СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по музыке для 3 класса по теме "Мороз и солнце; день чудесный"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта соответствует требованиям ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по музыке для 3 класса по теме "Мороз и солнце; день чудесный"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

(урок «открытия нового знания»)

Класс: 3

Тема урока: «Мороз и солнце; день чудесный!...»

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: познакомиться с красотой зимнего времени года через произведения искусств поэтов, художников, композиторов.

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

  • Развивать музыкальное мышление, память, речь учащихся, чувства ритма;

  • Формировать учебно ­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • Формировать умение участвовать в диалоге на уроке и отвечать на вопросы учителя;

  • Формировать умение извлекать новые сведения из представленной информации;

  • Формировать освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Оснащение урока:

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Ноябрь. На тройке»; Е. Крылотов, стихи Ю. Энтина «Кабы не было зимы».

Литературный ряд: текст песни «Кабы не было зимы», стихотворение «Зимнее утро».

Зрительный ряд: портрет композитора, картина И. Грабарь «Иней».

Материалы для обучающихся: слова песни.

Материалы для учителя: технологическая карта, мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые на данном этапе урока)

Методы обучения

1.Мотивация к учебной деятельности

Активизация учащихся, создание положительного настроя детей на работу. Самоопределение к деятельности.

Музыкальное приветствие. (приложение 1)

- Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли необходимое для урока лежит у вас на столах?

Приветствуют учителя, показывая движения.

Показывают готовность к уроку.

Формировать учебно ­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Формирование готовности восприятия учебного материала

2.Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке?

- Кто мне скажет, что такое пауза?

- А как по-итальянски переводится слово «фермата»?

- Давайте вспомним и споем песню, которую разучивали на прошлом уроке. (приложение 2)

О знаках препинания в музыке.

Перерыв в звучании.

Остановка.


Исполняют песню.

Формировать умение участвовать в диалоге на уроке и отвечать на вопросы учителя.

Повторение

3.Организация познавательной деятельности

3.1.Целеполагание















3.2.Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности)






















3.2.1.Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении)




































3.2.2.Вокально-хоровая работа (исполнение распевок, попевок, вок.хор.упражнений; повторение или разучивание песни)























3.2.3.Музыкально-ритмические движения (музыкательно-двигательная разминка, музыкальная пальчиковая гимнастика, элементы ритмики)


3.2.5.Творческое задание (Виды музыкальной деятельности на уроке музыки могут меняться местами в зависимости от цели и задач урока


3.3.Первичное закрепление (проходит после каждого вида музыкальной деятельности)



Учащимся предлагаю видео-ряд репродукций зимней природы (на фоне пьесы из цикла “Времена года” “Зима”. А. Вивальди)

-Как вы думаете, как будет звучать тема урока?

- Правильно, сегодня на уроке мы поговорим о зиме, об изменениях в природе, о зимних праздниках.

Тема урока будет звучать красивыми словами из стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро». Кто помнит, как начинается стихотворение?

- Правильно ребята. Молодцы.

- Ребята, а какую цель мы можем поставить на сегодняшний урок?


- Многие великие поэты, художники, композиторы посвящали и посвящают свои творения именно зиме. Послушайте стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» (приложение 3)

- Какое настроение передает автор в первой строфе?

- Меняется ли оно во второй строфе?

- Ребята, а вы знаете как называются картины на которых изображена природа?

- Зима и зимние праздники всегда были любимой темой русских художников. Белый мягкий снег преображает природу – пушистыми шапками ложится на ветви деревьев, широким ковром покрывает лесные поляны, холмы и долины. Это хорошо видно на картине И. Грабарь «Иней». Какими красками можно описать зиму?


- Сегодня на уроке мы соприкоснемся с творчеством русского композитора Петра Ильича Чайковского. Первое знакомство с П.И. Чайковским у нас было и в 1 и 2 класса и еще будет неоднократно.

- Чайковский много путешествовал по разным городам нашей страны, наблюдал за природой в разные временя года, а потом свои наблюдения переложил на музыку. Он создает фортепианный цикл «Времена года».

В этот цикл вошло 12 пьес, по числу месяцев в году.

Каждая пьеса – яркий музыкальный образ, передающий образ русской природы, русских обычаев и праздников, русского характера.

- А сейчас я вам предлагаю послушать пьесу «Ноябрь. На тройке». Вас же попрошу быть внимательными слушателями. Включите свою фантазию и ответьте на вопрос после прослушивания: какие картины природы можно «увидеть» в этом произведении?

-Одинакова ли была мелодия, характер, темп, динамика на протяжении всего произведения? На этот вопрос мы ответим, прослушав пьесу еще раз.

