Научная конференция
«Инициатива молодых»
«Судьба – быть женой поэта»
(Известная и неизвестная Н.Н. Гончарова)
К 200-летию со дня рождения
Автор: Федотов Глеб
учащийся 11 класса
«МОУ ООШ с. Жадовка»
Научный руководитель:
Ляшенко Людмила Владимировна
учитель русского языка и литературы
Жадовка 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………...3
Основная часть.
Судьба – быть женой поэта
2.1. «…Чистейшей прелести чистейший образец…» (А.С. Пушкин о
своей жене)…………………………………………………………………...4
2.2. «Поэтическая красота…Пушкиной проникает до
самого…сердца…» (Д.Ф. Фикельмон, внучка Кутузова)…………………6
2.3. «…Бедный Пушкин, жертва легкомыслия, неосторожности и
неразумия этой молодой красавицы…» (Н.М. Карамзин в письме к
сыну)…………………………………………………………………………..7
2.4. «Мы имеем право смотреть на Наталию Николаевну как на
сообщницу Геккернов…» (А.А. Ахматова)………………………………...8
2.5. «…Никакая не Пушкина, а всего лишь Ланская…» (Я. Смеляков,
К.Ваншенкин о жене А.С. Пушкина)………………………………….........9
2.6. «…Жена Пушкина – милое творенье…» (письма Н.Н. Гончаровой к
брату Дмитрию)……………………………………………………………...11
2.7. «…Моя мать бережно, любовно относилась к переписке с отцом…»
(из интервью сына А.С. Пушкина, Александра, в марте 1913 года
газете «Утро России»)……………………………………………………….14
2.8. «…Вы с гордостью оберегали и славу Пушкина, и честь…»
(В. Бершадский, В. Сидоров, Н. Доризо, Ю. Друнина о Н.Н.
Гончаровой)…………………………………………………………………..15
Заключение
«…Оставим же в покое Натали…» - «…Моя Мадонна…»…………………19
Список используемой литературы……………………………………………21
1. Введение
Да интересна каждая мысль, связанная с именем А.С Пушкина.
Светлый гений А.С.Пушкина сопровождает каждого из нас всю жизнь - от первого до последнего дня.
Жизнь и творчество поэта, казалось бы, изучены вдоль и поперёк. И, тем не менее, остаётся много неясного, тёмного, спорного. Ни одной мелочи пушкинской эпохи нельзя оставить без пристального внимания. Все они нужны для того, чтобы узнать, кто такой Пушкин. Жизнь Пушкина прослежена его биографами из месяца в месяц, часто даже изо дня в день. Интерес у пушкинистов вызывает каждая мысль, связанная с именем Пушкина.
До последнего времени, как это ни странно, непроясненной фигурой, имеющей непосредственное отношение к биографии Пушкина, оставалась его жена Наталья Николаевна, самый близкий ему человек. Её имя уже два столетия окружено легендами. Один произносит его с горечью и упрёком, другой же - с любовью и уважением. Уже второе столетие люди задают один и то же вопрос: «Кто же она, Наталья Гончарова? Светлая ли барышня, прекрасная и глупая, как цветок прекрасных оранжерей? Хищница ли, выпускающая острые коготки из бархатных лапок? Царственно ли равнодушная красавица балов в Аничковым дворце или оклеветанная светским кругом «Мадонна», трогательно ухаживающая за смертельно раненым мужем?» С портрета А.П.Брюллова загадочно смотрят на нас миндалевидные глаза черноволосой красавицы с жемчужными обнажёнными плечами и гибкой шеей.
