СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Святочный рассказ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки развития речи по литературе. Обучение написания сочинения в жанре святочного рассказа.

Просмотр содержимого документа
«Святочный рассказ»


Черных Инна Александровна. учитель русского языка и литературы ФКОУ СОШ г.Чехов-2.


Святочный рассказ

Искусство создаёт хороших людей, формируя человеческую душу.

Есть микробы тела – от них избавляет гигиена, медицина,

Есть микробы души – их преодолеют образование и культура.

Альфред Нобель.

Хорош Божий свет, одно не хорошо – мы…

А.П. Чехов

В наше непростое время нас, учителей словесности, беспокоит деградация человеческой личности, девальвация нравственных ценностей. Героем времени стал антигерой. Преодолеть эту диспропорцию между добром и злом, как и прежде, помогут лучшие книги отечественных и зарубежных писателей. Среди них – рождественские сказки и рассказы, с их потрясающей нравственной силой, действенным гуманизмом. Когда-то они играли заметную роль в формировании детской души. В советское время они исчезли со страниц школьных учебников. И только в последние годы в Программу по литературе включены произведения этого жанра, а некоторые традиционные рассказы приобрели особое звучание и новизну именно благодаря новому, культурологическому и христологическому аспекту их изучения. Таковыми являются рассказы Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье», А.И. Куприна «Чудесный доктор», И.А. Бунина «Лапти».

В этих произведениях нравственный человек – это добрый и добродетельный человек. Доброта требует от человека проявления чувств, культуры эмоционального общения. Этому тоже нужно учить и учиться!

Добрый человек – душевный, отзывчивый человек. Словарь толкует: «Душа – совокупность нравственных, этических, психических черт личности: доброта, чуткость и т.п.». Сочувствие, сопереживание, сострадание предполагают действенное проявление человечности.

Литературоведческий словарь разъясняет: «Святочные рассказы/сказки – это прозаические произведения незамысловатые или изобретательные, трогательно-интимные или насмешливые, основанные на реальных или вымышленных событиях, но всегда добрые. Эти повествования поучительные и «размягчающие сердца» людей, в ожесточении забывших, как любить ближнего больше самого себя. Обязательно содержат мораль, поучение. Опровергают какие-либо предрассудки («жемчуг дарить – к слезам»). Обязательно утверждают одну из десяти христианских заповедей. Изображают преображение ожесточенных душ под воздействием добрых слов и добрых примеров.

Сюжет связан с событиями в хронологических рамках от Рождества до Крещения: это Святки, обычаи святочных дней, бескорыстное дарение в эти дни, «мысль семейная» - печаль, тоска об отсутствии семьи (или кого-либо из её членов), мечта о ней, обретение семьи, друга, брата или сестры.

Главное в таких рассказах/сказках – атмосфера добра, любви, заботы, семейности.»

Рождественские/святочные произведения зарубежных и русских писателей имеют одну общую черту – это всегда ожидание чуда либо волшебного происхождения, либо сотворенного по воле чуткой и милосердной души человека, небезразличного к чужому горю, страданию, бедствию.

Лучшим, действенным гуманистическим воспитанием учащихся станут уроки чтения рождественских сказок, рассказов, стихотворений с элементами их анализа. Но главное –

это уроки развития речи, обучение школьников сочинению собственных святочных сказок или рассказов в духе Диккенса, Андерсена, Гофмана, Лескова, Куприна, Андреева. Важно научить детей не столько писать такие рассказы, сколько замечать в жизни положительные примеры человеческого общежития или утверждать их, моделируя такое поведение в своих творческих работах, чтобы впоследствии руководствоваться принципами такого поведения в жизни. И тогда только ученики до конца осознают на собственном опыте слова Л.Н. Толстого



, что в художественном произведении рассказывается не о том, как жили люди, а о том, как должно жить среди людей. Обязательными элементами сочинений станут примеры действенной любви к ближнему, взаимовыручки людей, их щедрости в подаянии нуждающимся – всё то, чему учит христианское вероучение. Чтение лучших образцов произведений этого жанра и написание собственных сочинений помогут детям не только преисполниться сознанием нужности своего труда, отточить своё художественное мастерство, но и даст им возможность сверить свою душу с образцами высшей нравственности, обнаружить свою способность быть милосердными не только на словах. Надо помнить, что «первая ступень истины – доброта, высшая – милосердие» (М.А. Булгаков).

Начинать так нужную всем нам, взрослым и детям, работу над формированием человеческой души, естественно, нужно с 5-го класса. После сказок Андерсена читаем «Сказку про воробья, который делал в жизни всё, что мог» Л.Н. Толстого, в 6-7 классах берём рассказы Л. Андреева «Ангелочек» и О Генри «Дары волхвов», в 8-м – познакомимся с новеллой А. Куприна «Чудесный доктор», в 10-м – после сказки М. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» обратимся к рассказам Н. Лескова «Жемчужное ожерелье» и Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

Предлагаю коллегам ознакомиться с лучшими, на мой взгляд, ученическими сочинениями в жанре святочных рассказов призеров районного конкурса литературно-художественных работ имени А.П. Чехова.


