МБОУ «Южно - АлександровскаяСОШ№5»
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Какой сок полезен?
Выполнила: ученица2 класса
Гамбарова Софья
Руководитель: Черных Марина
Владимировна
учитель начальных классов
2017-2018г
Содержание
Введение
Актуальность темы 4
Цели и задачи 5
Фруктовые соки, их значение 7
Методика исследования
Определение содержания витамина С 9
Результаты исследований 12
Анализ результатов исследований 13
Выводы 14
Литература 15
Приложения 16-19
1.Ведение
1.1 Актуальность темы.
Как хорошо начать утро со стакана сока! Это вкусно, и полезно, и модно. Прилавки магазинов выставляют многоцветье соков разных сортов: яблочные и грушевые, вишневые и сливовые, апельсиновые и персиковые, прозрачные и с мякотью. А я больше всего люблю яблочный сок без мякоти. Производители соков делают соки натуральные, смешанные, витаминизированные, в общем, на любой вкус и цвет.
Такое разнообразие всевозможных соков привлекает особенно внимание детей. Как узнать, какой сок – полезен для здоровья человека, и что мы ждем от производителей соков? Важно, что сок – является основным источником витаминов. Давно известно, что витамины необходимы для укрепления нашего иммунитета. Суточная потребность витаминов невелика. Результаты исследования Института питания РАМН свидетельствуют о тревожной ситуации в России. Отмечается недостаточное потребление витаминов, особенно витамина С, что приводит к авитаминозу. Витаминный дефицит наблюдается не только зимой, но и весной. Из рекламных роликов мы узнаем, что все соки – “кладовая витаминов”. Правда это или нет, мы попытались выяснить практически, проведя, простые лабораторные опыты. Совпадут ли “выводы” рекламы с нашими результатами исследования соков?
1.2 Цель и задачи
Цель:
Сформировать представление о значении яблочного сока (жидкости) для организма человека, его ценности.
Задачи:
1. Познакомиться со значением витамина С.
2. Сформировать правильные ценностные предпочтения при выборе напитка (сохранение витаминов, лечебные свойства).
3. Методом йодометрии, выявить в каких соках содержится наибольшее количество витамина С и рекомендовать их для употребления.
4. Провести опрос-анкету среди потребителей яблочного сока, какую марку предпочитают, как часто пьют сок.
Гипотеза
Если выявить, в каких соках содержится большое количеств витамина С, то этот сок можно рекомендовать для регулярного употребления.
Поставленные цель и задачи, выдвинутая гипотеза определили:
Предмет исследования – витамин С
Объект исследования – яблочный сок разных производителей
Были использованы методы исследования:
Метод эксперимента – йодометрия
Метод опроса (в опросе принимало участие 90 человек)
Данная работа носит теоретический и прикладной характер, так как были изученные мною свойства витамина С и его воздействие на организм человека. Экспериментальным путём было доказано наличие достаточного количества витамина С в соках отдельных марок и даны рекомендации при выборе яблочного сока.
В процессе работы использован материал из опыта работы О.Ольгина «Опыты без взрывов», в котором ознакомился с методом йодометрии, а также из интернета узнал, к чему может привести дефицит витамина С в организме.
1.3 Фруктовые соки и их значение
Фрукты являются рекордсменами по содержанию многих витаминов, минералов, пектинов, других полезных соединений. Но это правило относится только к свежим, экологически чистым, недавно сорванным фруктам, созревшим в естественных условиях, а не в оранжереях или коробках. Словом, лучшие фрукты — местные, сочные и по сезону. Фруктовые соки (свежевыжатые) — источник не только витаминов и минеральных солей, но и органических кислот, пектинов, ароматических веществ, эфирных масел.
Если овощные соки — восстановители и лекари организма, то фруктовые соки, в первую очередь, служат очищению, но при этом фрукты должны быть спелыми. Они так же обеспечивают организм необходимыми углеводами, сахаром, витаминами. Фруктовые соки более калорийны, чем овощные. Незаменимы при физических нагрузках, в этих случаях их полезно комбинировать с овощными. Также фруктовые соки обладают мощным противомикробным действием, чем обеспечивают снижению бродильных и гнилостных процессов в организме.
Яблочный сок хорошо укрепляет сердечно-сосудистую систему, полезен людям умственного труда. Способен выводить из организма соли мочевой кислоты. Низкокалориен, содержит много железа (а значит, полезен при малокровии) и обладает чудодейственной способностью выводить почечные камни. Пектиновые вещества, которыми богаты яблоки, действуют как адсорбенты, и очищают организм от шлаков. Яблочный сок необыкновенно полезен тем, у кого проблемы с легкими, частые бронхиты, а также заядлым курильщикам. Полтора стакана яблочного сока в день улучшат работу органов дыхания. Но наиболее полезны так называемые смешанные соки. Например, морковно-яблочный.
Есть мнение, что у людей, питающихся исключительно свежей пищей с добавлением достаточного количества и разнообразия сырых соков овощей и фруктов, не развиваются раковые заболевания.
Существуют различные методы лечения соком. Но все они предусматривают в качестве первого своего этапа очищение человеческого организма.
2. Методика исследования
2.1 Определение содержания витамина С
Почему мы искали в соке витамин С?
(Витамин С - аскорбиновая кислота С6Н8О6)-водорастворимый витамин.