2. Основная часть
Судьба – быть женой поэта
«…Чистейшей прелести чистейший образец…»
( А. С.Пушкин о своей жене)
Но кто же она была на самом деле? Став женой Пушкина, Наталья Николаевна достойно исполняла эту нелёгкую роль. Пушкину нравилось, как она домовито хозяйничает, расчётливо спорит с книгопродавцами из-за денег, рожает детей одного за другим, блистает на балах. Он хотел бы её видеть тихой хозяйкой в деревенском доме далеко от столицы и звездой петербургского бала, ослепительной и неприступной. Он не задумывался, по силам ли это ей, московской барышне, вдруг ставшей женой первого поэта России. Она была первой красавицей «роскошной, царственной Невы», хозяйкой большого дома, без денег, с дерзкими слугами, болеющими детьми. Многое из того, что мы знаем о её жизни, свидетельствует не в её пользу. Но есть ли что на свете обманчивее очевидности. Лучше верить пушкинскому чувству, чем неоспоримым свидетельствам её жестокого легкомыслия. Пушкин, во всяком случае, знал о ней то, что не подозревал никто из нас.
Он нежно любил свою жену. Для него она была чистейший прелестнейший образец. Ей, невесте, он посвятил свою прекрасную и вдохновенную «Мадонну»:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель-
Она с величием, он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
( «Мадонна », 1830 год)
Однако отношение к жене определяется не только стихами. Чтобы лучше понять дружественное, заботливое и душевное отношение Пушкина к жене, надо почитать его письма к ней. «Письма больше чем воспоминания: на них запеклась кровь событий, это - само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное» (Герцен).
«Пожалуйста, не требуй от меня нежных, любовных писем. Мысль, что мои письма распечатываются и прочитываются на почте, в полиции и т.д.- охлаждает меня, и я поневоле сух и скучен» (письмо Пушкина к жене от 30 июля 1834 года).
И, тем не менее, чувство пробивается сквозь оковы: « Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнивать нельзя на свете - а душу твою я люблю ещё более твоего лица».
«Но в то же время при чтении этой переписки поражает одно обстоятельство. Блестящий собеседник, умница и острослов, Пушкин становится совсем иным человеком, как только берётся за перо, чтобы писать жене. Он не то что тускнеет, не то что притупляет свой обычный стиль, но во всех высказываниях чувствуется какая-то внутренняя затруднённость человека, которому не всегда удаётся найти нужный тон, нужное слово. Он скрывает это за привычной ловкостью ни к чему не обязывающего светского разговора. Так говорят с детьми, стараясь снисходительно войти в круг их узких интересов», - таково мнение Всеволода Рождественского.
«Поэтическая красота…Пушкиной проникает
до самого …сердца…»
(Д.Ф.Фикельман, внучка Кутузова)
Описание Наталии Николаевны, сделанное в дневнике приятельницы Пушкина, внучки Кутузова, умной и тонкой графини Д.Ф.Фикельмон: «Это очень молодая и красивая особа, тонкая, стройная, высокая - лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхолическим выражением,- глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные. Взгляд не то чтобы косящий, но неопределённый, тонкие черты, красивые чёрные волосы».
Некоторое время спустя Дарья Фёдоровна возвращается к внешности жены Пушкина: «Она очень красива, и во всём облике есть что-то поэтическое - её стан великолепен, черты лица правильны, рот изящен, и взгляд, хотя и неопределённый, красив; в её лице есть что-то кроткое и утончённое». И ещё две недели спустя графиня Фикельмон опять записывает свои впечатления: «Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и притягательное во всём её облике - эта женщина не будет счастлива, я в этом уверена! Она носит на челе печать страданий. Сейчас ей всё улыбается, она совершенно счастлива, и жизнь открывается перед ней блестящая и радостная, а между тем голова её склоняется, и весь её облик как будто говорит: «Я страдаю». Но и какую же трудную предстоит ей нести ношу: быть женой поэта, и такого поэта, как Пушкин».
