Маленькие карточки с буквами.

7

4 группа «Заповедное кафе»

Ярослав, Карина, Кира


Знаете ли вы, ребята, что на территории Югры встречается более 800 видов растений?

300 видов растений можно включать в свое меню? Гости округа совершенно естественно связывают вкус Югры с дикоросами: ягодами, грибами, кедровыми орешками.

В нашем таежном кафе можно попробовать дары природы нашего округа. Сушеный белый гриб смело можно назвать таежным запахом Югры.

Знаете ли вы эти растения на вкус? А на запах?

А сейчас мы это и проверим. Приглашаем вас их продегустировать. (Ребята с синими билетиками)

Вывеска «Таежное кафе»



Повязка на глаза

2 заварника с чаем (чай с листом смородины, малины; чай кипрей);

3 кувшина с напитками из шиповника, клюквы, брусники;

Сушеные грибы, кедровые шишки, кедровые орешки;

Одноразовая посуда;

Малиновое, морошковое, черничное, смородиновое варенье;

Сироп из молодых побегов сосны;

Варенье из одуванчиков;

Клюква

Брусника на меду


8

Работа в группах вместе с юными исследователями

1 группа «Заповедная живность»

Ребята разгадывают кроссворд «Животные Югры».


Слайд 11

вопросы к кроссворду



Пустой кроссворд висит на доске.

Фломастеры

2 группа «Югорская аптека»

Юные исследователи задают туристам вопросы:

- Какие лекарственные растения вы знаете?

- Как правильно их использовать?

А потом рассказывают о свойствах растений, чьи изображения на доске.

На доске яркие изображения мать-и-мачехи, одуванчика, подорожника, кипрея


На юных исследователях белые халаты

3 группа «По ягоды»

Ребятам предлагают карточки с буквами разного цвета (цвета ягод). Они составляют из карточек с буквами слова – названия ягод, которые растут в ХМАО-Югре (буквы одной ягоды – одного цвета).





4 группа «Заповедное кафе»

Детям завязывают глаза, дают попробовать ягоды, варенье из ягод, понюхать сушеный белый гриб и предлагают угадать их по вкусу.




9

Подведение итогов

Снежный человек: Ваня

Ваня: Но что, ребята, вы узнали, побывав у меня в гостях?

Все садятся на свои места. Представитель от каждой группы оглашает результаты работы в группе.

При оглашении лекарственных растений все могут внести свои дополнения.

При оглашении ягод представитель зачитывает название ягоды, а ведущие этой рубрики вставляют свою реплику или прибаутку.

Прибаутки:

Брусника - Листики с глянцем, ягодки с румянцем.

А сами кусточки Не выше кочки.

Черника - Стоит съесть горсть этих ягод, как губы и язык сразу же станут фиолетовыми.

Клюква - Эта болотная ягода может заменить лимон.

Смородина - Она красная? Нет чёрная! А почему белая? Потому, что зеленая. Что это?

Морошка – царская ягода. В начале созревания плоды бывают красными, в полной зрелости они оранжевые, точно восковые.




10

Окончание экскурсии

Снежный человек: Ваня

Снежный человек дает распоряжение всех гостей заповедника угостить орешками, напитками и прощается с гостями.