СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сжатое изложение по М. Булатову и В. Порудоминскому 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение по М. Булатову и В. Порудоминскому 6 класс»

Технологическая карта урока

Дата: ______________


Предмет: русский язык


Тема: 6 класс, № 64. Изложение.

Тип: урок «открытия» нового знания.

Цель: организация деятельности обучающихся для ознакомления с понятием «сниженная лексика».

Планируемые результаты:

Предметные:характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).Иметь представление о русском литературном языке.


Метапредметные:выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Личностные:проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык». Установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо​получия.


Воспитательные: устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.); воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы, приемы организации учебной деятельности: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстративный метод), практический (упражнения), метод проблемного обучения (исследовательский метод, частично-поисковый метод).

Межпредметные связи: связь с литературой, историей.

Ресурсыурока:https://resh.edu.ru/subject/lesson/6940/conspect/258524/

Учебно-методический комплекс:учебник «Русский язык» 6 кл, 1 ч., Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов; наглядный материал, дидактический материал.





Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.


Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать:

-учебник;

-тетрадь;

-пенал;

-дневник.

Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку.

М. Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание Планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний. Целеполагание












- Перед вами таблица с буквами. (слайд)

- Составьте 2 слова из данных букв и определите тему нашего урока.


с

ж

л

о

ж

ф

а

з

р

е

з

т

и

в

н

в

о

е

е

и

Слова: сжатое изложение.


Сформулируем тему урока.

Поставим задачи:

Я хочу вспомнить…

Я хочу понять…


- Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).


- Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).


- Что должно быть отражено в сжатом изложении?

Слайд

  • основное содержание текста;

  • тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;

  • главные мысли основных микротем.

- Что особенно важно при написании сжатого изложения?

  • отобрать основное содержание текста;

  • исключить второстепенное, выделить главное;

  • найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;

  • соблюдать связность текста;

  • заменить большие по объему предложения синонимичными.

Отвечают по домашнему заданию. Определяют тему урока. Составляют плана на урок.


К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

III. Основная часть



Открываем тетради, посередине записываем число.

Двадцать первое ноября.

Изложение.


Памятка

Как готовиться к сжатому изложению

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Определите его основную мысль.

  3. Исключите из текста подробности, повторы.

  4. Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы, признаки.

  5. Ещё раз внимательно прочитайте исходный текст, чтобы правильно отразить в изложении его основную мысль.


Итак, при написании сжатого изложения необходимо сохранять композицию текста: вступление, основную часть и заключение; не допускать нарушения последовательности изложения, избегать лексических повторов, а также не пропускать важных мыслей. Изложение следует писать от того лица, от которого написан текст.

1. Рассмотрим текст.


О ком это текст? О Владимире Ивановиче Дале, благодаря которому в языке сохранились многие диалектные слова. Он создал «Толковый словарь живого великорусского языка».


Все ли слова понятны вам в тексте? Нет. Есть слова, значение которых можно найти именно в толковом словаре, в котором объясняется, толкуется их смысл.


Мичман – м. первый офицерский чин во флоте, армии поручик; за ним следует лейтенант (капитан).

Наст – настывать, настыль и пр. см. настужать. Твёрдая корка на снегу после короткой оттепели.

Ям – м. татарск. Селенье. Почтовая станция на Руси XIII – XVIII в.

Ямщик – -а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница. 


Слайд

1)Выберите из предложений то, в котором выражена основная мысль текста.

а) мичман решил записать слово, чтобы его не забыть;

б) морозный мартовский день 1819 года оказался главным в жизни В. И. Даля. В этот день он принял решение собирать слова для словаря.

Разбор задания:

Слово, которое записал мичман, стало основой для дальнейшей работы по составлению словаря. Именно в этот морозный день было принято решение собирать слова.

Правильный ответ: б.


2) Как можно озаглавить текст?Слайд

1. «Решение, которое перевернуло жизнь В. И. Даля».

2. «Холодный мартовский день».

3. «Разговор с ямщиком».

«Холодный мартовский день» даёт указание только на день, когда происходили события, «Разговор с ямщиком» указывает на факт разговора, но ничего не говорится о его содержании.

Правильный вариант № 1. Запишем в тетрадях: «Решение, которое перевернуло жизнь В. И. Даля».


3) Определим количество микротем (абзацев) в тексте.

  1. Морозный мартовский день.

  2. «Замолаживает»- иначе пасмурнеет.

  3. Рождение первой странички «Толкового словаря живого великорусского языка».

Опорные слова (написаны на доске): серый наст, мичманская форма, замолаживает, пасмурнеет, заволакиваться тучками, клониться к ненастью

Выделите в каждой микротеме основные факты и действия.

Работа над 1-й микротемой:

- 1-е предложение:

Сани идут легко, словно под парусом. Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да: словно под парусом)

- 2-е предложение:

Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока).

- 3-е и 4-е предложения

Соединим два предложения в одно. Почему нельзя исключить слово мичманская? (Тот жмется от холода: новая мичманская форма греет плохо).

Далее 2 и 3 абзац аналогично…

Отвечают на поставленные вопросы учителя. Выполняют физминутку.

М. Умение строить логическое рассуждение.

IV. Первичное закрепление


Кто готов устно пересказать сжатый текст (1-2 человека)…

Еще раз прочитайте текст молча про себя…

Приступаем к написанию изложения.

Самостоятельная работа…

Выполнение задания. Делают выводы.

К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Оценивание усваиваемого содержания.

Контроль, коррекция, оценка.

V. Итог урока рефлексия





Итог.Сдача работ.

Рефлексия.

Я знаю…

Я умею…

Было интересно…

Было трудно…

Оценки…

Открываем дневники, записываем домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к тексту изложения.



Спасибо за работу, урок окончен.

Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание.

К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений


2