СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техкарта урока "Имя прилагательное как часть речи" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техкарта открытого урока в 5 "А" классе по теме "Имя прилагательное как часть речи" даёт представление о формах работы обучающихся, о видах деятельности, о смысловой составляющей занятия.

Просмотр содержимого документа
«Техкарта урока "Имя прилагательное как часть речи" (5 класс)»

Технологическая карта урока

Тема урока _Имя прилагательное как часть речи

Класс __5 «А»

Дата проведения 9. 04. 2018

Учитель _Кисаревская Е.В.


Планируемые результаты

Личностные: формирование уважительного отношения обучающихся к родному слову.

Метапредметные: способность анализировать информацию, поданную в устной и письменной форме, выделять в ней главное и использовать это в дальнейшей работе; работать в группе, уметь слушать других; обобщать, оценивать свои результаты.

Предметные: иметь представление об имени прилагательном, его общем значении, морф. признаках и синт. роли в предложении; получить представление о значении прилагательного в структуре языка, а также об особенностях образования прилагательного.

Цели для учителя


Образовательные – познакомить обучающихся с особенностями имени прилагательного как части речи


Развивающие – развивать интерес к родному языку, стремление к грамотному владению устной и письменной речью, к словесному творчеству.



Воспитательные - формирование эстетического восприятия действительности, развитие способности критически оценивать свою деятельность, объективно и доброжелательно – деятельность других.



Тип урока Урок получения нового знания



Форма урока Работа в группах, индивидуальная, фронтальная




Опорные понятия, термины Часть речи, общее значение, грамм. признаки, синт. роль в предложении, словообразование, морфема, эпитет.



Новые понятия Отымённые и отглагольные прилагательные







Формы контроля Взаимопроверка, самопроверка





Домашнее задание На выбор:

  1. № 574 или

  2. Письменный отчёт о проведённом эксперименте «Речь без прилагательных»

  3. Обязательно: выуч. опред-е прилаг-го







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД



Мобилизующий этап



Говорит о том, что, написав на прошл. уроке диктант по теме «Имя сущ-ное», класс получил задание повт-ть орф. «Корни с чередованием». Пришло время проверить д/з.

Оценивает работу обоих учеников.




Даёт задание литературной группе собрать материал для работы класса. (прил. 1)


Даёт задание для инд. работы поискового хар-ра.(прил. 2)

Пишут орф. диктант, который проводит специально подготовившийся ученик.

По окончании работы отвечающий у доски садится на место, а проводящий диктант задаёт вопросы классу (по морфемике), итоговым ответом на которые станет слово «прил-ное».

Записывают тему урока.



Лит. группа приступает к работе.



Ученик работает над зад-ем опережающего хар-ра

Постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено, и того, что ещё не известно.





Умение работать в группе.


Поиск и выделение необходимой информации.



Мотивация





Говорит о том, что бытует мнение о второстепенной роли имени прил-го в коммуникат. процессе по сравнению с сущ. и глаголами. Предлагает рассмотреть фразу: «Петя, сходи за хлебом» с точки зрения информативности.


Даёт задание лингвистической группе написать соч.-рассуждение.

Рассуждают о том, что не совсем понятно, в какой магазин идти и какой хлеб покупать. Делают вывод о том, для чего нужны прил-ные в языке; о том, что это важная часть речи.




Группа работает над соч. на тему «Для чего нужны и почему важны имена прил.?»

Побуждение к деятельности, самоопределение.

Умение строить высказывание в зав-сти от коммуник. ситуации.

Установление связи между целью уч. деят-сти и её мотивом.


Целеполагание







Сообщает обуч-ся о необходимости сформулировать цели урока.

Делают вывод о том, что целью урока яв-ся получ-е представления об имени прил-ном как части речи и его роли в нашей жизни.

Постановка учебной задачи.


Актуализация знаний




Просит вспомнить, из скольких компонентов состоит определение каждой части речи.


Обращает внимание на раздаточный материал (прил. 3), просит подписать свой листок и задаёт вопрос о цели заполнения таблицы.

Говорят о 3-частном построении правила, называют каждую из частей.


Подписав работу, поочерёдно заполняют верхние строки таблицы. Делают вывод о том, что на основании заполненной таблицы надо будет самостоятельно сформулировать определение имени прил-ного.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.