«…Бедный Пушкин, жертва легкомыслия,
неосторожности и неразумия этой молодой
красавицы…» (Н.М.Карамзин в письме к сыну)
Эти записи 1831 года несколько дополняются новыми впечатлениями, записанными Долли Фикельмон год спустя: «Госпожа Пушкина, жена поэта, пользуется самым большим успехом, невозможно быть прекраснее, не иметь более поэтическую внешность, а между тем у неё не много ума и даже, кажется, мало воображения». Это мнение об уме Гончаровой превратилось в устойчивое, непререкаемое: «Наш добрый, наш великий Пушкин должен был бы иметь совсем другую жену, более способную его понять и более подходящую к его уровню…- пишет Карамзин сыну.- Бедный Пушкин, жертва легкомыслия, неосторожности и неразумия этой молодой красавицы, которая ради нескольких часов кокетства не пожалела его жизни. Не думай, что я преувеличиваю, я ведь её не виню, как не винят детей, когда они по неведению или необдуманности причиняют зло».
На имя Натальи Николаевны была брошена зловещая тень. Как ни странно, в числе людей, мягко говоря, недоброжелательно относившихся к Пушкину и его жене, мы видим и тех, которые всегда считались близкими семье поэта. Это П.А.Вяземский и Н.М.Карамзин.
После смерти Пушкина в письме к великому князю Михаилу Павловичу (а по существу самому императору) Вяземский, старался убедить его в политической благонадёжности Пушкина, а главным образом - писал, что причиною его (Пушкина) смерти было легкомысленное поведение Натальи Николаевны.
« Мы имеем право смотреть на Наталию
Николаевну как на сообщницу Геккернов…»
(А.А.Ахматова)
В этом с ним солидарна Анна Ахматова. О Наталии Николаевне она пишет остро и резко: «Пушкин спас репутацию жены. Его завещание хранить её честь было свято выполнено. Но мы, отдалённые потомки, живущие во время, когда от пушкинского общества не осталось камня на камне, должны быть объективны. Мы имеем право смотреть на Наталью Николаевну как на сообщницу Геккернов в преддуэльной истории. Без её активной помощи Геккерны были бы бессильны». И в соответствии с этим А.Ахматова рисует портрет Наталии Николаевны: «Из этого следует, что Пушкин не имел ни малейшего влияния на жену, что она делала всё, что хотела, никак и ни с кем не считалась: разоряла, мешала душевному спокойствию, не пустила к себе его умирающую мать, привела в дом своих сестёр, нанимала дорогие дачи и квартиры, забывала его адрес, когда он уезжал, и без устали повествовала о своих победах, жаловалась Дантесу на его ревность.
Ахматова не прощает Гончаровой ничего, ведь Наталия Николаевна, по её мнению, ставила под удар Пушкина.
Так создаётся образ пустой, взбалмошной женщины, бесконечно далёкой от всего того, чем жил гений Пушкина.
2.5. «…Никакая не Пушкина, а всего лишь Ланская…»
(Я.Смеляков, К.Ваншенкин о жене А.С.Пушкина)
В один из дней 1958 года Ярослав Смеляков вызвал Наталью Николаевну… на суд.
Уйдя с испугу в тихость быта,
Живя спокойно и тепло,
Ты думала, что всё забыто
И всё травою заросло.
Ещё живя в сыром подвале,
Где пахли плесенью углы,
Мы их по пальцам сосчитали,
Твои дворцовые балы…
Мы не забыли и сегодня,
Что для тебя, дитя балов,
Был мелкий шёпот старой сводни
Важнее пушкинских стихов.
Казалось, стихотворение написано во время Пушкина. Словно всего год какой-то прошёл с того вьюжного и страшного дня на Чёрной речке, и боль не успела остыть, и сердце не смягчилось временами, не привыкло прощать.
Стихи как перчатка, брошенная в лицо недавно ушедшей из жизни
женщине. Как большой художник, Ярослав Смеляков смутно чувствовал, что в его стихотворении есть ноты, для него самого трудно сочетаемые с образом Гончаровой. Тогда и появилось «Извинение перед Натали»:
Теперь уже не помню даты-
Ослабла память, мозг устал,-
Но дело было: я когда-то
Про Вас бестактно написал.