Сочинение Вячеслава Юрасова, ученика 6-го класса, победителя районного конкурса 2002 года.

* * *

У каждого человека есть свой любимый праздник. Но Рождество – это, наверное, самый лучший из всех: на Рождество принято всем дарить подарки. Каждый год мы с особым чувством ждем его приближения – ведь «говорят под Новый год, что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается…».

Я расскажу вам одну историю.

Жил в приюте мальчик лет шести-семи, и звали его Андрей. Его отдали в приют, потому что его родители часто пили, ссорились и забывали о нем. Его подобрали, голодного и замерзшего, на улице и определили сюда. Он жил теперь один в своей комнатке. На память о детстве и родном доме у него осталась губная гармошка и икона Николая Чудотворца. Андрей мечтал о скрипке, он хотел научиться на ней играть, чтобы выступать на сцене в большом зале, залитом ярким светом. Вечером он, как всегда, рассказывал святому Николаю обо всем, что произошло за день, плакал от одиночества и безысходности. Но в тот вечер он особенно горячо молил Чудотворца о скрипке. А святой скорбно глядел на мальчика своими добрыми глазами.

Он не помнил, как оказался на улице. Шел снег, в сгущавшейся тьме особенно манящими казались огни елки на площади и свет витрин магазинов. Андрей огляделся:

тут и там неслись машины с веселыми гудками, сновали прохожие, охваченные предпраздничной суетой. Витрины магазинов сверкали разноцветными огнями. Ах, как вдруг захотелось Андрею, чтобы хоть кто-нибудь обратил на него внимание, сказал доброе слово. Он все еще надеялся, что чудо свершится и у него, как и у всех, будет Рождественский подарок…

Незаметно для себя он очутился у входа в метро. Недолго думая, он шагнул навстречу людскому потоку, спустился вниз, встал у газетного киоска. Руки сами достали губную гармошку. Мальчик стащил с головы шапку, положил перед собой и начал наигрывать что-то…

Чем дольше он играл, тем увереннее он становился в том, что он часто будет сюда приходить, добрые люди подадут ему милостыню, он скопит денег, и тогда… Ему стало даже жарко от одной мысли, что у него будет новая скрипка. Теперь он играл увереннее и веселее. Монетки звенели чаще, и вдруг он почувствовал, что кто-то смотрит на него. Мальчик поднял голову и увидел старичка, его лицо показалось Андрею знакомым…

Седенький человек с бородой, в старом поношенном пальто и в клетчатом шарфе с каким-то футляром под мышкой ласково и скорбно смотрел на него. Снова что-то знакомое почудилось Андрею в облике старика, но мальчик так устал и проголодался за день, что думать ни о чем, кроме еды, уже не хотелось. Редкие прохожие останавливались, чтобы послушать грустную мелодию, кто-то бросал монетку в его шапку.

Старичок обнял Андрея за плечи, заглянул в глаза и ласково спросил:

- Ты, наверное, есть хочешь? Давай присядем здесь, - и показал на скамейку у стены. Они присели. Старик открыл футляр. Там между смычком и скрипкой лежал сверток, в нем оказалось как раз два бутерброда… Мальчик не заметил, как съел и сыр, и колбасу, не отводя глаз от скрипки.

- Кто вы? – спросил мальчик.

- Бывший скрипач, уволили из филармонии по старости, и теперь вот подрабатываю в метро, – старик закашлялся, кутаясь в клетчатый шарф (сквозняки в метро сделали свое дело).

- А ты почему здесь один?

- Скрипку хочу купить: мечтаю выучиться и выступать в большом зале…

- Ну, тогда в чем же дело? Сегодня же приступим к урокам. Я уже стар, теперь эта скрипка – твоя.

Мальчик чуть не задохнулся от радости:

- Научиться играть – моя заветная мечта! Эта скрипка теперь моя – мой Рождественский подарок?

- Считай, что так…

И вдруг Андрей понял, на кого был похож незнакомец: седые волосы, коротенькая бородка, добрые печальные глаза… Ну, конечно же! Николай Чудотворец! Только звали нового знакомого Иваном Николаевичем, и был он не чудотворцем, а добрым одиноким человеком.

Старик ласково смотрел на ребенка, сияющего от радости.

Они вместе вышли на улицу и зашагали к дому скрипача.

По-прежнему шел снег, холодный ветер пробирался в короткие рукава легкого пальтишки Андрейки, но он этого не замечал. Прохожие оборачивались на мальчика, так и сиявшего от счастья, улыбались, но не удивлялись: ведь сегодня Рождество…


4


Рождественский рассказ Беляевой Кристины, ученицы 6-го класса, дипломанта городского конкурса литературных работ «Августовские зори» 2007 года.

* * *

Был холодный зимний вечер. Тучи затянули небо сплошным покрывалом. Ветер пронизывал насквозь, густыми хлопьями валил снег.

В домах горел свет, а в окнах мерцали разноцветными огнями елки.