Открытие новых знаний (1 этап)

Предлагает заполнить 1-ю колонку таблицы.







Задаёт вопрос: «Каких признаков было больше: являющихся обычными определениями или эпитетов? Почему?»

Выступает лит. группа. Обуч-ся угадывают героев лит. произведений по их признакам (обычные определения и эпитеты). По итогам выступления группа оценивает свою работу. Класс заполняет 1-ю колонку.


Делают вывод о том, что больше эпитетов, т. к. они яв-ся образными опред-ями, т.е. несущими определённое отношение к предмету речи. А герои лит. пр-ний однозначно вызывают к себе симпатию или антипатию.

Прогнозирование рез-та своей деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации.

Этическое оценивание содержания, обеспечивающее нравст. личностный выбор.


Открытие новых знаний

(2-ой этап)

Предлагает заполнить 2-ю колонку таблицы. Обращает внимание на текст стих-я Е. Руженцева, лежащий на каждом столе (прил. 4). Оттуда нужно выписать формы одного и того же слова (прил.), выделив окончания.

Один ученик выразительно читает стихотворение. Затем обуч-ся анализируют его, выписывают на листок все формы слова «зелёный». Зачитывают получившееся вслух, самост-но заполняют 2-й столбец таблицы.














Поиск и выделение необходимой информации.


Открытие новых знаний (3 этап)

Предлагает заполнить 3-ю колонку таблицы. Для этой цели вызывается к доске ученик для синтаксического разбора предложения («Лиственные деревья подсказали Васютке, что река близка»)

Производится разбор.

Обуч-ся самостоятельно заполняют 3-ю колонку таблицы.



Структурирование знаний.


Подведение промежуточных итогов

Предлагает 2-3 ученикам сформ-ть определение прилаг-ного на основе их таблиц.


Предлагает зачитать правило из учебника и сделать вывод о том, насколько точным было сформулированное самостоятельно.


Призывает оценить свою работу прилагательными ( моя формулировка «точная», «приблизительная», «неудачная»).





Сообщает, что листки со стикерами сдают после урока для оценивания.

Формулируют правило.



Сравнивают правило из учебника со своим, говорят о том, что не учли и почему.

Приклеивают к листку ярко-зелёный стикер («точная»), оранжевый («приблизительная») или бледно-жёлтый («неудачная»)



Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.


Физкультминутка

Сообщает, что разминку проводит специально подготовившийся ученик.

Выполняют под музыку приседания, хлопки, топают ногами.





Мотивирующий этап

Сообщает о том, что определение прилаг-го надо выучить назубок, а не уподобляться герою комедии Д.И. Фонвизина.

Прослушивают краткое сообщение ученика о комедии и её авторе, о проблемах, поднятых драматургом.



Установление связи между целью учеб. деят-сти и её мотивом.


Усвоение новых знаний

Представляет «актёров» (учеников класса). Просит в ходе просмотра сценки задуматься над вопросом «Во всём ли Митрофан ошибался?»











Сообщает о том, что слово «прил-ное» есть калька (поморфемный перевод) с латыни (adjectivum – «прибавление» к сущ-ному).

Специально подготовившимися обуч-ся разыгрывается сценка.


По окончании представления делают вывод о том, что герой прав в одном: имя прил-ное – то, что приложено (к сущ-му)



Поиск и выделение необходимой информации.

Осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме.

Постановка и формулировка проблемы.


Актуализация знаний

Предлагает (раз речь зашла о морфемике) вспомнить суффиксы прил-ного.




Показывает слайды с изображением предметов. Спрашивает класс о хар-ре предстоящего задания. (прил. 5)

Называют известные им суффиксы прил-ного.



Предполагают, что следует от сущ-ных образ-ть прил-ные, выделить суффиксы.

Выполнив работу, проверяют себя. Один из обуч-ся зачитывает получившееся, правильно ставя ударение.

Оценивают работу соседа смайликами.



Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.


Получение новых знаний

Сообщает о том, что ученику было дано задание исследовательского хар-ра (на основе работы со словообраз. словарём А.Н. Тихонова).







Сообщает о том, что по способу образования прил-ные делятся на отымённые и отглагольные, но об этом речь подробнее пойдёт в 7 классе.

