сувенир-оберег
«ПОДКОВА» (тестопластика)
Цель занятия:
Изготовить сувенир-оберег « Подкова» в технике тестопластики.
Задачи:
- Способствовать формированию и развитию умений и навыков при работе с соленым тестом, составлению композиции из готовых деталей соленого теста;
- Способствовать развитию речи учащихся (обогащению словарного запаса);
- Способствовать развитию сенсорики(развитие глазомера, ориентировка в пространстве, точность и тонкость размещения цветовой формы);
- Способствовать развитию двигательной сферы(овладение моторикой мелких мышц рук, двигательной сноровки);
- Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, чувство коллективизма, толерантность.
- Способствовать формированию и развитию самостоятельности.
- Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
- Кисточка, баночки с водой;
- Кусочки соленого теста разных цветов;
- Салфетки.
- Дощечки
- Стеки
- Поднос (складывать вылепленные детали)
- Карандаши простые
- Различные формочки для теста
Словарная работа:
Композиция, оберег.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент.
Приветствие детей.
Учитель:
Добрый день, ребята! Сегодня у нас на занятии кружка присутствуют гости. Поприветствуем их.
Дети: Добрый день!
Учитель:
А у нас с вами очередное занятие кружка «Тестопластика».
Давайте вспомним с вами чем мы занимались на предыдущих занятиях?
Дети:
-Лепили из солёного теста много красивых изделий: листики, различные цветы, грибочки, ягоды, фрукты.
-Затем все детали высушили и покрасили.
Учитель:
Правильно, молодцы!
Поделки из солёного теста—древняя традиция, но всё чаще им находится место и в нашем современном мире. Почему, как вы думаете? .
Дети:
- Потому, что эти поделки экологически чистые и сделаны своими руками.
-Ещё и потому. что для этих поделок не требуется больших материальных затрат. Всё что нужно- это мука, соль и вода (показывают )
Учитель: Правильно. И сегодня мы с вами сделаем очень красивую и нужную вещь, которая принесёт свет и радость вам и вашим близким .Это будет оберег. Скажите пожалуйста, кто из вас знает, что такое оберег?
Дети:
- Это предмет, который защищает человека.
Учитель: Правильно!
ОБЕРЕГ- это предмет, или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток. Известны обереги с самых дальних времён. Чтобы уберечь себя от болезни , люди носили с собой мешочек из кожи, где хранил свой оберег- камушек с выбитыми на нём кругами, как бы они огораживали человека от болезни. Много оберегов было у древних славян. Например, такие известные нам с детства предметы как ложка, расчёска (гребень), ключ. полотенце (рушник). ложка символизировала сытость и довольствие в доме. Ключ- богатство и сохранность имущества. Вышитое полотенце сопровождало наших предков от рождения до смерти. Новорождённого укрывали вышитым полотенцем, оберегая его от болезней. Новобрачным в день свадьбы связывали руки вышитым полотенцем. чтобы они жили в согласии и дружбе. Провожая в дальнюю дорогу, махали вслед полотенцем или платком.
Сейчас, в наше время, очень ценятся подарки, сделанные своими руками. А если это еще и оберег, который несет определенную защиту от злых чар, болезней, приносит в дом счастье, достаток и благополучие, то этот подарок будет бесценным для ваших близких людей.
При изготовлении оберега нужно соблюдать некоторые правила:
- нельзя создавать оберег для себя;
- намерения должны быть чистыми и добровольными: никого нельзя заставить или уговорить подарить амулет;
- самые сильные обереги те, что подарены вашими родными: дочками, сыновьями, родителями, сестрами, братьями, бабушками, дедушками,и т.д.;
- в процессе создания оберега думать об этом человеке, представляя его характер, потребности, чувствовать энергетику.
Подароком оберегом может быть: куколка ,сшитая своими руками, или веночек или полотенце для кухни либо ещё что-то. И сегодня я предлагаю вам сделать вот такой сувенир-оберег « Подкова».
Мы с вами украсим свою подкову различными ягодками и фруктами — создадим композицию.
КОМПОЗИЦИЯ—это составление, связывание, сложение, объединение отдельных элементов в единое художественное целое.