- Если вы были художниками, то что бы вы изобразили, прослушав данное музыкальное произведение.


- А теперь я предлагаю вам приступить к разучиванию песни

«Кабы не было зимы». (приложение 4)

- Для начало давайте прослушаем эту песню.

- Какую картину природы вы рисуете в своем воображении, слушая эту песню?

- Давайте же приступим к разучиванию этой прекрасной зимней песни.

Учим первый куплет. Я читаю строку, вы повторяете за мной. И каждый раз к разученной строке добавляем последующую строку.

Полностью поем первый куплет.

Второй, третий и четвертый куплет учим также.

- Давайте теперь исполним эту песню по рядам. Первый ряд исполняет первый куплет, второй ряд - второй куплет, третий ряд – третий куплет, а четвертый куплет поем все вместе.

- Молодцы, ребята.


- Ребята, для того чтобы наше пение было более красочным и интересным я предлагаю с инсценировать ее (добавить движения).




- Ребята, я вам предлагаю еще раз послушать пьесу П. Чайковского и нарисовать зиму такой, какой вы ее представляете.





- Итак, ребята, давайте вспомним стихотворение какого великого русского поэта прозвучало в начале урока?

- Какой композитор сочинил фортепианный цикл «Времена года»?

- Сколько пьес вошло в этот цикл?

- С какой пьесой познакомились на уроке?

- А какую песню мы с вами разучили?

- Удалось нам достигнуть цели, которые мы ставили перед собой вначале урока?





Зима, зимняя природа.








«Мороз и солнце-день чудесный».


Ставят предполагаемую цель.




Слушают стихотворение.







Радость, бодрость


Да, появляется тревога, создается мрачное настроение.

Пейзаж.












Белый, блестящий, голубой, изумрудный и т.д.


Слушают о композиторе.





















Слушают пьесу.






Отвечают на вопрос.



Отвечают на вопрос после повторного прослушивания.




Отвечают на вопрос.








Прослушивают песню.


Снег, сугробы, снеговик, детвора, снегири и т.д.


Приступают к разучиванию песни.









Исполняют песню по рядам.








Поют песню, повторяя движения за учительницей.







Слушают пьесу и рисуют зиму.







А. С. Пушкина





П. И. Чайковский.



12 пьес.

«Ноябрь. На тройке».


«Кабы не было зимы»


Да.

Формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.














Формировать умение участвовать в диалоге на уроке и отвечать на вопросы учителя.























Формировать умение извлекать новые сведения из представленной информации.


































Развивать музыкальное мышление, память, речь учащихся, чувства ритма.








































Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Освоение элементарных норм ведения разговора
















Беседа


























Рассказ






































Беседа





































Поощрение и порицание в обучении






Повторение


4.Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, что вам больше всего понравилось на сегодняшнем уроке?

- Какое впечатление произвел на вас урок?

Наш урок, посвященный прекрасному времени года «Зима» закончился, когда вы будете идти домой, посмотрите на природу глазами поэтов, художников, композиторов. Попробуйте представить себя на их месте, что у вас получится. Всем спасибо за урок.

Отвечают на вопросы.

Формировать освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Оценка своей деятельности.













Приложение





  1. В этот чудесный день,

    1. Поля, и дубравы, и пышные травы

    В лучах янтарных все кругом.

    Лазурь небосклона светла и бездонна,

    И это счастьем мы зовем.



Добрый день.

Дружно здороваться нам не лень.

Руки протягивай, не зевай.

Песню веселую запевай.





3. Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.





Надоело б лето.
Не пришла бы к нам метель
На денёк хотя бы,
И снегирь не сел на ель
Кабы, кабы, кабы,
И снегирь не сел на ель
Кабы, кабы, кабы.

Кабы не было зимы,
А всё время лето,
Мы б не знали кутерьмы
Новогодней этой.
Не спешил бы Дед Мороз
К нам через ухабы,
Лёд на речке не замёрз
Кабы, кабы, кабы.
Лёд на речке не замёрз
Кабы, кабы, кабы.

Кабы не было зимы
В городах и сёлах,
Никогда б не знали мы
Этих дней весёлых.







4. Кабы не было зимы
В городах и сёлах,
Никогда б не знали мы
Этих дней весёлых.

Не кружила б малышня
Возле снежной бабы,
Не петляла бы лыжня
Кабы, кабы, кабы.
Не петляла бы лыжня
Кабы, кабы, кабы.

Кабы не было зимы,
В этом нет секрета,
От жары б увяли мы,




Кабы не было зимы
В городах и сёлах,
Никогда б не знали мы
Этих дней весёлых.