Конкурс «Учитель года» Тукуева А.А.
Тема: Бессоюзное сложное предложение. Интонация в бессоюзном сложном предложении.
Цели: создание условий для личностной самореализации каждого учащегося в процессе изучения новой темы, создание условий для самостоятельного поиска знания; способствовать развитию ключевых ( метапредметных) компетенций.
Задачи:
Образовательные:
Показать особенности бессоюзных сложных предложений.
Закреплять умение определять смысловые отношения между простыми предложениями в сложных союзных предложениях.
Формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП.
Развивающие:
Развитие умения логически, аргументировано излагать свои мысли.
Совершенствовать пунктуационные навыки.
Развитие рефлексивных умений обучающихся через анализ собственных достижений на уроке.
Воспитательные:
Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП.
Развитие у учащихся бережного отношения к матери.
Планируемые результаты:
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Метапредметные: самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии.
Предметные: уметь различать характер смысловых отношений между простыми предложениями в составе БСП; уметь определять интонационные особенности этих предложений; уметь производить замену бессоюзной конструкции сложносочиненным или сложноподчиненным предложением.
Место урока в планировании: вводный урок раздела «Бессоюзные сложные предложения.
Используемый УМК: учебно-методический комплекс по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы
Тип урока: урок формирования знаний.
Форма урока: урок - исследование с использованием активных форм работы.
Формы организации работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная деятельность, групповая и парная.
Методы организации работы: беседа, составление блочной схемы сложных предложений, анализ грамматического материала через его исследование, лингвистический эксперимент, взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка.
Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, ПК, рабочие тетради на печатной основе по данной теме с заданиями, оценочный лист, раздаточный материал (интеллект- карта, таблица), афоризмы ( для этапа мотивации и рефлексии).
Организация учебного пространства: деление класса на зоны, оформление классной доски и кабинета.
Используемые технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося; учебно-исследовательской деятельности.
Методы мотивирования учебной активности: привлечение полученных ранее знаний для формулирования новых понятий, формирование личной мотивации, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации учащегося.
Критерии достижения целей и задач урока: понимание учащимися вопросов и заданий, достаточно успешное выполнение заданий, положительный эмоциональный фон урока, слаженность учебной деятельности, заинтересованность в работе, удовлетворение учащихся от проделанной работы и полученных результатов.
План урока
Организационный этап.
Цели: установление взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса на уроке, создание благоприятной психологической атмосферы урока, установление эмоционального доверительного контакта.
Мотивирование к учебной деятельности.
Цели: создание условий для мотивации каждого учащегося на личностный успех, к работе на уроке.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цели: включение учащихся в активную познавательную деятельность для воспроизведения знаний обучающихся, необходимых для овладения новым материалом, оценка уровня подготовленности учащихся, коррекция их знаний и умений, целеполагание.
Выявление места и причины затруднения.
Цели: подведение учащихся к выявлению и фиксированию места и причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: планирование способов решения учебной или проблемной задачи.
Реализация построенного проекта.
Цель: использование для решения исходной задачи построенного проекта.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (мин)
Цель: установить первичный уровень усвоения нового материала.
Домашнее задание (мин)
Цель: мотивировать выполнение дополнительного домашнего задания для подготовки к итоговой аттестации.
Подведение итогов.
Цель: определение уровня затруднений по изучаемой теме, построение дальнейшей траектории развития по изучаемой теме.
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: осуществление учащимися рефлексии учебной деятельности: определение уровня собственных достижений.
Ход урока
Организационный этап.
- Здравствуйте. Меня зовут Альбина Асановна, я учитель школы а. Абрам-Тюбе , проведу у вас урок русского языка.
- А с вами, я думаю, буду знакомиться в течение урока. 1 слайд
- Удивительна наша жизнь. Еще вчера мы не догадывались о существовании друг друга, а сегодня нам предстоит совместное дело. «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку»,- так говорил Ральф Эмерсон, американский поэт, философ. ( Обратить внимание ребят). ( Высказывания, используемые на уроке, развешены по кабинету) 2 слайд
- Перед вами рабочие тетради. Запишите свои данные и дату. На каждом этапе урока вы будете оценивать уровень вашего участия в учебной деятельности, выставляя в соответствующий раздел знак «+»
2. Мотивирование к учебной деятельности.
