Планируемые результаты изучения курса «Свидание с природой»
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Свидание с природой» учащиеся научатся:
составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
работать с различными источниками информации;
составлять сообщения на основе добытых знаний и дополнительной литературы;
выполнять наблюдения и опыты под руководством учителя;
оформлять результаты и выводы исследований в тетради не только с помощью текста, но и используя схемы, графики, таблицы;
получать биологическую информацию из разных источников;
определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
анализировать состояние объектов, сравнивать объекты с их изображением на рисунках и определять их;
сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых;
характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с живыми объектами в природе;
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание курса
7 класс, 34 часа (1 час в неделю)
Раздел 1.Экология – наука об окружающий среде. (2 ч.)
Общие представления о науке экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.
Раздел 2.История великих открытий (4 ч.)
Географические открытия в древности. Путешествия, открытие Америки. История открытия удивительных растений. Экзотические растения. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.
Раздел 3.Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7ч.)
Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать.
Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы.
Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые
строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды.
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в нашей местности, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).
Практические работы: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта). Наблюдение за расходом воды в школе и дома
Раздел 4.О городах и горожанах: человек в городе. (9 ч.)
Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:
изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.
Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в нашей местности установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.
Раздел 5.Озеленение школьной территории и школы (5 ч.)
Роль комнатных растений в жизни человека. Мои зелёные друзья. Уход за комнатными растениями Озеленение классных комнат. Цветочная мелодия. Практические работы: «Выращивание цветочной рассады», «Посадка рассады цветов на клумбы».
Раздел 6.Пропаганда экологических знаний.(7 ч.)
Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Экологическая сказка «Грустная история». Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем.
Практическая работа «Сбережем природу для потомков» (Разработка и защита проекта)
Тематическое планирование
7 класс
Основное содержание тем | Кол-во часов |
Раздел 1. Экология – наука об окружающей среде | 2 часа |
Раздел 2. История великих открытий | 4 часа |
Раздел 3. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. | 7 часов |
Раздел 4. О городах и горожанах: человек в городе | 9 часов |
Раздел 5. Озеленение школьной территории и школы | 5 часов |
Раздел 6. Пропаганда экологических знаний | 7часов |
Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ | Тема | Кол-во часов | УУД | Формы контроля | Дата |
Раздел 1.Экология – наука об окружающий среде. (2 ч.) |
1 | Общие представления о науке экология. Методы исследования. | 1 | Предметные: иметь представление об экологии, о многообразии растений и их значении Личностные: мотивация учения. Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью Давать определение понятиям Умение организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя Ознакомление с новыми методами исследовательской работы. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение. | Собеседование | |
2 | Экологическая безопасность. Модели поведения. | 1 | Обсуждение и собеседование | |
Раздел 2.История великих открытий (4 ч.) |
3 | Географические открытия в древности. Путешествия, открытие Америки. | 1 | Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение. Составление панно | Собеседование | |
4 | История открытия удивительных растений. Экзотические растения. | 1. | Собеседование | |
5 | История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. | 1 | | |
6 | Флористика, осенние фантазии | 1 | отчет | |
Раздел 3. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе (7 часов) |
7 | Экология — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. | 1 | Метапредметные: уметь выполнять задания по алгоритму Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы уметь работать с изобразительной наглядностью Уметь структурировать учебный материал и давать определение понятиям Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы Умение взаимодействовать с одноклассниками при совместной работе Умение планировать этапы работы, определять ее цель Применение полученных знаний в практической деятельности Элементарные представления об экологии жилища. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле. Элементарные представления об экологии жилища. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Переработка и повторное использование бытовых отходов. Правила утилизации бытовых отходов. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде. Охраняемые природные территории и объекты | Собеседование | |
8 | Дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. | 1 | Собеседование | |
9 | Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Новинки из мусорной корзинки. | 1 | Собеседование | |
10 | Что должен знать каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля | 1 | Собеседование | |
11 | Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией | 1 | Собеседование | |
12 | Наблюдение за расходом воды в школе и дома | 1 | Отчет | |
13 | Мусорный бум | 1 | Отчет | |
Раздел 4.О городах и горожанах: человек в городе. (9 ч.) |
14 | Глобальные экологические проблемы: продовольственная проблема. | 1 | Познавательные: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Пути решения экологических проблем Ознакомление с Красной книгой Кемеровской области Работа с информационными источниками Выявление наиболее замусоренных территорий в нашей местности установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.). Работа с информационными источниками интернет-ресурсами Изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. Наблюдение и фиксирование результатов Выполнение практической работы по инструктивной карточке. Подведение итогов и защита отчетов | Собеседование | |
15 | Сокращение многообразия видов живых организмов. | 1 | Собеседование | |
16 | Загрязнение окружающей среды | 1 | Собеседование | |
17 | Истощение природных ресурсов | 1 | Собеседование | |
18 | Переработка и повторное использование бытовых отходов. | 1 | Наблюдение | |
19 | Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы | 1 | Собеседование | |
20 | Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: | 1 | Отчет | |
21 | Наблюдение за расходом воды в школе и дома | 1 | Отчет | |
22 | Практическая работа «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии | 1 | Отчет | |
Раздел 5.Озеленение школьной территории и школы (5 ч.) |
23 | Роль комнатных растений в жизни человека. | 1 | Потребность в объективной оценке своей работы Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации Уметь работать изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации Уход за комнатными растениями Выполнение практической. Подведение итогов и защита отчетов о проделанной работе | Практикум | |
24 | Мои зелёные друзья. | 1 | Практикум | |
25 | Уход за комнатными растениями | 1 | Практикум | |
26 | Озеленение классных комнат. Цветочная мелодия. | 1 | Практикум | |
27 | Практические работы: «Выращивание цветочной рассады», «Посадка рассады цветов на клумбы». | 1 | Отчет | |
Раздел 6.Пропаганда экологических знаний.(7ч.) |
28 | Правила поведения в лесу. Пожары и человек. Дом, в котором мы живем. | 1 | Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение Практическая работа «Сбережем природу для потомков» (Разработка и защита проекта) Работа со справочной литературой и интернет-ресурсами | Собеседование | |
29 | Правила поведения на берегу реки. Берегите природу родного края! | 1 | Собеседование | |
30 | Экологическая сказка «Грустная история». | 1 | Собеседование | |
31 | Практическая работа «Сбережем природу для потомков» (Разработка и защита проекта) | 1 | Отчет | |
32 | Практическая работа «Сбережем природу для потомков» (Разработка и защита проекта) | 1 | Отчет | |
33 | Разработка и защита проекта | 1 | Отчет | |
Итого 34 часа |
4