СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий Урока мужества «В небе Ленинграда», посвященный 71-й годовщине снятия блокады Ленинграда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие разработано для военно-патриотического клуба "Поиск", но может быть использовано для классного часа.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий Урока мужества «В небе Ленинграда», посвященный 71-й годовщине снятия блокады Ленинграда.»


Сценарий Урока мужества «В небе Ленинграда», посвященный 71-й годовщине снятия блокады Ленинграда.


1. Некруглые даты даже великих событий празднуют нечасто. Но сегодня не только Санкт-Петербург, но и вся страна отмечает 71-ю годовщину со дня снятия Ленинградской блокады, которая  длилась почти три года. Она унесла, по некоторым данным, полтора миллиона жизней.


 2. Но город на Неве, который Гитлер уже приговорил к гибели, выстоял, не сдался. Его защищал весь Советский Союз. В небе, на суше, на воде ради спасения Ленинграда сражались уроженцы городов и сел, отделенных от северной столицы тысячами километров.


3.   В числе защитников Ленинграда было немало наших земляков. И среди них — два Героя Советского Союза.


1. Литаврин Сергей Гаврилович. Родился 14 декабря 1921 года в селе Двуречки, ныне Грязинского района Липецкой области. В 1928 году семья переехала в Липецк. После окончания 8 классов средней школы № 5, отправился в Воронеж, где поступил учиться в радиотехникум. Вскоре вернулся в Липецк, начал заниматься в аэроклубе и любительской студии городского драмтеатра. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.


2. С июня 1941 года младший лейтенант С. Г. Литаврин на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 158-го ИАП (7 июля 1943 года преобразован в 103-й Гвардейский ИАП). С 25 октября 1942 года - командир эскадрильи. Летал на И-16, "Киттихауке" и "Аэрокобре".

3. К середине декабря 1942 года командир эскадрильи 158-го истребительного авиационного полка капитан С. Г. Литаврин совершил 311 боевых вылетов, в 55 воздушных боях сбил 10 самолётов противника.

1. Вот что писала фронтовая газета:

6 июня 1943 года лётчики Ленинградского фронта сбили в крупном воздушном сражении 22 фашистских самолёта. Шестёрка капитана Литаврина сбила 8 фашистских самолётов.

2. ...Немецкие бомбардировщики шли плотным строем под прикрытием многих истребителей. Литаврин пошёл наперехват. Он хорошо видел немецкие самолёты "Хейнкель-111" - они шли тремя группами, свыше 40 машин. Около двух десятков "Фокке-Вульф-190" шли над ними.

3. Краснозвёздные истребители врезались в строй бомбардировщиков. Запылал подбитый капитаном "Хейнкель". Потеряв порядок, заметались фашисты. От ударов советских лётчиков один за другим, пылая, свалились они в последнее пике, из которого не было выхода. Растерявшиеся истребители прикрытия метались из стороны в сторону, пробовали нападать, но не было никакой уверенности в их беспорядочных атаках. Шестёрка славного Литаврина казалась неуязвимой. Фашисты были рассеяны.

1. "Найти и победить врага!" - вот девиз лётчика-комсомольца Сергея Гавриловича Литаврина.»


2. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1943 года удостоен звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 814).


3. В 1944 году комсомольцы Липецкого района собрали 100 тысяч рублей на постройку боевого самолёта "Липецкий комсомолец", который попросили вручить их земляку - Герою Советского Союза С. Г. Литаврину. Желание было исполнено. Вскоре лётчик приехал в Липецк, где получил новенький истребитель Як-9.


1. К маю 1945 года Гвардии капитан С. Г. Литаврин совершил 462 боевых вылета, провёл 90 воздушных боёв, в которых сбил лично 18 самолётов противника.


2. После окончания войны продолжал службу в ВВС, был заместителем командира полка. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию. Служил заместителем, а затем и командиром авиационной дивизии. 4 февраля 1957 года полковник С. Г. Литаврин погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Липецке на Преображенском кладбище. В Липецке имя Героя носят школа № 5, переулок и улица, где на доме № 2 установлена мемориальная доска.


3. Покуда небо сумрачное меркнет,
мой дальний друг, прислушайся, поверь.
Клянусь тебе, клянусь, что мы бессмертны,
мы, смертью попирающие смерть.
Мы защищаем город наш любимый,
все испытанья поровну деля.
Клянусь тебе, что мы неистребимы,
за нами - наша русская земля.
Она могучая, она у нас большая.
Припомни-ка простор ее сплошной.
Клянусь тебе, мы подвиг совершаем
во имя всей земли своей родной.


1. Кованев Иван Фёдорович. Родился 1 августа 1910 года в селе Посевкино Грибановского района Воронежской области в семье крестьянина. Окончил 6 классов церковно-приходской школы. Работал заведующим почтовым отделением, заместителем председателя колхоза.


2. В Красной Армии с 1931 года. В 1933 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1935 году – военную школу лётчиков в Сталинграде (ныне – Волгоград).


3. С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. До конца 1944 года сражался на Ленинградском фронте. В воздушных боях был 4 раза сбит.

1. И.Ф.Кованев нанёс десятки боевых ударов по оборонительным укреплениям фашистов, уничтожил при налётах на аэродромы до полусотни вражеских самолётов; охотился за батареями дальнобойных орудий, варварски разрушавших Ленинград, вёл разведку. В честь гвардии майора И.Ф.Кованева в Ленинграде в 1942 году была выпущена почтовая открытка тиражом в 25000 экз. Надпись на обороте гласила: «Ленинград. Фронт. Военный ночной лётчик майор И.Ф.Кованев».