- Обратите внимание на слова, которые я использую в качестве своего статуса про успех в социальных сетях. А как вы их понимаете?
«Есть желание - будут возможности.
Будут действия - появится результат».
(Высказывания ребят).
- Как вы думаете, почему именно это высказывание взято к сегодняшнему уроку?
- Великая ценность образования – это не знания, а действия, - утверждал
Герберт Спенсер, английский философ и педагог. Так давайте начнем действовать.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Целеполагание.
Задание 1 «Мозговой штурм»/ Работа со “слепой схемой” (Приложение)
– Восполните недостающие компоненты схемы (один ученик у доски).
- Какие виды сложных предложений вам известны? (союзные и бессоюзные)
- Дайте определение сложносочиненному предложению.
( ССП – сложное союзное предложение. Состоит из нескольких независящих друг от друга простых предложений, (равноправных) связанных сочинительной связью при помощи сочинительных союзов, которые находятся между частями простых предложений, и интонации).
– Дайте определение сложноподчиненному предложению.
( СПП – сложное союзное предложение. Состоит из главного и придаточных (зависимых) простых предложений, связанных подчинительной связью, при помощи подчинительных союзов, союзных слов и интонации)
- Какие виды СПП вам известны?
- Чем могут отличаться ССП, СПП от предложений подобных конструкций? (смысловыми отношениями)
- Зафиксируйте главную информацию о ССП И СПП в рабочей тетради, записав ключевые понятия.
- Оцените степень своего участия в учебном действии.
Этап | Учебная деятельность | Знаю | Затрудняюсь | Не знаю |
-
| Повторение пройденного материала | | | |
- О каком предложении не хватает информации в схеме? Она вам необходима? Для чего? (экзаменационные задания)
- Значит, речь сегодня пойдет речь…? (О бессоюзных сложных предложениях) 3 слайд
- Как можно получить необходимую информацию? (варианты ответов: прочитать в учебнике, самостоятельно рассмотреть БСП)
- На что должны опираться? (на изученный материал).
- Запишите тему урока «Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП».
- Определите цели урока, дополнив фразы: 4 слайд
Учиться … находить БСП.
Узнать … об особенностях БС предложений.
Тренироваться…. в интонировании БС.
- Запишите в рабочей тетради свою цель, которую вы хотите достигнуть на уроке.
Задание 2. Парная работа ( Ученики работают в рабочих тетрадях)
УЗ: выяснить с помощью чего связаны части сложных предложений; поставить недостающие знаки препинания; определить вид сложного предложения; графически объяснить расстановку знаков препинания в частях сложных предложений
- Какой алгоритм будете использовать при анализе СП? 6 слайд
1. Найти основы предложений.
2. Определить союз (союзное слово).
3. Определить смысловые отношения между частями.
4. Если необходимо, задать вопрос и определить вид придаточного.
Понял он что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
Есть одна старая, мудрая притча о том насколько безграничной и самоотверженной бывает сила материнской любви.
Чуткое сердце матери уловило что-то тревожное когда ее сын рассказал ей о своих чувствах.
Материнская любовь – это любовь которая безмерна и безгранична.
Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.
Страданий матери моей описать невозможно но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли.
Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться.
Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму.
7 слайд
Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.(СПП с придаточным изъяснительным, сравнительный оборот)
Есть одна старая, мудрая притча о том, насколько безграничной и самоотверженной бывает сила материнской любви.(СПП с придаточным изъяснительным, однородные определения)
Чуткое сердце матери уловило что-то тревожное, когда ее сын рассказал ей о своих чувствах. (СПП с придаточным обстоятельственным времени)
Материнская любовь – это любовь, которая безмерна и безгранична.(СПП с придаточным определительным, тире между подлежащим и сказуемым)
Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.(БСП, однородные сказуемые)
Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли.(ССП, однородные подлежащие)
Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. (БСП, обособленные определения, однородные определения и сказуемые)
Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (БСП, однородные сказуемые)
- Заполните таблицу
8 – 9 слайды
ССП | СПП | БСП |
6 | 1, 2, 3, 4 | 5, 7, 8 |
Оцените свою деятельность.
