СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техника «Я-высказывания» в организации взаимодействия между субъектами образовательной детальности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс  по теме "Техника «Я-высказывания» в организации взаимодействия между субъектами образовательной детальности"

Просмотр содержимого документа
«Техника «Я-высказывания» в организации взаимодействия между субъектами образовательной детальности»

Мастер класс по теме: Техника «Я-высказывания» в организации взаимодействия между субъектами образовательной детальности.

Аудитория: педагоги, специалисты и администрация ДОУ.

Цель: знакомство педагогов дошкольного образования с приемами социальной коммуникации.

Задачи:

  1. Обозначить значимость техник социальной коммуникации в коммуникативной компетентности педагога.

  2. Познакомить с техникой «Я-высказывание».

  3. Показать способы выражения претензии в технике Я-высказывание.

  4. Провести рефлексию.

Ход мастер класса

1 часть. Вводная.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Все мы знаем, что согласно профессиональному стандарту педагога дошкольного образования одной из приоритетных компетентностей является коммуникативная компетентность. Прежде, чем мы приступим к работе, я бы хотела, что бы вы высказали ассоциации, которые у вас вызывает словосочетание коммуникативная компетентность.

Высказывания педагогов. Важно стимулировать педагогов к обратной связи.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогам важно выстраивать бесконфликтное общение между всеми субъектами образовательного процесса (педагоги, дети, родители).

Одним из способов избегания конфликтов может служить техника «Я-высказывания»

«Я-высказывания» — это психологический термин, подразумевающий особенную формулировку словесной реакции на действия другого человека с помощью упора на свои мысли и чувства.

Что бы понять принцип его действия, необходимо понимать, что основной причиной разгорающегося конфликта являются недопонимания, высказанные в форме обвинения, с критикой личных качеств, например: «Тебя это не волнует, ты всегда думаешь только о себе». При этом критикуются личные качества оппонента и обобщаются все ситуации, поступки и действия. Подобные высказывания бьют по самооценке человека, что автоматически приводит к агрессивной реакции.

Использование техники «Я — высказывания», а именно переход с «Ты» на «Я», на описание своих чувств смягчает напряженную ситуацию. Например: «Ты вообще соображаешь, что ты говоришь?» или «Мне неприятно слышать то, что ты сейчас сказал». Последнее выражение, это выражение своих чувств. Оно звучит мягче и вежливее, и оппоненту нет смысла защищаться, при этом возникает желание обсудить спорный вопрос (Особенность работы мозга – услышав вопрос, пытается найти ответ).

Алгоритм составления «Я — высказывания», примерно такой:

«Когда….. (событие) + я чувствую…….(описание своих чувств) + потому что…..(объяснение воздействия на вас лично) + я хотел бы……(описание своих пожеланий)»

1. Начинайте фразу описанием того факта, который не устраивает вас в поведении или действии другого человека. Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…»

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я раздражаюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжим тот же пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

В результате вместо обвинения «Ты опять опоздала» мы получаем фразу вроде «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя»

Не смотря на кажущуюся легкость данной техники (Говоришь я, а не ты), использование техники требует определенного опыта, поскольку не всегда можно быстро сориентироваться и перестроить фразу. Поэтому сейчас мы с вами потренируемся составлять Я-высказывания в различных ситуациях

2 часть – Основная

1 упражнение. Для начала предлагаю вам разделиться на 2 команды. Каждая команда получит 8 высказываний. Вам нужно выделить Ты-высказывания, и подобрать к ним уже готовые Я-высказывания

Ты-высказывания

Я-высказывания

«Ты постоянно поступаешь по-своему»

«Когда ты делаешь все по-своему, я расстраиваюсь, потому что думаю, что для тебя не важно мое мнение. Я была бы рада, если бы мы вместе решали, как поступить».

«Ты меня уже не любишь»,

«Мне важно проявление твоих чувств»

«Почему ты все время перебиваешь меня»

«Мне сложно сконцентрироваться, дослушай до конца и задай желаемый вопрос»

«Почему ты мне грубишь»

«Я постараюсь быть терпеливой, если ты научишься меня уважать»

«Ты ужасно себя ведешь»

«Твое поведение меня огорчило. Ты можешь так больше не поступать»

«Ты без разрешения пользуешься моими вещами»

«Мне неудобно, когда вещи расположены по другим местам. Попроси разрешения, и я с удовольствием расскажу, как ими пользоваться и где они находятся»

«Ты живешь только своей работой».

«Мне одиноко по вечерам без тебя»

«Ты меня не слушаешь»

«Мне важно твое мнение, послушай меня»


2 упражнение. Работа в парах. Каждая пара получает ситуацию и составляет «Я-высказывания».

  1. Ваша подруга попросила вашу любимую рубашку и порвала ее. Что вы ей скажете?

  2. Ваш руководитель решил, что вы не выполнил его поручение и отчитывает вас за это. Что вы скажете руководителю?

  3. Ваш напарник, не поменялся с вами занятиями, хотя и обещал. Что вы скажете ему?

  4. Ваш лучший друг разболтал ваш секрет. Что вы скажете другу?

  5. Мама воспитанника уже три раза обещал принести ребенку удобную обувь на физкультурное занятие, а теперь говорит, что не может сделать этого. Что вы скажете маме?

  6. Ребенок сломал игрушку, которую вы принесли из дома для занятия. Что вы ему скажете?

  7. Вам сказали, что занятие, которое вы провели не соответствует ФГОСу. И не дали возможности высказать свою точку зрения. Что вы скажете оппоненту?

  8. Вы решили не ходить на концерт и помочь свей коллеге подготовиться к выступлению на семинаре. Вы прождали ее два часа, но она так и не пришла. Что вы скажете ей?

3 упражнение. «Я-высказывания» в тройках

Все делятся на тройки. Один рассказывает нечто, что может вызвать какие-то чувства у другого. Другой отвечает «Я-выска­зыванием». Третий слушает и дает обратную связь: получилось ли «Я-высказывание», было ли оно уместно в данном случае, как это выглядело со стороны (построение фразы, искусственность или естественность высказывания).

3 часть. Итоговая.

Используя данную технику, вы получаете следующие возможности:

  1. Прямо заявлять о собственных интересах, как в деловых отношениях, так и в личных.

  2. Понижать уровень своего эмоционального напряжения.

  3. Вести себя более уверенно, естественно, задавать нужный характер общения.

  4. Противостоять давлению и манипуляциям. Сохранять чувство собственного достоинства.

  5. Ставить партнера в ситуацию ответственного выбора.

  6. Конструктивно разрешать противоречия и конфликты.

Упражнение «Перефразирование»

Инструкция: «Необходимо объединиться в пары (тройки). Каждой команде я выдам одно из озвученных ранее возможностей. Нужно перефразировать фразу таким образом, чтобы каждое слово в ней передавалось иным словом или словосочетанием. Например: «дорогу» – в «путь», «сердце» – в «центральный орган кровообращения» и т.п. Нужно будет записать текст, перефразирующий данную фразу. Важно, что бы суть не поменялась.

Упражнение «Мне понравилось»

И в заключении, я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Сделаем это по кругу. Каждый из вас получит не законченную фразу. Вам нужно буде продолжить ее так, чтобы мы услышали ваше впечатление от полученной на мастер-классе информации.

"Во время мастер-класса я поняла...", "Самым полезным для меня было...", "На мастер-классе я узнала, что...", "Мои пожелания...", «Я хочу попробовать….». «Думаю, это будет полезно для…»

 СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!