Отчёт ученика о проделанной работе. Излагается задание, сообщается об этапах работы, делается вывод о том, от каких частей речи и при помощи каких суффиксов чаще всего образ-ся прил-ные.



Постановка проблемы, самост. создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового хар-ра.


Рефлексия

Предлагает подвести итоги урока при помощи прил-ных.

Что на уроке было

НОВОЕ?

ТРУДНОЕ?

ПОНЯТНОЕ И ПРОСТОЕ?

ИНТЕРЕСНОЕ?


Высказывают свою точку зрения. Определяют своё место на «пьедестале почёта» (в зависимости от степени усвоения материала)



Контроль и оценка процесса и рез-тов деят-сти.


Итоговое выступление

Оценивает логику и речевую грамотность сочинения.

Лингв. группа выступает с итоговым сочинением-рассуждением о роли имени прил-ного.

Обуч-ся задают вопросы членам группы, высказывают своё мнение, конструктивно критикуют.



Осознанное и произвольное построение реч. высказывания в уст. и письменной форме.


Домашнее задание

Даёт дом. задание на выбор:

  1. № 574 или

  2. Письменный отчёт о проведённом эксперименте «Речь без прилагательных»

  3. Обязательно выучить определение имени прил-го

Записывают дом. задание, делают первичный выбор варианта его выполнения



Самост. выбор варианта дом. задания на основе оценивания собственных личностных ресурсов.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (работа в группе)

СОЗДАЙТЕ ПРИ ПОМОЩИ ОБЫЧНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ЭПИТЕТОВ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТРЁХ-ЧЕТЫРЁХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ. КЛАСС ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ, О КОМ ИДЁТ РЕЧЬ


































ОЦЕНИТЕ РАБОТУ СВОЕЙ ГРУППЫ:

- ДОБИЛИСЬ ЛИ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ (ПОНЯЛ ЛИ ВАС КЛАСС?)

- ЧТО В ЭТОЙ РАБОТЕ ВЫЗВАЛО ЗАТРУДНЕНИЯ?

- ЧТО ДАЛОСЬ ЛЕГКО И БЫЛО ИНТЕРЕСНО?

- МОЖЕТ, ЧТО-ТО ПРЕДЛОЖИТЕ ИЗМЕНИТЬ ИЛИ ДОБАВИТЬ В ЗАДАНИЕ?



ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (инд. работа на опережение)

НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРИВЕДЁННОГО МАТЕРИАЛА СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О ТОМ, ОТ СЛОВ КАКИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ЧАЩЕ ВСЕГО ОБРАЗУЮТСЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. КАКИЕ СУФФИКСЫ В ЭТОМ УЧАСТВУЮТ?


ВЯЗАНЫЙ ШАРФ, ГЛИНЯНЫЙ КУВШИН, ЖАРЕНАЯ КАРТОШКА, КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ,

КОМАРИНЫЙ УКУС, ПЛЕТЁНАЯ КОРЗИНА, КОМПЬЮТЕРНЫЙ СТОЛ, СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ,

КРАШЕНЫЙ ПОЛ, СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ, ВАРЁНАЯ РЫБА, ШЁЛКОВОЕ ПЛАТЬЕ


КАКОЕ НАЗВАНИЕ БЫ ВЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ДЛЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОДНОЙ ГРУППЫ, А КАКОЕ НАЗВАНИЕ - ДЛЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ДРУГОЙ? ( ПРИ ВЫБОРЕ НАЗВАНИЙ УЧИТЫВАЙТЕ ТО, ОТ КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ОБРАЗОВАНА КАЖДАЯ ИЗ ГРУПП)


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (таблица, которую заполняет каждый ученик, кроме тех, кто занят инд. и групп. работой)































ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (стихотворение Е.Руженцева)

Если б всё на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило?

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым,

На зелёной спать перине

Под зелёным одеялом?

И зелёною водою на рассвете умываться?

И зелёным-презелёным

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелёными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Жёлтым. Синим. Красным.

Пусть же всё на свете будет

Удивительным и разным!


ПРИЛОЖЕНИЕ 5



ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Здесь подойдут слайды с фотографиями брёвен, гор, груш, деревни, дождя, кухни, мышц человека, слив.

Эти изображения нужны на словообразовательном этапе работы с именем прилагательным.