Этап | Учебная деятельность | Выполнил безошибочно | Выполнил с ошибками | Испытывал большие затруднения |
-
| Пробное действие | | | |
- Почему предложения 5, 7, 8 бессоюзные? (нет союзов и союзных слов)
- Тогда чем могут быть связаны простые предложения в составе БСП? (интонацией и по смыслу)
! – БСП отличаются особой выразительностью. Отсутствие союзов в бессоюзных сложных предложениях компенсируется интонацией.
- Какую особенность БСП заметили? Какие знаки препинания расставлены в БСП?
- Прочитайте вывод.
!- Интонация в БСП обозначается на письме разнообразными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. 10 Слайд
4. Выявление места и причины затруднения.
- Встречались ли вы с проблемой выбора пунктуационного знака в ССП И СПП? (нет)
- Достаточно ли определить, что предложение сложное для бессоюзного, найдя основы простых предложений, чтобы поставить знак препинания между частями БСП?
- Знаете ли вы, что будет определять выбор того или иного знака препинания в БСП? (нет)
5. Построение проекта выхода из затруднения
- Что должны сделать? (узнать)
- Как узнать? К чему прибегают ученые-лингвисты в случаях сомнения? (к исследованиям, к экспериментам)
- Можем ли мы таким способом найти истину? Что будем исследовать? (БСП) Как? (анализ предложения)
6. Реализация построенного проекта.
- Начнем исследование. Составьте схемы этих предложений (трое учащихся у доски, остальные в рабочих тетрадях). 11 слайд
Оцените свою деятельность.
Этап | Учебная деятельность | Выполнил безошибочно | Выполнил с ошибками | Испытывал большие затруднения |
-
| Анализ БСП | | | |
- Какие же предложения называются бессоюзными сложными? Что такое БСП?
- Посредством чего соединяются части БСП? (Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, части которого объединены между собой только по смыслу, интонационно).
- Допишите слова в определение (рабочая тетрадь).
Бессоюзные сложные предложения - это_________________ предложение, в котором _____________предложения объединены между собой только _________________ и _______________.
- Почему не связаны, а объединены? (более или менее равноправны).
- Прочитайте вывод. ( в р/т)
! – Части бессоюзного сложного предложения формально независимы. Однако на самом деле части БСП неравноправны по смыслу.
Оцените уровень выполнения учебной задачи
Этап | Учебная деятельность | Выполнил безошибочно | Выполнил с ошибками | Испытывал большие затруднения |
-
| Первичное обобщение | | | |
- Прочитайте данные предложения. Определите смысловые отношения частей БСП. Запишите в тетрадь (напротив схем)
-Чем и как определяются смысловые отношения между частями БСП в устной речи? (интонацией)
5 предложение – одновременность действий
- Какой вид сложного предложения выражает одновременность? (ССП)
- Можно ли это БСП заменить ССП? С каким союзом? Какой знак препинания ставим в ССП?
7 предложение – последовательность действий
- Каким синонимичным сложным предложением можно заменить?
- Произведите замену БСП. Какое предложение получилось?
8 предложение – значение причины, пояснения.
Оцените уровень выполнения учебной задачи
Этап | Учебная деятельность | У меня получается | Испытываю затруднения | Не получилось |
-
| Анализ БСП | | | |
- Прочитайте вывод.
! - В устной речи смысловые отношения между частями БСП определяются интонацией.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
ПВ: Могут ли интонация и значение влиять на выбор знака препинания?
- Проведем лингвистический эксперимент.
Задание 3. Лингвистический эксперимент. 12 слайд
- Автор следующих поэтических строчек Андрей Дементьев так расставил знаки препинания.
- Прочитайте отрывок с соответствующей интонацией.
1) Не оставляйте матерей одних.
Они от одиночества стареют.
