Ф.И.О. учителя-логопеда | Степаненко Светлана Николаевна, учитель-логопед МОУ СОШ № 1 с. Покойного |
Группа (класс, логопедическое заключение) | 1 класс, индивидуальное занятие. Логопедическое заключение: ФФН. |
Тема занятия | Постановка звука [р]. Звук и буква Р. |
Тип занятия | «Открытие нового знания» |
Используемые технологии | Технология на основе деятельностного подхода. Здоровьесберегающие технологии. Информационно-коммуникативные технологии. Технология поэтапного формирования умственных действий. |
Цель занятия | Формирование у младших школьников умений необходимых для правильного произношения звука [р]. Развитие фонематического слуха. |
Задачи | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут: - дифференцировать понятия «звук», «буква»; - знать артикуляционную позу звука [р]; - обозначать на письме изучаемый звук. | Способствовать развитию умений: - обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; - выделять звук в слове, определять его место; - выражать свои мысли грамотно, точно, четко; - задавать правильную артикуляцию для определённого звука; - обеспечивать правильность речевого дыхания. | Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме. Способствовать созданию условий обеспечивающих: - формирование у учеников навыков самоконтроля; - овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: |
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. - создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. | - развивать умение высказывать свое предположение; - учить принимать и сохранять учебную задачу. | - развивать умение слушать и понимать других; - учить работать в паре. | - развивать умение находить и структурировать информацию; - развивать умения представлять информацию и извлекать ее из схем, таблиц; - на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам. |
Ресурсы занятия | Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель. Базовая презентация «Артикуляционная гимнастика». Индивидуальные зеркала, схемы звуков, демонстрационная картинка «буква и герой занятия». |
| | | | | | |
| | | | | | |
Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
I Этап Мотивации | - создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
5 минут | Показ образца выполнения упражнения, ИКТ | Фронтально | Выполним дыхательную и артикуляционную гимнастику. | Выполняют -дыхательную гимнастику: «Футбол»,«Кораблик» «Кто спрятался?», «Греем руки». - артикуляционную гимнастику: «Улыбка-Трубочка», «Грибок», «Лошадка», «Чистим зубки», «Чашечка», «Вкусное варенье». |
II. Этап Актуализации знаний | - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания); - закреплять полученные знания об артикуляции звука [р]. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
3 мин | Практические | Фронтальная | 1. Артикуляционный уклад звука [р] 2. Произносим звук [р] | 1. Артикулируют, глядя на себя в зеркало, повторяя за логопедом. 2. Затем произносят звук [р] длительно. |
III. Этап Выявления места и причины затруднений | - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения: - постановка звука [р], выработка правильной артикуляции звука, закрепление его в слогах и изолированно. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
5 мин | Практические: устные, аналитико-синтетические | Фронтальная | 1. Игра «Здравствуй, пальчик!»: пальчиковая гимнастика (большой палец поочерёдно касается подушечкой остальных, при этом проговаривает слоги согласно таблице гласных букв): РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. 2. Представим, что мы тигры: громко порычим Р-Р-Р 3. Работа в парах: - Повернулись друг к другу и произнесли звук [р]. Обратите внимание на свою артикуляцию и артикуляцию соседа. Сравните. 4 Логопед указывает на ошибки и недочёты. | 1. Выполняют упражнение, проговаривают слоги. 2. Произносят длительный звук [р], имитируя руками лапы тигра 3. Произносят звук [р], сравнивают, обращают внимание на ошибки. |
IV. Этап Объяснения (добывания) нового знания) | Цели УД и способ их реализации: - учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться); -предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить, -определяют средства для построения НЗ (новых знаний) (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи). |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации дея-ти уч-ся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
10 мин | Наглядно-демонстрационные: схем, таблиц. Практические: сопоставление- выбор правильных формулировок - заполнение схемы звука. | фронтальная | Охарактеризовать звук [р]. 1. Ещё раз произнесём и попробуем определить какой этот звук? 2. Гласный или согласный? 3. Произнесём звук твёрдо. - Квадратиком какого цвета это обозначим? 4. Этот звук звонкий или глухой? 5. Почему? 6. Вспомним артикуляционную позу и определим, какими упражнениями нарисуем схему звука. 7. Познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук на письме. (Показ, демонстрационной картинки «буква и герой занятия».) Рассматривание буквы в таблице рукописных букв. | 1. Дети произносят. 2. Согласный. 3. [р]. - Синего. 4. Звонкий. 5. При артикуляции его мы пользуемся голосом. Работают голосовые связки. 6. Зубы «заборчиком»открыты, губы - «улыбочка» широкая, язык «чашечкой» (прогнутая стрелочка вверх), дрожит 7. Написание буквы указательным пальцем в воздухе. |
V. Этап Оздоравливающий момент | - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
3 мин | Показ образца выполнения упражнения. | групповая | Выполняет движения, сопровождая их чистоговоркой вместе с обучающимися. Чистоговорка: Ар-ар-ар - на базар пошел Макар. Ор-ор-ор - он купил себе топор. Ыр-ыр-ыр - для хозяйки вкусный сыр. Ёр-ёр-ёр - дочке красочный ковер. Ир-ир-ир - а для бабушки - кефир. | Координация слов с движениями: |
VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи | - усвоение нового способа действия; - выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий; - проговаривание выполнения вслух; - развитие фонематического слуха. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
5 мин | - Наглядно-демонстрационные: предметные картинки. | Парная | Определение места звука в слове. - Разложить предметные картинки на 3 (три) строчки: р-; -р-; -р. | Работают в парах сообща, раскладывают картинки по признаку звук [р] в начале слова, в середине, в конце. |
VII. Этап Самостоятельная работа | - создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля; - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
| 7 минут | Практические письменные | индивидуальная | Работа в тетради. - Напишите эти слова в тетрадь в три столбика. -Выделите букву Р | Пишут слова самостоятельно. |
VIII. Этап Рефлексия | - формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
2 мин | аналитико- синтетические | Фронтально-индивидуальная | - Сверьте свои записи с записями на доске (на оборотной стороне). - Оцените свою работу на занятии - Выбирайте себе значок. | Оценивают свои записи значками: |