Каждый день наш организм получает разнообразную пищу, в которую входят жиры, углеводы, белки. Усвоение белков, поступающих с пищей, и образование новых возможны лишь при достаточном количестве витамина С в организме. Витамин С активизирует иммунную систему, способствуя повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешний среды; влияет на функцию кроветворения: способствует лучшему усвоению железа организмам (совместно с витамином В9). При недостатке витамина С развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов, склонность к кровоизлияниям на коже и смутных оболочках, патологическим переломам костей, гнойничковым заболеваниям, цинги.
Определение отсутствия витамина С в продуктах, где он может быть.
Оборудование и реактивы:
Аптечный йод, вода, стакан, яблочный сок, крахмальный клейстер.
Предварительные замечания.
Цель этого опыта – показать, что бывают методики, которые могут совершенно точно доказать отсутствие витамина в соках, но не могут с полной уверенностью доказать его отсутствие в них. В этих случаях нам приходится различать условия необходимые и доступные.
Отсутствие витамина С можно выявить с помощью йода. Витамин С – интенсивный восстановитель, и поэтому он будет восстанавливать йод до катиона йода: I0 - I+1.
Йод красного цвета, а катион йода бесцветный. Потому добавление веществ, содержащих витамин С, приведет к обязательному обесцвечиванию йода. Это необходимое условие. И если обесцвечивания не пройдет, мы можем утверждать, что витамина С в пробе нет. Если же йод будет обесцвечиваться, мы все же не сможем сделать окончательный вывод, что витамин С в пробе был. Поэтому обесцвечивание йода хоть и необходимое, но недостаточное условие для точного вывода. Для этого потребуются специальные реактивы, реагирующие только с витамином С.
Следовательно, проводя любой опыт, надо различать условия необходимые и достаточные.
Ход работы: Аптечную настойку йода доводят до цвета крепкого чая. Чтобы присутствие йода было заметнее, можно добавить в раствор йода немного крахмала до получения интенсивной синей окраски. За ней легче следить:
В пробирку налить 1см3 яблочного сока, и разводить пробу водой 1:3.
К исследуемому раствору (яблочному соку) по каплям добавлять йод, пока окраска не исчезнет в течение одной минуты. Количество капель подсчитывается. Чем меньше их потребовалось, тем большая вероятность, что витамина С в пробе либо очень мало, либо нет совсем.
Если обесцвечивается много йода, то можно предположить, что витамин С в пробе все таки – есть.
Все исследуемые образцы пищевых продуктов, обработанные химическими веществами или хотя бы побывавшие в хим. посуде, подлежат уничтожению. В пищу их употреблять нельзя.
3. Результаты исследований
№ п/п | Название сока | Количество йода (в каплях) | Наличие витамина С |
1. | Сочная долина Для детей | 1 капля | Практически нет |
2. | Вико | 4 капли | Имеется мало |
3. | Добрый | 4 капли | Имеется мало |
4. | Каждый день | 7 капель | Имеется достат. |
5. | Моя семья | 9 капель | Имеется много |
6. | Малышам | 10 капель | Имеется много |
7. | Сады Придонья | 11 капель | Имеется много |
8. | Никиткина усадьба | 6 капель | Имеется мало |
9. | Агуша | 8 капель | Имеется достат. |
3.1 Анализ результатов исследований
Проведя качественные реакции и ознакомившись с литературой, я получила следующие результаты.
Из девяти представленных образцов только соки «Сады Придонья», «Малышам» и «Моя семья» являются качественными яблочными соками, которые бьют буквально все рекорды наряду с остальными по содержанию витаминов( В1, В2 С, РР), но больше всего в них содержится витамина С ( 15 мг), что и показал результат опыта. В состав данных продуктов входят яблочный сок, витаминный премикс. Вкусовое качество данных соков так же превосходит все остальные образцы. Немного уступает ему соки «Малышам» и «Моя семья» , в состав которых входит яблочный сок концентрированный и питьевая вода. На последнем месте – «Сочная долина» для детей — нектар, в составе которого содержится яблочный сок концентрированный, вода питьевая, сахар, лимонная кислота.
Абсолютно все образцы низкокалорийны (44 ккал), содержат минеральные вещества, витамины, углеводы. Поэтому соки — это полезный продукт, который должен входить в рацион питания каждого человека.
4. Выводы
1. В результате работы мы выяснили, что витамина С больше в соках «Сады Придонья», «Малышам», «Моя семья» , а меньше всего в соке-нектаре «Сочная долина»; в середине держатся «Агуша», «Каждый день» ; их вкусы похожи, они не отличаются по качеству.
2. Сок - это полезный продукт, в состав которого входит множество минеральных веществ, витаминов. Поэтому его можно рекомендовать для использования в своём рационе питания.
3. Лидеров можем рекомендовать для частого употребления.
5 Литература
1. Амосов И.М., Бендет Я.А. «Здоровье человека», М., 1984г.
2. Петленко В.П. «Валеология человека», Минск, 1996г.
3. Смирнов М.И. «Витамины», М., 1974г.
4.Хитров Н.К. «Ваш дом - для вас», М., 1995г.
5. Шмидт Р., Тевс Дж. «Физиология человека», М., 1986г.
6. Мари Р., Греннер Д., Мейс П., Родуем В. «Биохимия человека», М.,
1993г.
7 .Железняков Ю .В., Назаренко В .М. «Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии», «Химия в школе», 1999г