Среди забот, влюбленности и книг
Не забывайте с ними быть добрее.
- Объясните графически постановку запятой во втором предложении. (однородные дополнения).
- Какие простые предложения можно объединить в БСП?
- Объедините простые предложения в БСП.
- Какой знак или знаки можно было бы поставить между первым и вторым простыми предложениями в составе БСП?
- На что вам необходимо обратить внимание? (на интонацию)
Индивидуальная работа
УЗ: запишите БСП, определив знак препинания.
- За помощью вы можете обратиться к материалу параграфа 32 на странице 124-12, к таблице « Бессоюзное сложное предложение» или интеллект-карте, составленной в программе Xmind моими учениками. (Приложение) 13-14 слайды
Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.(последовательность)
Не оставляйте матерей одних -
Они от одиночества стареют.( следствие)
Не оставляйте матерей одних:
Они от одиночества стареют.(причина)
- Возможна ли в них постановка разных знаков препинания?
- Как преодолели затруднение?
- Какими способами воспользовались? Какой оказался эффективным?(подстановка сочинительного или подчинительного союза).
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания?
- Прочитайте вывод. 15 слайд
! Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.
Оцените уровень выполнения учебной задачи
Этап | Учебная деятельность | У меня получается | Испытываю затруднения | Не получилось |
-
| Лингвистический эксперимент | | | |
- Ознакомьтесь со следующей информацией. Работа с ней вам предстоит на последующих уроках. 16 слайд
Виды интонации и смысловые отношения в БСП.
Части бессоюзного предложения могут иметь значения: одно-временности, последовательности, сравнения, условия, причины, следствия, времени; они могут дополнять или пояснять первую часть предложения; части могут быть противопоставлены друг другу.
- Чтобы закрепить умение определять отношения между частями БСП, вы можете воспользоваться ЭОРами, ссылки на них я указала в рабочих тетрадях. 17 слайд
Воспитательный аспект урока
- Какую особенность предложенного на уроке материала вы заметили?
- Определите ключевые слова в предложениях и тексте. 18 слайд
- Какая тема может объединить эти предложения? (любовь матери, материнская любовь)
- Какая она - материнская любовь?
- При выполнении задания 15.3 КИМов необходимо написать сочинение-рассуждение на эту тему «Что такое материнская любовь?» Я предлагаю вам выполнить это задание или задание 15.2 в качестве подготовки к ГИА. Свои работы вышлите на мою электронную почту, ссылка на адрес указана в р/т. Комментарий к проверенным работам вышлю обратно. Сочинения можно сдать и своему учителю.
- Сочинение должно быть самостоятельно выполненной работой, отвечать критериям, соответствовать требуемой структуре.
- В какой части сочинения вы могли использовать проанализированный материал?
8. Домашнее задание: изучить параграфы 31-32, упр. 191 (выписать предложения с однородными членами), из предложенного для работы текста выписать бессоюзные предложения, определить значение смысловых отношений.
Этап | Учебная деятельность | Понятно | Необходима консультация | Непонятно |
-
| Домашнее задание | | | |
9. Подведение итогов.
- Что было сегодня на уроке предметом обсуждения?
- Какие новые знания добавились?
-Решили ли поставленные задачи?
- Успехов вам в дальнейшем исследовании БСП. Надеюсь, раздаточный материал вам окажется полезным.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценивание.
- Какие затруднения возникали по ходу урока?
-Что помогло выйти из ситуации затруднения?
- Добились ли вы своей поставленной цели?
- Закончите фразу «Теперь я знаю/ умею, у меня получается…»
- Замените свою самооценку учебной деятельности на уроке на отметку.
- Встаньте и подойдите к тому афоризму, которое определяет ваш выбор.
- Найдите среди них БСП.
- Спасибо за работу и сотрудничество. Желаю вам успешной сдачи экзаменов. И новых дорог, открытий, добрых знакомств и, конечно же, добрых дел.
В заключении хотелось бы сказать словами известного английского публициста Джона Рескина: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена добрым поступком, победой над собой или приобретённым знанием». 19- 20 слайды