2. Командир эскадрильи 34-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии майор И.Ф.Кованев к марту 1944 года совершил 198 боевых вылетов, из них 34 ночью, на бомбардировку военных объектов, оборонительных сооружений, скоплений войск противника.


3. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Кованеву Ивану Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5247).


1. В 1949 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. С мая 1957 года полковник И.Ф.Кованев – в запасе. Работал заместителем начальника «Вторчермета», затем начальником отдела кадров треста «Жилстрой». Был членом Президиума Совета ветеранов войны и труда. Ему была оказана высокая честь доставить факел из Москвы с могилы Неизвестного солдата к обелиску Славы на площадь Героев в Липецке.


2. Жил в Липецке. Скончался 13 мая 2005 года. Похоронен в Липецке на Косыревском (старом) кладбище. Почётный гражданин Гатчины (1947) и Липецка (2000).


Бредит утром земля позабытым домашним покоем.
Голубые туманы ползут по оглохшей земле.
Самолеты ревут и проходят размеренным строем
И багровое солнце горит на пробитом крыле.


3. Но среди защитников Ленинграда мы должны помнить и еще одно имя – нашего выпускника 1941 года Прилепского Ивана Иосифовича.

1. Иван Прилепский окончил школу с отличием. Учась, увлекался туристическими походами, был отличным спортсменом. Несмотря на загруженность, находил время и для участия в художественной самодеятельности, в любительских спектаклях. После школы закончил обучение в Липецком аэроклубе имени Водопьянова.

Иван Прилепский ушёл на фронт. Он участвовал в боях под Ленинградом, в Прибалтике и повторил подвиг Николая Гастелло, направив свой горящий самолёт на скопление вражеской техники.

2. Как воевал наш земляк, воспитанник средней школы № 10, Иван Прилепский, вспоминает его однополчанин, Кириллов И.Н.:

«В конце 1942 года воинская часть легких ночных бомбардировщиков прибыла на Ленинградский фронт. С первых боевых вылетов Иван Прилепский проявил мужество и героизм, зарекомендовал себя смелым лётчиком. Командир поручал ему самые ответственные, самые опасные задания.

3. Ни разу не было, чтобы Иван не выполнил задания или выполнил его плохо, несмотря на немецкие прожектора и яростный огонь зениток. Всего он совершил 289 боевых вылетов, лично сбил не один десяток самолётов противника».

1. А его друг, бывший штурман звена бомбардировщиков, после войны журналист Тюльников Лев Константинович в своём письме вспоминает следующее: « В марте 1943 года под Ленинградом возобновились жестокие бои. Немцы никак не хотели смириться с прорывом блокады и делали всё, чтобы снова замкнуть её. Мстя за своё поражение, они усилили обстрел города. Борьбу с вражескими батареями ночью, кроме наших артиллеристов, вели и мы – лётчики. Однажды, несмотря на сильный зенитный огонь, мы прорвались к вражеским батареям и заставили их замолчать, сбросив на них смертельный боевой груз. Первым на цель ушёл Иван Прилепский со штурманом Александром Трофимовым. И им досталось больше всех. В его самолёте мы насчитали 96 осколочных пробоин. Иван был ранен в руку, плечо и голову, но дотянул до цели, и бомбы были сброшены прямо на стреляющую вражескую батарею. После этого осколками зенитных снарядов был перебит трос управления рулём поворота. Но всё же, собрав последние силы, Иван сумел довести самолёт до аэродрома и безукоризненно произвёл посадку машины.

2. Тут же Прилепский был отправлен в госпиталь. На его самолёте не было живого места, его бы – в краеведческий музей! Но тогда не до этого было. Самолёт отремонтировали, Ивана подлечили, и он снова стал бомбить фашистов.

3. В конце мая под Ленинградом начались белые ночи, воспетые Пушкиным и Достоевским. Для многих лётчиков эта прекрасная пора закончилась гибелью. На фоне светлого неба советские У-2 стали видны немцам, и они вели прицельный, губительный огонь».

1. Лев Константинович Тюльников в своей книге «О друзьях фронтовиках» пишет: «Зенитный малокалиберный снаряд при отходе от цели разорвался в крыле самолёта Прилепского. Образовалась метровая брешь. Но не такой человек был Иван, чтобы паниковать! Раненый, он посадил самолёт на свой аэродром.

За мужество и образцовое выполнение заданий Иван Прилепский был награждён медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда», орденами Отечественной войны 1 степени и двумя орденами Красного Знамени.

2. Иван Иосифович Прилепский погиб в Прибалтике в октябре 1944 года смертью героя, направив свой горящий самолёт на скопление вражеской техники.

Никогда не изгладятся из памяти народной героические деяния советских людей в годы Великой Отечественной войны.

3. Вечная слава… Эти волнующие, огненные слова приходят на память, когда проходишь по площади Героев, где у обелиска Вечной Славы захоронена Книга с именами 5843 липчан, павших смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны, и где зажжён Вечный огонь.

1. Есть там и имя Ивана Иосифовича Прилепского, выпускника средней школы № 10 1941 года.

Опять война, 
Опять блокада, — 
А может, нам о них забыть? 
Я слышу иногда: 
«Не надо, 
Не надо раны бередить. 
2. Ведь это правда, что устали 
Мы от рассказов о войне. 
И о блокаде пролистали 
Стихов достаточно вполне». 
И может показаться: 
Правы 
И убедительны слова. 
Но даже если это правда, 
Такая правда 
Не права! 
3. Я не напрасно беспокоюсь, 
Чтоб не забылась та война: 
Ведь эта память — наша совесть. 
Она, как сила, нам нужна.