Приёмы | Суть | Особенности |
Привлекательная цель. | Учитель путём простой, понятное, привлекательны для ученика цели выполняет свою. Ученики выполняют привлекательную для себя цель и получают знания. | Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Фронтальная форма. Лит. Чт. 1кл. Стр. 88. – Тема: Россия – Родина моя! УУПД: осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка |
Удивляй! | Учитель находит угол зрения, при котором обыденно становится удивительным. | |
Отсроченная отгадка. | Учитель даёт задачу, ответ на которую будет открыт на уроке. Ученики находят ответ на загадку в процессе урока. | Выявление места и причины затруднения. Фронтальная форма. Русс. Род. Яз. 4 кл. Стр 29 упр. 12. – Тема: Красна сказка складом, а песня – ладом. УУПД: соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста; использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. |
Фантастическая добавка. | Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Фронтальная. Технология 2 кл. Стр. 20. – Тема: Какие бывают цветочные композиции? УУПД: приобретение опыта практической преобразовательной деятельности при выполнении учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач, в том числе с использованием информационной среды. |
Лови ошибку! | Учитель намеренно допускает ошибки. Ученики получают задания со специально допущенными ошибками. | Реализация построенного проекта. Фронтальная, индивидуальная. Лит. Чт. на род. Яз. 1 кл. Стр. 54. – Тема: Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. УУПД: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова). |
Практичность теории. | Учитель вводит в теорию через практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам. | Реализация построенного проекта. Фронтальная. Мат. 4 кл. 1 ч. Стр 22. – Тема: Нумерация. Разряды и классы. УУПД: использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений. |
Пресс-конференция. | Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предлагаю ученикам задать до раскрывающие вопросы. | Реализация построенного проекта. Фронтальная, групповая. Русс. Род. Яз. 4 кл. Стр 64. – Тема: Можно ли об одном и том же сказать по-разному? УУПД: понимание роли языка как основного средства человеческого общения; понимание необходимости овладения родным языком; проявление познавательного интереса к родному языку и желания его изучать. |
Вопрос к тексту. | Учитель предлагает составить список вопросов к изучаемому учениками тексту. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Индивидуальная. Лит. Чт. на род. Яз. 1 кл. Стр. 27. – Тема: Михаил Юрьевич Лермонтов. УУПД: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова). |
Своя опора. материалу. | Учитель даёт задание составить опорный конспект по новому материалу. | Включение в систему знаний и повторений. Индивидуальная. Технология 2 кл. Стр. 30. – Тема: Можно ли сгибать картон? Как? УУПД: приобретение опыта практической преобразовательной деятельности при выполнении учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач, в том числе с использованием информационной среды. |
Свои примеры. | Учитель даёт задание подготовить свои примеры к новому материалу. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Индивидуальная. Матем. 4 кл. 1 ч. Стр. 5 упр. 10. – Тема: Нумерация. Счёт предметов. Разряды. УУПД: использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений. |
Опрос-итог. | Учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока. | |
Обсуждаем д/з. | Учитель вместе с обучающимися обсуждает домашнее задание. | |
Повторяем с контролем. | Учитель даёт ученикам задание разработать список контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Русс. Род. Яз. 4 кл. Стр. 54-73. – Тема: Язык в действии. УУПД: понимание роли языка как основного средства человеческого общения; понимание необходимости овладения родным языком; проявление познавательного интереса к родному языку и желания его изучать. |
Повторяем с расширением. | Учитель даёт задание разработать список вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме. | Включение в систему знаний и повторений. Индивидуальная. Технология 2 кл. Стр. 10. – Тема: Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? УУПД: приобретение опыта практической преобразовательной деятельности при выполнении учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач, в том числе с использованием информационной среды. |
Пересечение тем. | Учитель даёт задание подобрать или придумать свои примеры, задачу, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой. | |
Три уровня д/з. | Учитель одновременно задаёт домашнее задание трёх уровней: обязательный минимум, тренировочный уровень, творческое задание. | |
Задание массивом. | Учитель задаёт любой из уровней домашнего задания массивом. | Включение в систему знаний и повторений. Индивидуальная. Матем. 4 кл. 1 ч. Стр. 62-63 упр. 281-291. – Тема: Нахождение неизвестного слагаемого. УУПД: сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму. |
Особое задание. | Учитель даёт продвинутым ученикам право на выполнение особо сложного задания. | |
Творчество работает на будущее. | Учитель даёт творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов. | Включение в систему знаний и повторения. Индивидуальная. Русс. Род. Яз. 4 кл. Стр. 82 – Тема: Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. УУПД: понимание роли языка как основного средства человеческого общения; понимание необходимости овладения родным языком; проявление познавательного интереса к родному языку и желания его изучать. |
Необычная обычность. | Учитель задаёт домашнее задание необычным способом: почта, беспроигрышная лотерея, пропущена буква, цифры, whatever. | Включение в систему знаний и повторений. Индивидуальная. Технология 2 кл. Стр. 72. – Тема: Какой секрет у подвижных игрушек? УУПД: приобретение опыта практической преобразовательной деятельности при выполнении учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач, в том числе с использованием информационной среды. |