Я Вас прошу теперь покорно
Ничуть злопамятной не быть
И тот стишок, как отблеск чёрный,
Средь развлечений позабыть.
Ах, Вам совсем не трудно это:
Ведь и при жизни Вы смогли
Забыть великого поэта-
Любовь и горе всей земли.
Но есть в этом послании и другие строки:
Его величие и слава,
Уж коль по чести говорить,
Мне не давали вовсе права
Вас и намёком оскорбить.
И всё же извинения не получалось. Ведь за просьбой - «…Я Вас теперь прошу покорно Ничуть злопамятной не быть И тот стишок, как отблеск чёрный, Средь развлечений позабыть.»- следует беспощадное:
Ах, Вам совсем не трудно это:
Ведь и при жизни Вы смогли
Забыть великого поэта-
Любовь и горе всей земли…
Мы ощутимо видим в стихах разлад между голосом логики и голосом сердца.
Со Смеляковым перекликается Константин Ваншенкин своим стихотворением «Жена Пушкина», в котором с горечью говорит о короткой памяти Гончаровой, так быстро забывшей «российского гения»:
Эти сумерки снежные,
Полоса белых кровель.
Эти комнаты смежные,
Страшный пушкинский профиль.
А в дому не натоплено,
Свечек жёлтые блики.
А добра-то накоплено-
Лишь одни только книги.
Двери настежь. Рыдание.
И над Мойкой - копыта…
Это давнее, дальнее,
Как сквозь сон, позабыто.
Вспомнит вдруг на мгновение,
Когда снег или стужа,
Не российского гения-
Непутёвого мужа,
За гардиной опущенной
Генерала лаская,
Никакая не Пушкина,
А всего лишь Ланская.
Словно распахнулись двери в историю так, что чувствуешь и нежаркий пламень свечей, и шорох бального платья во дворце императора, и колючий холод позёмки.
«…Жена Пушкина – милое творенье…»
( письма Н.Н.Гончаровой к брату Дмитрию)
Но неужели на самом деле Гончарова так легко и быстро забыла своего «непутёвого» мужа?
Событием для всех, кто любит поэзию, была серия публикаций в 1971 году по новым материалам, связанным с Н.Н.Пушкиной. И.Ободовской и М.Дементьевым были опубликованы письма Н.Н.Пушкиной, написанные при жизни поэта. В свете этой находки образ «Натали» требовал решительного пересмотра. В этих письмах впервые перед нами предстал её образ в совершённо новом освещении. «Они явились первыми подлинными и на сегодняшний день,- по словам И.Ободовской и М.Дементьева,- уникальными документами, позволившими нам понять, почему Пушкин, по его словам, любил душу этой женщины более красивого лица, почему он говорил о ней: «Жена моя прелесть, и чем долее я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед богом». Исследователи так же приводят письма родственников Натальи Николаевны и поэта, их друзей. «Жена Пушкина - милое творение. И он с ней мне весьма нравится. Я более и более радуюсь тому, что он женат. И душа, и жизнь, и поэзия в выигрыше»,- писал Жуковский А.И.Тургеневу.
24 сентября 1831 года Д.Н.Гончаров, брат Натальи Николаевны, писал своему деду Афанасию Николаевичу: «Ната обожает своего мужа, который так же её любит». Перекликаясь с ними, появляется стихотворение Всеволода Азарова «Жена»:
Фотография Натали
Приоткрылась недавно взглядом.
Ты её теплом надели,
Приобщи к дорогому ряду.
Сколько яда, сколько чернил,
Истребить, осквернить хотели
Ту, которую он любил,
За кого погиб на дуэли.
