СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеурочного занятия по функциональной грамотности по теме "Планируем семейный бюджет" для 3 класса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеурочного занятия по функциональной грамотности по теме "Планируем семейный бюджет" для 3 класса»

Занятие по функциональной грамотности (математическая грамотность)

Тема: «Планируем семейный бюджет»

Класс: 3

Занятие построено с использованием ключевых компетенций функциональной грамотности: работа с текстом, перевод текстовой информации в таблицу, решение учебных и житейских задач, использование рефлексивных умений, применять  умения взаимодействовать и строить отношения со сверстниками.

Дидактическая цель урока: создать условия для формирования у обучающихся функциональной грамотности (читательской, математической, финансовой) по средствам активизации межпредметных связей в образовательном процессе.

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, повторить понятия «семейный бюджет, доходы, расходы», формировать представление о структуре семейного бюджета, об источниках доходов и направлениях расходов семьи, повторить изученные экономические понятия; освоение учащимися способов подсчёта доходов и расходов семьи, закрепить умение решать задачи с элементарными денежными расчётами.

Развивающая: способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, устной речи, мышления, умение делать оптимальный выбор. 

Воспитательная: содействовать формированию у обучающихся разумного финансового поведения, включающего ответственное отношение к финансам, способствовать воспитанию организованности, уважения к труду взрослых, взаимопомощи. Формировать стремление использовать  математические умения в повседневной жизни.


Для реализации поставленных задач использовали следующие формы  организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Методы по источникам  знаний:

-словесные ( беседа)

-наглядные (демонстрация презентации).

-практические (работа в парах, работа с текстом)

По степени взаимодействия учителя и учащихся:  беседа, самостоятельная работа.

В зависимости от конкретных дидактических задач применяли подготовку к восприятию нового материала, работу с текстом, преобразование информации в таблицу и закрепление материала.

По характеру познавательной деятельности использовали репродуктивные методы на этапе повторения и определения темы; продуктивные: частично- поисковый.

Приёмы, которые мы использовали на уроке: работа с текстом, поиск информации, составление таблицы, систематизация учебного материала в схеме.

Задания практико – ориентированные.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • ученик научится называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;

  • подсчитывать доходы семьи, решать задачи с элементарными денежными расчётами; приводить примеры обязательных и необязательных расходов приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов• правильно использовать изученные понятия• сравнивать покупки по степени их необходимости (обязательные, необязательные подсчитывать доходы и расходы семьи и соотносить их величину)

Метапредметные результаты:

  • научится  использовать работу с текстом для выделения информации о доходах и расходах в семейном бюджете, правилах его составления; проводить логические действия сравнения и анализа; работать в группе. • использовать  способы поиска, сбора и представления информации о доходах и расходах в семейном бюджете, правилах его составления; проводить логические действия сравнения и анализа;

 

Личностные результаты: формирование понимания того, что деньги зарабатываются трудом, понимания разницы между базовыми потребностями людей и их желаниями, безграничности потребностей людей и ограниченности их денежных ресурсов. 

 



Ход урока

 

I Мотивация

–Добрый день, ребята!

-Добрый день всем, кто сегодня на уроке будет внимательным, старательным и сообразительным!

 

II Этап актуализации и пробного учебного действия.

– Повторим изученный материал, он пригодится нам сегодня на уроке.

(Слайд 2)

- Разгадайте ребусы(семья, бюджет, доходы, расходы)

– О чем будем говорить на занятии?(о семейном бюджете)

- Что такое семейный бюджет? (План доходов и расходов семьи)

-Ч то такое доходы? Расходы?

- Для чего нужен семейный бюджет? (Для того, чтобы правильно рассчитать доходы семьи и правильно их распланировать)

– Чему будет посвящен наш урок?(Планированию семейного бюджета)

Слайд 3

-Какова будет цель нашего урока?

Узнать: об обязательных и необязательных расходах семьи,

Научиться: планировать семейный бюджет

-Без знания какого предмета мы не сможем рассчитать бюджет? (без математики)

-Значит, какую цель нужно ещё поставить на уроке?

Закрепить: умение считать

 

-Вы научитесь рассчитывать и распределять семейный бюджет. Эти знания и умения пригодятся вам в жизни.

Изучение нового материала

 -Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов и доходов, а это и есть семейный бюджет. 

-Предлагаю вам поиграть в ролевую игру.

Каждый ряд - это отдельная семья (Слайд)


Найдите на рабочем листе задание 1

–Ваша задача- сосчитать общий доход вашей семьи и заполнить таблицу. На выполнение задания -3 минуты

 

Ивановы

Папа зарабатывает в месяц 550 рублей. Дедушке и бабушке выплачивают по 100 рублей пенсии. Мама получает пособие по уходу за ребёнком 200 рублей. Студент Миша хорошо учится и получает стипендию 50 рублей. Вычислите общий доход семьи Ивановых за месяц. (1000)

-Глава семьи объясняет у доски решение, называет общий доход (вывешивает на магнитную доску)

-А теперь внимание- правильный ответ- 1000 руб.


Петровы

Мама работает 10 дней в месяц, получает каждый день по 30 рублей. Папина зарплата в 2 раза больше маминой. Чему равен общий доход семьи Петровых?(900)

-Глава семьи объясняет у доски решение, называет общий доход (Пишет мелом сумму)

-А теперь внимание- правильный ответ- 900 руб.