На главной площади города установили пушистую зеленую красавицу-елку и нарядили ее бумажными конфетами и хрупкими стеклянными шарами. А на макушку елки водрузили большую лучистую звезду – символ наступающего праздника Рождества Христова.

И сейчас, в неярком свете городских фонарей, лесная гостья искрилась огоньками гирлянд, блестела шарами и мерцала яркими обертками конфет, наполняя все вокруг настроением праздника и чувством счастья.

Несмотря на непогоду, настроение у людей было радостное: наконец-то наступило Рождество! Они наслаждались мыслями о том, что скоро вся семья соберется за праздничным столом, как дети, проснувшись поутру, найдут под елками подарки. Они радовались тому, что кончался строгий пост. Да и мало ли у человека поводов для радости в канун Рождества?

Но все люди, к сожалению, не могут быть счастливы.

Вот и в этом городе, переполненном счастьем, в бедном квартале жила маленькая девочка Соня. Ей было всего шесть лет. Но она уже успела познать горести жизни: за неделю до светлого праздника она осталась сиротой. Умерла ее мама – единственный родной человек. Девочка осталась одна на всем белом свете, и вот уже неделю ходила по богатым кварталам, прося помощи или приюта. И, не получившая поддержки, тепла и сострадания, голодная, возвращалась в свою комнатушку. Она поднималась по старой обшарпанной лестнице, залитой помоями и засыпанной подсолнечной шелухой, и входила в холодную сырую квартиру со старыми облупившимися окнами, деревянными скрипучими полами и печным отоплением. Света здесь не видели уже давно (еще осенью его отключили за неуплату). Тусклый свет старых уличных фонарей проникал в комнату, рассеивая в ней призрачные блики и тени. Так и на этот раз, вернувшись с улицы, Соня зашла в комнату, закутанная в штопаный мамин платок и села у холодной печки, уже больше недели не видевшей дров. Девочка мерзла и никак не могла согреться. Она еще больше закутывалась в платок и дышала на свои холодные ладошки, еще теснее прижимаясь к печке, но тепло так и не приходило.

Старый городской фонарь оставлял в комнате призрачные блики. Оконное стекло дребезжало от внезапных порывов ветра. Откуда-то доносился приглушенный собачий лай.

За окном шел пушистый рождественский снег, и редкие снежинки, прильнув к стеклу, заглядывали в комнату одинокой девочки. Соня села у окна у окна и стала всматриваться в причудливые хороводы снежинок…

А снег все шел…шел…шел… В просветах между тучами чернело небо…

В полудреме девочка заметила первую звездочку и стала всматриваться в нее. С каждой минутой ее свет становился все ярче и ярче, пока не превратился в упругий золотисто-прозрачный луч.

На этой звездной дорожке Соня стала различать силуэты двух женщин. Девочка узнала в них маму и бабушку. Они шли по лучу прямо к окну девочки, улыбались, что-то несли в

узелочке… Соня очнулась от тихого стука в дверь. В комнате все было по-прежнему, только лунный блик сместился от печки к кровати.

- Бабушка, – не то прошептала, не то спросила Соня и побежала к двери.

Да, на пороге действительно стояла бабушка. Это была соседка баба Маша, а с ней другая соседка тетя Мила. Они пришли к девочке в этот рождественский вечер. В руках у бабы Маши были теплые носочки и варежки, а тетя Мила держала розовый кулечек с конфетами. А что еще могли бедные и забытые всеми люди?!

Обрадованная Соня побежала в комнату.

- Сиротка, – вздохнула бабушка Маша.

- Трудно ей без матери, – пригорюнившись, промолвила тетя Мила.

- Немало ей горя придется хлебнуть, я уж по себе знаю, – сокрушенно покачала головой старая женщина.

Тетя Мила высвободила из-под своего старенького пальто баночку с кипятком и достала из кармана пакетик чая, бабушка подошла к буфету и взяла три чашки с голубенькой каемочкой. Они заварили чай и высыпали на стол кулек конфет. Зажгли свечку, поставили ее в старый железный подсвечник и водрузили его на подоконник. Три одиноких, не нашедших счастья в жизни существа собрались в эту ночь в холодной комнате, пытаясь согреть ее теплом своих душ и сердец.

В эту волшебную ночь Соня получила все, о чем мечтала: тепло, участие, сострадание. Все то, чего она так и не смогла найти в богатых кварталах… Первый раз за эту неделю девочка была так счастлива.

Она уснула, и женщины разошлись по своим таким же, как Сонина, холодным и темным квартирам, твердо решив не бросать несчастного ребенка в беде. Когда они пришли утром, чтобы разделить с Соней свой скудный завтрак, то увидели, что девочка все еще спит. Она широко раскинула руки, на ее губах играла счастливая улыбка. Первый раз за все это время Соня спала так крепко и безмятежно…

К счастью, на земле еще остались такие люди, которые способны теплом своих душ отогреть маленькое детское сердечко, которых не захлестнула волна скупости и безразличия, а «сердечной недостаточностью» обычно страдают люди с достатком, а скупость в их кругу называют экономностью.