Да, в новонайденных письмах Гончаровой, адресованных брату, мы видим впервые «ту, что душу дала стихам, ту, что жизнь подарила детям», как заботливую мать и хозяйку дома. Наталья Николаевна в своих письмах часто пишет о детях и о своих хозяйственных распоряжениях. Обращает на себя внимание высказывание Натали о светском обществе. Если её сёстры с восторгом пишут брату о балах и своих успехах в великосветских гостиных, то Наталья Николаевна говорит об окружавшем её обществе всего один раз, и этот отзыв носит критический характер. «Тесная дружба редко возникает в большом городе,- говорит она,- где каждый вращается в своём кругу общества, а главное имеет слишком много развлечений и глупых светских обязанностей, чтобы хватало времени на требовательность дружбы». Это высказывание имеет, несомненно, большое значение для характеристики образа жены поэта.
А чего стоит хотя бы одно письмо 1836 года, адресованное брату: «Я считаю своим долгом помочь мужу в том затруднительном положении, в котором он находится: несправедливо, чтобы вся тяжесть расходов моей большой семьи падала на него одного.
…Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми мелкими хозяйственными хлопотами, и без того я вижу, как он печален, подавлен, не спит по ночам и, следовательно, в подобном состоянии не может работать, чтобы обеспечить нам средства к существованию: для того, чтобы он мог сочинять, голова его должна быть свободна.
…Мой муж дал мне столько доказательств своей деликатности и бескорыстия, что будет совершенно справедливо, чтобы я с своей стороны постаралась облегчить его положение…Я прошу у тебя одного одолжения без ведома моего мужа, так как если б он знал об этом, то, несмотря на затруднительное положение, в котором он находится, он помешал бы мне это сделать…»
И вот мы увидели Натали в заботах о пушкинских изданиях, о бумаге, которая нужна для «Современника». «Мой муж поручает мне, дорогой Дмитрий,- пишет она брату 18 августа 1835 года,- просить тебя сделать ему одолжение и изготовить для него 85 стоп бумаги по образцу, который я тебе посылаю в этом письме. Она ему нужна и как можно скорее». Пушкин во время свого отсутствия нередко давал жене поручения по издательским и другим делам: «Мой ангел, одно слово,- начинает письмо Пушкин 11 октября 1832 года,- съезди к Плетнёву и попроси его, чтобы он к моему приезду велел переписать из собрания законов (год 1773, 1774 и 1775) все указы, относящиеся к Пугачёву. Не забудь!!!»
«Пиши мне … новости политические: я здесь газет не читаю… что делается на белом свете».
С такой просьбой «пиши мне…новости политические» к «куклам», не умным людям, не друзьям не обращаются.
2.7. «…Моя мать бережно, любовно относилась
к переписке с отцом…» (из интервью сына А.С.Пушкина,
Александра, в марте 1913 года газете «Утро России»
О многом могли бы нам рассказать письма Натальи Николаевны к Пушкину. Но они давно стали легендой. Они исчезли, будто никогда не существовали. Тайна пропавших писем, которые могли бы осветить затенённые страницы последних лет поэта и вместе с тем полнее ознакомить и с личностью его жены, волнует всех любителей русской литературы. Но следы писем затерялись. Мы знаем только то, что Наталья Николаевна очень дорожила этими письмами, что очевидно из интервью, которое дал А.А.Пушкин, сын поэта, в марте 1913 года сотруднику московской газеты «Утро России»:
«Моя мать бережно, любовно относилась к хранившейся у неё переписке с отцом. Умирая, она словесно завещала нам, детям, хранить эту переписку».
«…Вы с гордостью оберегали и славу Пушкина,
и честь…» (В.Бершадский, В.Сидоров, Н.Доризо, Ю.Друнина
о Н.Н.Гончаровой)
Легенда о бездушной, легкомысленной красавице пошатнулась. И сразу появились стихи Виктора Бершадского «Оправдание Натали».
Но как бы при дворе не лгали,
Подмешивая к яду лесть,
Вы с гордостью оберегали
И славу Пушкина, и честь!
Себя вы в петербургском свете
С таким достоинством вели,
Что я из нашего столетия
Благодарю Вас, Натали!
