СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технические средства обучения на уроках естественно-математического цикла.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технические средства обучения на уроках естественно-математического цикла.»

Технические средства обучения

на уроках естественно-математического цикла.


В развитии познавательных способностей учащихся, их интересов к предмету, в рационализации их труда и труда учителя большую роль играют технические средства обучения (ТСО).

К ТСО относятся механические, электрические и электронные устройства, которые учитель использует для передачи информации и контроля знаний учащихся: аппаратура динамической и статистической проекции (киноаппаратура, эпи- и диапроекторы); телевизионные системы, видео- и звукозаписывающая аппаратура; аппаратура программированного обучения и контроля; электрифицированные таблицы; стенды; макеты и модели; электронно-вычислительные обучающие системы совместно со счетно-решающей техникой и компьютерами.

Варианты использования ТСО в образовательном процессе:

  • урок с мультимедийной поддержкой – в классе стоит один компьютер, им пользуется не только учитель в качестве “электронной доски” (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии), но и ученики для защиты проектов;

  • урок проходит с компьютерной поддержкой – несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;

  • урок, интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе и преследует следующие задачи: во-первых, отработать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем; во-вторых, изучить возможности различных компьютерных программ;

  • работа с электронным учебником (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем, где традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами.

Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста.

Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста обучающихся и необходимости их использования. Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: обучающиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.

При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у обучающихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия. Целесообразное количество уроков с применением ТСО - не более 3-4 раз в неделю.

При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради.

Применение ИКТ-технологий является перспективным, так как

  • позволяет комплексно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи;

  • поставить каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретные задачи в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

  • применить различные типы электронных средств учебного назначения, активизирующие учебную деятельность;

  • частично освободить преподавателя от выполнения информационной, тренировочной и контролирующей функций;

  • формировать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями;

  • стимулировать положительную мотивацию учения за счет интегрирования всех форм наглядности; осуществить учебную деятельность с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.