СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суть приёмов технологии РКМЧП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Суть приёмов технологии РКМЧП»

Приёмы

Суть

Особенности

Привлекательная цель.

Учитель путём простой, понятное, привлекательны для ученика цели выполняет свою.
Ученики выполняют привлекательную для себя цель и получают знания.

Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Фронтальная форма. Лит. Чт. 1кл. Стр. 88. – Тема: Россия – Родина моя! УУПД: осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка

Удивляй!

Учитель находит угол зрения, при котором обыденно становится удивительным.


Отсроченная отгадка.

Учитель даёт задачу, ответ на которую будет открыт на уроке.
Ученики находят ответ на загадку в процессе урока.

Выявление места и причины затруднения. Фронтальная форма. Русс. Род. Яз. 4 кл. Стр 29 упр. 12. – Тема: Красна сказка складом, а песня – ладом. УУПД: соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста; использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.

Фантастическая добавка.

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Фронтальная. Технология 2 кл. Стр. 20. – Тема: Какие бывают цветочные композиции? УУПД: приобретение опыта практической преобразовательной деятельности при

выполнении учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач, в том числе с использованием информационной среды.

Лови ошибку!

Учитель намеренно допускает ошибки.
Ученики получают задания со специально допущенными ошибками.

Реализация построенного проекта. Фронтальная, индивидуальная. Лит. Чт. на род. Яз. 1 кл. Стр. 54. – Тема: Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. УУПД: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова).

Практичность теории.

Учитель вводит в теорию через практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам.

Реализация построенного проекта. Фронтальная. Мат. 4 кл. 1 ч. Стр 22. – Тема: Нумерация. Разряды и классы. УУПД: использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения

окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений.

Пресс-конференция.

Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предлагаю ученикам задать до раскрывающие вопросы.

Реализация построенного проекта. Фронтальная, групповая. Русс. Род. Яз. 4 кл. Стр 64. – Тема: Можно ли об одном и том же сказать по-разному? УУПД: понимание роли языка как основного средства человеческого общения; понимание необходимости овладения родным языком; проявление познавательного интереса к родному языку и желания его изучать.

Вопрос к тексту.

Учитель предлагает составить список вопросов к изучаемому учениками тексту.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Индивидуальная. Лит. Чт. на род. Яз. 1 кл. Стр. 27. – Тема: Михаил Юрьевич Лермонтов. УУПД: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова).

Своя опора.
материалу.

Учитель даёт задание составить опорный конспект по новому материалу.

Включение в систему знаний и повторений. Индивидуальная. Технология 2 кл. Стр. 30. – Тема: Можно ли сгибать картон? Как? УУПД: приобретение опыта практической преобразовательной деятельности при выполнении учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач, в том числе с использованием информационной среды.

Свои примеры.

Учитель даёт задание подготовить свои примеры к новому материалу.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Индивидуальная. Матем. 4 кл. 1 ч. Стр. 5 упр. 10. – Тема: Нумерация. Счёт предметов. Разряды. УУПД: использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения

окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений.

Опрос-итог.

Учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.


Обсуждаем д/з.

Учитель вместе с обучающимися обсуждает домашнее задание.


Повторяем с контролем.

Учитель даёт ученикам задание разработать список контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.

Самостоятельная работа. Индивидуальная. Русс. Род. Яз. 4 кл. Стр. 54-73. – Тема: Язык в действии. УУПД: понимание роли языка как основного средства человеческого общения; понимание необходимости овладения родным языком; проявление познавательного интереса к родному языку и желания его изучать.

Повторяем с расширением.

Учитель даёт задание разработать список вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме.

Включение в систему знаний и повторений. Индивидуальная. Технология 2 кл. Стр. 10. – Тема: Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? УУПД: приобретение опыта практической преобразовательной деятельности при выполнении учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач, в том числе с использованием информационной среды.

Пересечение тем.

Учитель даёт задание подобрать или придумать свои примеры, задачу, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой.


Три уровня д/з.

Учитель одновременно задаёт домашнее задание трёх уровней: обязательный минимум, тренировочный уровень, творческое задание.


Задание массивом.

Учитель задаёт любой из уровней домашнего задания массивом.

Включение в систему знаний и повторений. Индивидуальная. Матем. 4 кл. 1 ч. Стр. 62-63 упр. 281-291. – Тема: Нахождение неизвестного слагаемого. УУПД: сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи,

оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму.

Особое задание.

Учитель даёт продвинутым ученикам право на выполнение особо сложного задания.


Творчество работает на будущее.

Учитель даёт творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов.

Включение в систему знаний и повторения. Индивидуальная. Русс. Род. Яз. 4 кл. Стр. 82 – Тема: Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. УУПД: понимание роли языка как основного средства человеческого общения; понимание необходимости овладения родным языком; проявление познавательного интереса к родному языку и желания его изучать.

Необычная обычность.

Учитель задаёт домашнее задание необычным способом: почта, беспроигрышная лотерея, пропущена буква, цифры, whatever.