Но эта благодарность никак не «подводила черту» в поэтической дискуссии. «В Доме писателей на улице Герцена,- рассказывает нам А.Ёлкин в книге «Одна тропинка из тысячи»,- шёл творческий вечер журнала «Москва». Поэт Валентин Сидоров сменил закончившего своё выступление Владимира Солоухина:
- Я вам прочту несколько необычные стихи,- помолчав, обратился он к залу.- - Стихи о Наталье Пушкиной. Меня всегда мучил вопрос- какая она была в действительности? Каков её образ, характер…
Строками, полными печали,
К Вам обращались с давних пор,
Вас укоряли, обличали,
Вам выносили приговор
Вас поучали столь исправно,
Как будто право обрели
Звать не Натальей Николаевной,
А фамильярно – Натали.
Но глохнет ропот монотонный…
А мне довольно одного:
Вы были пушкинской мадонной,
Вы были музою его.
На лице сидевшего рядом с Ёлкиным Николая Доризо (он должен выступать следующим) вдруг появилась растерянность. Набросав что-то в блокнот, он вырвал листок и передал Ёлкину: «Интересная ситуация получается. Я тоже сейчас хотел читать стихи о Наталье Гончаровой. Стихи только что родившиеся – я их не успел прочитать даже близким друзьям.. Придется их не читать. А ты как думаешь?»
«Наоборот! Читать! Это же здорово! Два взгляда на давний спор. Второй такой ситуации – держу пари - никогда не будет. Очень прошу, прочти!»
Доризо прочёл записку, задумался. Но, всё же, выйдя на трибуну, читал совсем другие стихи».
В спор наших современников неожиданно вторгся голос Марины Цветаевой. «Советский писатель» издал её лирическую исповедь «Мой Пушкин». К мнению Цветаевой не прислушаться было нельзя - её поэтический авторитет очень весом. Да и раздумья её воспринимались не как давно отзвеневшее эхо отошедших и умерших дискуссий, а как сегодняшняя, ещё не остывшая полемика. Через некоторое время поэт, Владимир Торопыгин скажет о ней:
Цветаева скажет через столетье,
Щемяще и гордо скажет: - Мой Пушкин!-
Как будто жила с ним одною семьёю.
А всем известно, что Гончарова
Такое ни разу не говорила…
А.Ёлкин вспоминает ночной звонок Николая Доризо, трубка содрогалась от эмоций:
«»Нет, ты только послушай, что она пишет!.. (Дело происходило после выхода в свет работы «Мой Пушкин»). Что она пишет о Натали: «За кого же… выходила Гончарова? По Цветаевой, она «выходила» за «некрасивого», «нелюбимого». «Такие красавицы разорять созданы…». «Гончарова вышла за Пушкина без любви. По равнодушию красавицы. Шаг куклы, а может быть, и с тайным содроганием».
А у Пушкина- «Душа твоя ещё прекрасней». Это о той же Натали.
А что у Цветаевой: «Безучастность к его славе…», «Дурная жена, не хуже другой…», «Было в ней одно - красавица…», «Кукла, орудие судьбы», «Зал и бал - единственная родина Гончаровой…». Богиню Цветаева превращает в куклу.
Стремление к объективности чувствуется в новых стихах Ю.Друниной, посвящённых Н.Н.Пушкиной:
Ах, просто ли испить такую чашу?-
Подругой гения вдруг стать в семнадцать лет?..
Наталья Николаевна, Наташа,
И после смерти Вам покоя нет.
Была прекрасна – виновата, значит,
Такое ясно каждому, как день.
И негодуют, сетуют, судачат,
И судят - рядом все, кому не лень.
А просто ли испить такую чашу?
И так ли весело и гладко шли
Дела, у той, что сёстры звали Ташей,
А мы «великосветски!»- «Натали»?
Бледна, тонка, застенчива,- Мадонна,
Как будто бы сошедшая с холста.
А сплетни, анонимки- всё законно:
Всегда их привлекала красота.
Но повторять наветы нам негоже.