Идеальное задание. | Учитель предлагает школьникам выполнить дом работу по их собственному выбору и пониманию. | Включение в систему знаний и повторений. Индивидуальная. Мат. 4 кл. 1 ч. Стр. 26. – Тема: Разрядные слагаемые. Задание на выбор. УУПД: сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму. |
Подготовка к докладу. | Учитель даёт задание подготовиться ученикам к чтению докладов в несколько этапов. | |
Организация работы в группах. | Учитель даёт задание: 1. Группы получают одно и то же задание. 2. Группы получают разные задания. 3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. | |
Мозговой штурм. | Учитель организует решение творческой задачи в форме учебного мозгового штурма. | |
Компетентность. | Участники: конкуренты-две команды учащихся; наниматели-группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу; арбитр-обычно эту роль выполняют учитель, решающий спорные вопросы. | |
"НИЛ". | Участники: задачедатель или специально подготовленный ученик; изобретатели, исследователи, решатели-в зависимости от вида задания-группа или несколько групп учеников; приёмная комиссия-учитель с двумя тремя учениками. | |
Точка зрения. | Участники: оппоненты-группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели-учитель с несколькими помощниками. Две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. | |
Игры-тренинги. | Если необходимо проделать большое число однообразных упражнения, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. | |
Игры в случайность. | Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. рулетка, игральные кости, орёл-решка, жребий, бумажный самолётики. | |
Театрализация. | Учитель даёт задание разыграть сценку на учебную тему. | |
Да-нетки. | Учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. на эти вопросы учитель отвечает только словами да, нет, и да и нет. | |
Базовый лист контроля. | На первом уроке новой темы учитель вывешивает "базовый лист контроля". (основные правила, понятие, формулы и т.д., которые обязан знать каждый ученик) | |
«Светофор». | При опросе ученики поднимают "светофор" (полоска картона) красный или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о готовности к ответу. | |
Показательный ответ. | Один ученик отвечает у доски, остальные слушают. | |
Опрос по цепочке. | Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передаётся другому жестом учителя. | |
Тихий опрос. | Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом. | |
Магнитофонный опрос. | Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он мог себя послушать. | |
Программируемый опрос. | Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. | |
Взаимоопрос. | Ученики опрашивают друг друга по базовым листам. | |
Защитный лист. | Перед уроком в одном и том же месте лежит "лист защиты", куда ученик без объяснения причин может вписать себя и быть уверенным, что его сегодня не спросят. | |
Отсроченная реакция. | Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика. | |
Щадящий опрос. | Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов. | |
Идеальный опрос. | Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. | |
Фактологический диктант. | Проводится по базовым вопросам, на парте только лист и ручка. Работа в быстром темпе. | |
Выборочный контроль. | Учитель выборочно проверяет работы учеников. | |
Тренировочная контрольная работа. | Учитель проводит контрольную работу как обычно, но отметки в журнал только по желанию учеников. | |
Блиц – контрольная. | Контроль проводится в быстром темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков. | |
Релейная контрольная работа. | Контрольная проводится по текстам ранее решённых задач. | |
Удаление источников. | Удалить на время контрольной работы самых сильных учеников из класса. | |
Каждому – своя делянка. | Каждый ученик получает свой вариант контрольной работа. | |
Ничто не ново под луной. | Учитель показывает ребятам, что и сам "дока" в проблеме списывания. | |
Оценка – не отметка. | Учитель отмечает каждый успех ученика. | |
Расширение поля отметок. | Учитель увеличивает свой "отметочный арсенал". | |
Знакомьте с критериями. | Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются оценки. | |
Райтинг. | Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Учитель через дробь ставит свою. | |
Кредит доверия. | Учитель ставит отметку "в кредит ". | |
Своя валюта. | На уроках вводится своя "денежная" система. | |
Демонстрация профессионального уровня. | Учитель показывает свой пример выполнения творческого или сложного задания. | |
Выход за пределы. | Учитель выходит за пределы учебником, учебного предмета или демонстрирует знания молодёжной субкультуры. | |
Сравняйте позиции. | Учитель сам ставит тебя в позицию оцениваемого. | |
Советуйтесь! | По всяким сложным вопросам учитель советуется с детьми. | |
Вход в урок. | Учитель начинает урок с "настройки". | |
Завершение урока. | Учитель завершает урок чётко, традиционным словом или действием. | |
Отдых. | Учитель использует традиционную игру-отдых на уроке. | |
Задание – на стол! | Дети знают, что домашнее задание сдаётся на определённое место учительского стола. | |
Руки прочь! | При необходимости специальные запрещающий знак ставится на стол учителя или вешается на доску. | |
Чёткая команда. | Учитель отрабатывает с учениками несколько чётких команд. | |
Невербальное управление. | Учитель использует для управления классом не словесные команды. | |
Дай себе помочь | Учитель максимально используют ситуации, в которых ученики могут ему помочь. | |
Введите роль. | Ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль. | |
Мордашки. | Ученики сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек. | |
Резюме. | Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, предмету, учителю | |