 

Степановы

Папа- предприниматель за месяц получил 600 рублей прибыли. Мама-писатель за книгу получила гонорар, который составил половину папиной прибыли. Семья имеет сбережения в банке. В этом месяце им были выплачены проценты в сумме 50 рублей. Каков доход за месяц семьи Степановых?(950)

-Глава семьи объясняет у доски решение, называет общий доход (вывешивает на магнитную доску)

-А теперь внимание- правильный ответ- 950 руб.


2 задание

-А сейчас рассчитаем расходы ваших семей

- (На работу 3 минуты.)


Ивановы

В этом месяце на питание семья потратила 400 рублей, на коммунальные платежи – 150 рублей, на транспорт – 50 рублей, на одежду и обувь – 200 рублей, на товары для дома и хозяйства – 80 рублей.

Вычислите сумму обязательных расходов семьи Ивановых за месяц.

(880 рублей)


Петровы

В этом месяце на питание семья потратила 350 рублей в месяц, на коммунальные платежи – 150 рублей, на транспорт – 50 рублей, на одежду и обувь – 200 рублей, на товары для дома и хозяйства – 50 рублей, на кредит – 100 рублей

Вычислите сумму обязательных расходов семьи Петровых за месяц.

(900 рублей)




Степановы

В этом месяце на питание семья потратила 400 рублей в месяц, на коммунальные платежи – 150 рублей, на репетитора для ребенка – 50 рублей, на одежду и обувь – 200 рублей, на товары для дома и хозяйства – 100 рублей, на бензин – 700 рублей

Вычислите сумму обязательных расходов семьи Степановых за месяц.

(970 рублей)


-Сопоставьте доход с полученным расходом.

 

Выступление по плану

  1. Доход в нашей семье составил…рублей

  2. Наш расход составил…рублей

  3. Дохода нашей семье …(хватило, не хватило)

 

-Если доходы больше расходов, то возникает экономия средств

-Если доходы меньше расходов, то это дефицит.

-А если доходы и расходы равны, то это сбалансированный бюджет

–В каком семейном бюджете образовался дефицит?

-Что делать, если дефицит денег в семейном бюджете? (надо экономить)

-На чём можно сэкономить?

-В каком экономия?- А если в бюджете деньги остались, что можно с ними сделать? (ответы детей)

-В каком сбалансированный бюджет?-Хорошо ли, если доходы = расходам?

-Какая схема более выгодная для семьи?

 

Итог: Мы учились планировать семейный бюджет, решали задачи и примеры


Рефлексия учебной деятельности

–Продолжите предложения:

Сегодня я узнал(а)…

Я научился(ась)…

Я понял(а), что…

-Мы с вами сегодня поиграли в семейный бюджет. А ваши родители не играют, 

а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить.  Поэтому не обижайтесь, если вам что-то не купили, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет вместе.

-Спасибо за хорошую работу .

-До свидания. Зянятие окончено.

 










РАБОЧИЙ ЛИСТ

«ИВАНОВЫ»

Задание 1

Вычислите общий доход семьи Ивановых за месяц.

( На выполнение задания -3 минуты)


 Доходы

Папа зарабатывает в месяц 550 рублей. Дедушке и бабушке выплачивают по 100 рублей пенсии. Мама получает пособие по уходу за ребёнком 200 рублей. Студент Миша хорошо учится и получает стипендию 50 рублей.


Ответ____________





2 задание

Вычислите сумму обязательных расходов семьи Ивановых за месяц.

( На выполнение задания -3 минуты)


Расходы

В этом месяце на питание семья потратила 400 рублей, на коммунальные платежи – 150 рублей, на транспорт – 50 рублей, на одежду и обувь – 200 рублей, на товары для дома и хозяйства – 80 рублей.


Ответ____________






РАБОЧИЙ ЛИСТ

«ПЕТРОВЫ»

Задание 1

Вычислите общий доход семьи Петровых за месяц.

( На выполнение задания -3 минуты)


 Доходы

Мама работает 10 дней в месяц, получает каждый день по 30 рублей. Папина зарплата в 2 раза больше маминой.

 

Ответ____________






2 задание

Вычислите сумму обязательных расходов семьи Петровых за месяц.

( На выполнение задания -3 минуты)


Расходы

В этом месяце на питание семья потратила 350 рублей в месяц, на коммунальные платежи – 150 рублей, на транспорт – 50 рублей, на одежду и обувь – 200 рублей, на товары для дома и хозяйства – 50 рублей, на кредит – 100 рублей


Ответ____________







РАБОЧИЙ ЛИСТ

«СТЕПАНОВЫ»

Задание 1

Вычислите общий доход семьи Степановых за месяц.

( На выполнение задания -3 минуты)

 

Доходы

 Папа- предприниматель за месяц получил 600 рублей прибыли. Мама-писатель за книгу получила гонорар, который составил половину папиной прибыли. Семья имеет сбережения в банке. В этом месяце им были выплачены проценты в сумме 50 рублей.


Ответ____________





2 задание

Вычислите сумму обязательных расходов семьи Петровых за месяц.

( На выполнение задания -3 минуты)


Расходы

В этом месяце на питание семья потратила 400 рублей в месяц, на коммунальные платежи – 150 рублей, на репетитора для ребенка – 50 рублей, на одежду и обувь – 200 рублей, на товары для дома и хозяйства – 100 рублей, на бензин – 700 рублей


Ответ____________