Забыли мы, что, уходя с земли,
Поэт просил Наташу не тревожить-
Оставим же в покое…Натали…
Заключение
« …Оставим же в покое Натали…» - «…Моя Мадонна…»
Я вполне согласен с мнением Николая Доризо, который присоединяется к Ю.Друниной: «У Натали много было прокуроров. Мне хочется быть её адвокатом,- говорит он,- Почему? Насколько Гончарова была сильна при жизни поэта, настолько бессильна после смерти перед пушкинской славой. Если писать о её судьбе, то только о трагедии жизни её и смерти, и бессмертии. Ибо она бессмертна,- от этого тоже никуда не уйдёшь. Жизнь именно «отомстила» ей бессмертием. Разве стали бы спорить потомки о поступках обыкновенной женщины, ушедшей из жизни более 100 лет назад? Или осуждать женщину за то, что она после смерти мужа вышла замуж? Но Гончарову судят. И она бессильна перед этим судом».
Легенда историко-биографическая умирает. Почему же живёт и, судя по всему, будет жить ещё долго легенда поэтическая?
Наверное, потому, что всё, что касается имени Пушкина, его гибели, всегда будет вызывать самую живую, поэтическую потребность осмысления.
Нескончаема во времени любовь людей к Пушкину. И сколько бы ни прошло лет, в поэзии всегда будут оставаться горечь невосполнимой для России потери, а вместе с ней и страстное желание встать на защиту той, кому Пушкин отдал своё сердце.
Ничто не может заслонить добрых качеств Натальи Николаевны, и тем отвратительней выглядит подлая интрига, разыгранная светской чернью против поэта и его жены. Ничего не было во взаимоотношениях Пушкина с Натальей Николаевной, что бы надрывало их супружеский союз, вносило в него «кризис», взаимное непонимание. Они «предполагали» жить и жить… Семейная жизнь была естественным продолжением безграничного жизнелюбия Пушкина, интереснейшей страницей бытия, которой он восхищался и которую воспевал как «поэзию действительности».
Умирая, Пушкин сказал жене: «Отправляйся в деревню, носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, только за порядочного человека». В 1844 году Наталья Николаевна вышла замуж за генерала П.П.Ланского. Осенью 1863 года от простуды и лёгочного заболевания она скончалась. На кладбище могильная плита, на ней надпись: «Наталья Николаевна Ланская».
Нет! Пушкина! В сознании людском!
Она навек с ним юной обвенчалась.
Не важно, чьей женой была потом,
Она женою Пушкина осталась.
Вообще-то, тема семейной трагедии Пушкина не должна обсуждаться. Сделав её запретной, мы, несомненно, исполнили бы волю поэта.
Но я всё-таки обратился к этой теме, обратился не только потому, что по этому поводу написано столько грубой и злой неправды. А ещё потому, что теперь, благодаря длинному ряду вновь появившихся документов, стало возможным уничтожить эту клевету по отношению к той женщине, которую любил великий поэт России, которую называл «Моя Мадонна». Для меня, несомненно, одно: Наталья Николаевна была женщиной, достойной любви А.С.Пушкина.
Список использованной литературы
1. Е.И.Высочин. «Образ бережно хранимый», Москва, «Просвещение»,
1989 год
2. М.Дементьев, И.Ободовская. « Наталья Николаевна Гончарова», Москва,
«Советская Россия», 1985 год
3. Дуэль и смерть Пушкина. Исследование и материалы, Москва, «Книга»,
1987 год
4. И.И.Пущин. «Записки о Пушкине. Письма», Москва, «Издательство и
правда», 1989 год
5. А.С.Пушкин. «Воспоминания современников», Серия литературных
мемуаров, Москва, «Художественная литература», 1985 год
6. Н.Скатов. «Пушкин», «Роман - газета», №8, 1994 год
7. М.Цветаева. «Стихи и поэмы», Москва, «Молодая гвардия», 1989 год
21