Включение в систему знаний и повторений. Индивидуальная. Технология 2 кл. Стр. 72. – Тема: Какой секрет у подвижных игрушек? УУПД: приобретение опыта практической преобразовательной деятельности при выполнении учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач, в том числе с использованием информационной среды.

Идеальное задание.

Учитель предлагает школьникам выполнить дом работу по их собственному выбору и пониманию.

Включение в систему знаний и повторений. Индивидуальная. Мат. 4 кл. 1 ч. Стр. 26. – Тема: Разрядные слагаемые. Задание на выбор. УУПД: сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи,

оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму.

Подготовка к докладу.

Учитель даёт задание подготовиться ученикам к чтению докладов в несколько этапов.


Организация работы в группах.

Учитель даёт задание:
1. Группы получают одно и то же задание.
2. Группы получают разные задания.
3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания.


Мозговой штурм.

Учитель организует решение творческой задачи в форме учебного мозгового штурма.


Компетентность.

Участники: конкуренты-две команды учащихся; наниматели-группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу; арбитр-обычно эту роль выполняют учитель, решающий спорные вопросы.


"НИЛ".

Участники: задачедатель или специально подготовленный ученик; изобретатели, исследователи, решатели-в зависимости от вида задания-группа или несколько групп учеников; приёмная комиссия-учитель с двумя тремя учениками.


Точка зрения.

Участники: оппоненты-группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели-учитель с несколькими помощниками. Две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения.


Игры-тренинги.

Если необходимо проделать большое число однообразных упражнения, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.


Игры в случайность.

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. рулетка, игральные кости, орёл-решка, жребий, бумажный самолётики.


Театрализация.

Учитель даёт задание разыграть сценку на учебную тему.


Да-нетки.

Учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя.
Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. на эти вопросы учитель отвечает только словами да, нет, и да и нет.


Базовый лист контроля.

На первом уроке новой темы учитель вывешивает "базовый лист контроля". (основные правила, понятие, формулы и т.д., которые обязан знать каждый ученик)


«Светофор».

При опросе ученики поднимают "светофор" (полоска картона) красный или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о готовности к ответу.


Показательный ответ.

Один ученик отвечает у доски, остальные слушают.


Опрос по цепочке.

Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передаётся другому жестом учителя.


Тихий опрос.

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом.


Магнитофонный опрос.

Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он мог себя послушать.


Программируемый опрос.

Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.


Взаимоопрос.

Ученики опрашивают друг друга по базовым листам.


Защитный лист.

Перед уроком в одном и том же месте лежит "лист защиты", куда ученик без объяснения причин может вписать себя и быть уверенным, что его сегодня не спросят.


Отсроченная реакция.

Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика.


Щадящий опрос.

Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов.


Идеальный опрос.

Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.


Фактологический диктант.

Проводится по базовым вопросам, на парте только лист и ручка. Работа в быстром темпе.


Выборочный контроль.

Учитель выборочно проверяет работы учеников.


Тренировочная контрольная работа.

Учитель проводит контрольную работу как обычно, но отметки в журнал только по желанию учеников.


Блиц – контрольная.

Контроль проводится в быстром темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков.


Релейная контрольная работа.

Контрольная проводится по текстам ранее решённых задач.


Удаление источников.

Удалить на время контрольной работы самых сильных учеников из класса.


Каждому – своя делянка.

Каждый ученик получает свой вариант контрольной работа.


Ничто не ново под луной.

Учитель показывает ребятам, что и сам "дока" в проблеме списывания.


Оценка – не отметка.

Учитель отмечает каждый успех ученика.


Расширение поля отметок.

Учитель увеличивает свой "отметочный арсенал".


Знакомьте с критериями.

Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются оценки.


Райтинг.

Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Учитель через дробь ставит свою.


Кредит доверия.

 Учитель ставит отметку "в кредит ".


Своя валюта.

На уроках вводится своя "денежная" система.


Демонстрация профессионального уровня.

Учитель показывает свой пример выполнения творческого или сложного задания.


Выход за пределы.

Учитель выходит за пределы учебником, учебного предмета или демонстрирует знания молодёжной субкультуры.


Сравняйте позиции.

Учитель сам ставит тебя в позицию оцениваемого.


Советуйтесь!

По всяким сложным вопросам учитель советуется с детьми.


Вход в урок.

Учитель начинает урок с "настройки".


Завершение урока.

Учитель завершает урок чётко, традиционным словом или действием.


Отдых.

Учитель использует традиционную игру-отдых на уроке.


Задание – на стол!

Дети знают, что домашнее задание сдаётся на определённое место учительского стола.


Руки прочь!

При необходимости специальные запрещающий знак ставится на стол учителя или вешается на доску.


Чёткая команда.

Учитель отрабатывает с учениками несколько чётких команд.


Невербальное управление.

Учитель использует для управления классом не словесные команды.


Дай себе помочь

Учитель максимально используют ситуации, в которых ученики могут ему помочь.


Введите роль.

Ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль.


Мордашки.

Ученики сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек.


Резюме.

Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, предмету, учителю