Ф.И.О. учителя: Игнатова Анна Павловна
Дата: 10.12.2024 Предмет: математика Тема: Семейный бюджет: планирование и контроль.
Цель: освоение программы обучающимися, соответствие структуры урока требованиям ФГОС.
Этап урока | Ход урока | Плюсы/ минусы | Технологии/ методы |
1.Организационный этап. | Приветствие, организация внимания учеников. | | - |
2. Актуализация знаний. | Задумывались ли Вы когда-нибудь над таким понятием, как семейный бюджет и как его вести? Безусловно, что этим вопросом задавалось множество семей нашего времени. Одним из основных ответов на этот вопрос является то, что эти люди не знакомы с понятием семейного бюджета, и умением его планировать. Тратить деньги без раздумий может каждый, а чтобы правильно распределять свои расходы и доходы, этому необходимо учиться. Насколько правильно Вы составите и распределите бюджет своей семьи, настолько благополучным будет Ваше финансовое состояние в будущем. Тем более, это напрямую влияет на то, сможете ли Вы купить себе квартиру, машину или другие блага цивилизации. Сложилась ситуация. В семье решают, на что стоит потратить средства в ближайший месяц: папа предлагает купить новый пылесос, мама – обувь для всех членов семьи, сын – самокат, дочь – поехать на выходные всей семьей на отдых. Денег хватит только на что-то одно. Вопросы: • Какие интересы сталкиваются в этой ситуации? • Можно ли избежать конфликта в данном случае? • Что необходимо знать, чтобы предложить решение в данной ситуации? Укажите причину конфликта (отсутствие финансовой грамотности). Учитель задает ключевой вопрос урока «Почему надо планировать семейный бюджет?» | | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. Беседа |
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока. Формулирование темы урока. | Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Для планирования семейного бюджета используется множество методов. Я предлагаю разобрать один из методов. Метод — как тратить деньги правильно. Правило 4 конвертов доступный и наиболее простой способ планирования семейного бюджета. Не нужен ежедневный учет расходов, не нужно распределять категории расходов, что и сколько я могу потратить на то или другое. Достаточно 1 раз в месяц уделить 10-15 минут вашего времени. Этого достаточно. Учитель объясняет, для кого необходимо выполнение предлагаемого правила? Правило подойдет для тех кто: - тратит больше, чем зарабатывает; - постоянно влезает в долги; - неравномерно тратит деньги (почти все средства тратятся в первые дни, а потом живет на жалкие крохи оставшиеся дни до зарплаты); - хочет добиться финансовых целей малыми усилиями; - желает более рационально использовать денежные средства. | | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. |
4.Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания). | Учащимся предлагается прослушать текст, выполнить задания и ответить на вопросы. Учитель знакомит с основными терминами: расходы, доходы, обязательные, необязательные, регулярные, нерегулярные, бюджет, сбалансированный, дефицитный, профицитный, «подушка финансовой безопасности». Организует работу (в парах) по заполнению таблиц: «Расходы», «Доходы» на примере данной семьи. Проверка по эталону. Приложение 1. | | Познавательные: структурирование собственных знаний. Регулятивные: контроль и оценка процесса результатов деятельности. |
Физкультминутка | На поляне стоит сосна, к небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге). Ветер сильный налетал, все деревья раскачал. (Наклоны корпуса влево-вправо). Ветки гнутся взад-вперёд, ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью). Будем вместе приседать – раз, два, три, четыре, пять. (Приседания). А теперь на месте шаг, выше ноги! Стой, раз, два! | | |
5.Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные задания) | Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и знать доходы и расходы в денежном эквиваленте. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, мы сейчас будем решать задачи. Решение задач Составьте сбалансированный бюджет семьи на месяц, если известны следующие данные: зарплата папы - 32000 руб., заработная плата мамы на 12000 руб. меньше, чем заработок папы, пенсии бабушки и дедушки на 4000руб. больше, чем заработная плата мамы, стипендия сына в 10 раз меньше заработной платы папы. Каждый месяц семья расходует на покупку продуктов – примерно 13000 руб., на оплату квартиры - 6000 руб., на предметы гигиены (мыло, зубную пасту, шампунь и т.д.) - примерно 1500 руб., на оплату проезда на транспорте - примерно 2000 руб., на лекарства бабушки и дедушки -3500 руб. Кроме того мама хотела бы купить новые сапоги за 6000 руб., сын – билет на концерт любимой группы за 2000 руб., а папа давно мечтает отремонтировать телевизор, на что потребуется 5000 руб., поменять свой старый телефон, на что нужно 30000 руб. Дополнение к задаче Задача 1. Семья решила откладывать ежемесячно 10 000 руб. на приобретение компьютера. Какие изменения следует внести в бюджет семьи? Задача 2. Плата за квартиру на 500 руб. повысилась. Какие расходы в этом случае следует изменить? Задача 3. Из-за плохой учебы сын перестал получать стипендию. Какие теперь изменения придется внести в бюджет? | | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Задачи 1. В какой расфасовке стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.? Сколько денег она сэкономит? 2. Сколько рублей составит плата за электроэнергию? Если на счетчике показания сегодняшнего месяца 7642, а показания счетчика в прошлом месяце были 7583, если известно стоимость 1 кВт/ч = 2,630 рублей 3. Молодая семья откладывает каждый месяц по 2500 рублей на покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит 27 000 рублей? | | Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия). Самооценка | На доске три мешочка. Положите свой пятачок в один из «мешочков знаний»: зеленый – если на уроке вам все понятно, все задачи вы решили. Желтый – если вам на уроке было все понятно, но возникли небольшие затруднения; красный – если ничего не понял, задачи не смог решить. | | |
8. Домашнее задание | Составить кроссворд по теме «Семейный бюджет». | | - |
Заместитель директора: Е.В.Антипенкова.