Учитель:
Прежде чем приступить к работе ,давайте вспомним правила ТБ при работе с солёным тестом:
Правила техники безопасности
-При работе с солёным тестом избегать попадания крошек в глаза;
- Перед работой наложить на порезы и ли царапины на руках лейкопластырь;
- Во время работы не размахивать руками;
- Стеки не направлять в сторону соседа;
- Следить за осанкой ( не опираться грудью на стол,)
- При работе не ставить локти на стол;
- Стеки, карандаши. кисточки после работы убирать в стаканчик.
Учитель:
Молодцы! хорошо! А сейчас мы с вами немного отдохнём.
ФИЗМИНУТКА
Учитель:
Давайте вспомним и покажем нашим гостям , как вы лепили листочки, цветы , ягоды, фрукты. У вас на столе есть инструкционные карты, где показаны все этапы выполнения. Кто мне расскажет и покажет, как вылепить листик
Дети:
-Чтобы слепить листок , нужно взять кусочек теста , раскатать колбаску толщиной в
в 1 см, затем стекой нарезать небольшие кусочки, толщиной -1см. Кусочки раскатываем между ладонями в шарик, придаём форму морковки и указательным и большим пальцем сплющиваем, придавая форму листа Затем листок кладём на указательный палец , заострённым концом к ногтю и прищипываем середину листика, делая главную прожилку, а стекой делаем боковые прожилки. Листик готов.
Учитель:
Правильно, молодец! А кто хочет показать как лепить цветок?
Дети:
-Чтобы слепить цветок нам нужно также раскатать из теста колбаску, разрезать стекой её на кусочки ( если большой цветок . то кусочки режем побольше). Катаем шарики, сплющиваем их ,делая кружочки- лепестки. Затем внизу кружочка прищипываем противоположные стороны.
-Или катаем маленькие шарики , собираем вместе 5 шариков, а в середину кладём ещё один шарик и стекой его прижимаем.
-Или 3 шарика сплющиваем. прикладывая их друг к другу .получились лепестки и с середину кладём еще один шарик и стекой прижимаем его к лепесткам.
-Ягодку - катаем из шарика, яблоко и грушу аналогично.
Учитель:
Молодцы! Очень хорошо. Эти детали нам пригодятся, чтобы оформить наше изделиеВам необходимо проявить свою фантазию при составлении своей композиции , ну а я помогу вам, и постараюсь оказать индивидуальную помощь.
Помните, сначала нужно смочить подкову водой, а затем только приклеивать детальки. Ну что ж, можите приступить к творчеству.
Самостоятельное творчество по отделке и украшению композиции.
ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ:
- Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и заданий в целом;
- Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций;
-Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся, давая им более посильное задание;
-Контроль за бережным , аккуратным отношением к деталям и самому изделию;
- Рациональное использование учебного времени учащихся
Рефлексия:
· Чем мы сегодня занимались?
· Что нового узнали?
· Что было сложнее всего?
· Понравилось вам занятие? И чем понравилось?
( Да, я сама, своими руками выполнила этот оберег.. Я хочу подарить его своей маме и пусть он хранит её , чтобы она не болела)
-(Мне очень понравилось то, что я сама сделала этот прекрасный сувенир- оберег. Я тоже подарю его своей маме, пусть он ей приносит только радость и счастье)
Учитель:
Ребята посмотрите, какие замечательные сувениры –обереги у нас получились. Какие красивые создали композиции, просто чудо! Нам осталось их покрыть лаком, но это мы с вами сделаем на следующем занятии.
Вы молодцы! Мне было приятно с вами заниматься! спасибо за работу!
Девочка:
Взяли воду и муку,
Соль , бумагу—не крупу.
Всё мешали и месили.
Тесто в колобки делили,
А из этих колобков
Лепили множество цветков
И листочки, стебельки,
Ягодки и васильки.
Дарим вам наш сувенир,
Чтоб всегда у нас был МИР!
Никогда вам не болеть,
Счастья вам и не стареть!
Рушник— расшитое декоративное полотенце
Свадебный рушник
На нем стоят во время свадебной церемонии.
На свадебном рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) они символизируют жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. голуби – славянские символы влюбленных молодоженов, часто вышивались с повернутыми друг к другу головками или с веточкой калины в клюве, что олицетворяет образование новой семьи.

Обреговая кукла использовалась в различных ритуалах и защищала всю семью от неприятностей и невзгод, помогала избавиться от какой-либо напасти, порчи или сглаза и делала здоровье крепким, а жизнь счастливой.

